Производственная цепочка с помощью модели шерстяные вещи. Составь цепочки

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

г. Шелехов , Иркутская область

Технологическая карта урока

окружающего мира

по УМК «Школа России» ,2 класс

«Из чего что сделано?»

Петрова Елена Павловна,

учитель начальных классов,

первая квалификационная категория

г. Шелехов, 2017

Технологическая карта урока окружающего мира, 2 класс , УмК «Школа России»

Цели деятельности учителя

Задачи

Создать условия для ознакомления со свойствами некоторых природных материалов, из которых сделаны различные предметы; формирования элементарных представлений о некоторых производственных процессах, начиная с добычи сырья в природе и заканчивая получением готового продукта.

Обучающие :

Познакомить с природными материалами, используемыми при изготовлении различных предметов;

Познакомить с простейшими производственными цепочками при изготовлении различных предметов;

Формировать представления об окружающем мире.

Развивающие :

Развивать мыслительные операции: синтез, анализ, обобщение;

Развивать умение работать в группе.

Воспитательные :

Воспитывать интерес к предмету через понимание взаимодействия человека и природы.

Воспитывать чувство товарищества, аккуратность, усидчивость.

Воспитывать бережное отношение к природным богатствам.

Тип урока

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Планируемые
образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):

научатся :

Строить простейшие производственные цепочки при изготовлении различных предметов

получат возможность научиться:

Находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать ее содержание.

Метапредметные :

познавательные :

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, ставить проблему поискового характера;

Применять методы информационного поиска (с помощью компьютерных средств);

Проводить рефлексию результатов деятельности;

Оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами;

коммуникативные:

Слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном (групповом) обсуждении проблем;

Участвовать в коллективном (групповом) обсуждении проблем;

Управлять поведением членов группы, корректировать и оценивать их действия;

- уметь слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение.

регулятивные:

Ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и усвоенного материала;

Корректировать план и способ действия в случае расхождения гипотезы и реального результата;

Овладевать способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Личностные:

Ориентироваться в межличностных отношениях при работе в группе;

Принятие и освоение социальной роли обучающегося;

Развитие мотивов учебной деятельности, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

Формирование личностного смысла учения.

Формы работы

Фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный; словесный, наглядный, частично-поисковый, практический, игровой.

Образовательные ресурсы

УМК «Школа России» :

Плешаков А.А. «Окружающий мир». Учебник для 2 класса. Ч.1. М.. Просвещение, 2016.;

Рабочая тетрадь для 2 класса. Ч.1. М.. Просвещение, 2016.;

- ;

Карточки с заданиями;

Изображения предметов рукотворного мира, таблицы, план отчёта группы, конверты с карточками.

Основные понятия

Природные ископаемые, производственные цепочки, добыча, древесина, шерсть, металл, глина, изделия, рукотворный мир.

Ход урока

1. Мотивация и самоопределение к учебной деятельности.

Цель:

осознанное

вхождение учащегося в пространство учебной деятельности .

2 мин

Здравствуйте, ребята! Поприветствуем друг друга.

Улыбнемся солнышку,

Дадим друг другу руку.

Поднимем настроение

Себе и другу.

Подарите тепло своих улыбок мне и другу.

(на доске разноцветные жетоны)

Выберите понравившийся вам жетон.

Объединитесь в группы по цвету жетонов.

Меня мама в детстве называла Почемучкой . Почему?

А вас можно назвать почемучками? Тогда этот урок для вас…( )

Приветствуют учителя , друг друга .

Эмоционально настраиваются на урок.

Объединяются в рабочие группы

Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

Регулятивные : развитие мотивов учебной деятельности.

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные : знание основных моральных норм, осознание себя членом общества; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

II . Актуализация знаний и фиксация

затруднения в

деятельности. ( Выявление темы урока и постановка учебных задач ).

Цель: подготовить учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и зафиксировать индивидуальное затруднение.

2 мин

Посреди Тихого океана есть небольшой остров. ().

На этом острове живет племя диких туземцев. ()

К этому острову волной принесло вот эту коробку. Посмотрим, что в ней.

(В коробке глиняный горшок, металлическая ложка, вязаный шарф, книга, деревянная ложка).

Вам знакомы эти предметы? Что общего между ними? (Кто их сделал?)

Туземцам эти предметы очень понравились, но они видели их впервые. У них возник вопрос.

Как вы думаете, какой вопрос возник у туземцев?

Есть у вас предположения, о чем мы будем говорить на нашем уроке?

Сформулируем тему урока.

(из разрезных карточек складываю

Какие учебные задачи перед собой поставим?

Начнем со слов: мы узнаем… ()

Муравей-вопросик нам в этом поможет

(Уч стр. 108)

Что пока кажется трудным и непонятным? ()

Рассматривают содержимое коробки

Созданы руками человека.

Из чего они сделаны

Из чего делают разные предметы

ИЗ ЧЕГО ЧТО СДЕЛАНО

Уч. стр.108 читают цели урока

Производственные цепочки

Познавательные : формирование мыслительных операций : анализ, сравнение, обобщение.

Коммуникативные : умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других .

Регулятивные : умение определять тему и цель деятельности на уроке

I I I . Выявление

места и причины затруднений

(постановка

учебной задачи)

Цель: организовать и направить на восприятие нового материала.

2 мин

Вокруг нас множество предметов, созданных руками человека.

Где люди берут материал для их изготовления?

Из каких природных материалов сделаны эти предметы?

А какое отношение к ним имеет книга? Из чего сделана она?

У туземцев таких изделий раньше не было, они хотят научиться их создавать.

Они обратились к нам за помощью, чтобы мы объяснили, как их изготавливать.

Вы готовы уже сейчас им об этом рассказать? Почему?

Как же нам помочь туземцам?

Что поможет вам получить новые знания?

В природе

Глина, дерево, металл, шерсть

Нет, не хватает знаний

Нужно сначала самим научиться

Учебник, тетрадь, дополнительная литература

Познавательные : умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя.

Регулятивные :

Личностные :

физ-мин

1 мин

Работать мы сейчас начнем,

Но сначала отдохнем.

Ручками похлопаем,

Ножками потопаем,

Глазками помигаем,

Как зайчики попрыгаем.

выполняют движения

Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

IV . Построение проекта выхода из затруднения

Цель: постановка

цели исследования,

выбор способа решения учебной проблемы.

3 мин

У вас на партах пакеты с заданиями: производство изделий из шерсти, изготовление изделий из глины, металла и создание книги.

Ваша задача : каждой группе выбрать для изучения одно из производств, изучить и подготовить о нем краткое сообщение.

По окончанию отведенного времени у вас будет возможность выступить со своим отчётом, послушать выступление ребят, т.е. обменяться полученными знаниями.

Ваша совместная работа в группах должна идти по плану:

План: (план на доске) ()

1.Изучить текст (Приложение 2-5)

2.Рассмотреть рисунки в учебнике на страницах (стр. 109 – 111).

3. Построить производственную цепочку.

4. Подготовить сообщение.

дети получают пакеты с заданиями, внутри группы распределяют

обязанности

Познавательные: умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их.

Регулятивные: проговаривание последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы.

V . Реализация построенного проекта.

( Решение учебной задачи)

Цель: формировать элементарные представления о некоторых производственных процессах, начиная с добычи сырья в природе и заканчивая получением готового продукта.

15 мин

Приступим к исследованию.

(изучают материал по плану , строят модели исходной проблемной ситуации. )

1 группа «Изготовление изделий из глины» ()

2 группа « Изготовление изделий из шерсти» ()

3 группа « Изготовление изделий из металла» ()

4 группа «Рождение книги»

По ходу самостоятельной работы в группах учитель контролирует, направляет, корректирует. Информирует об окончании отведенного времени.

в группах изучают учебный материал, готовят выступление, составляют производственные цепочки, анализируют и сравнивают новые знания с уже имеющимися.

Познавательные : формирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные : умение высказывать свое предположение

Личностные : умение осознавать трудности и стремление к их преодолению.

Коммуникативные : инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.

V I . Первичное

закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель:

первично закрепить новые понятия

10 мин

Представление готового продукта (производственных цепочек, сообщение)

(цепочки сверяются с эталонами на слайдах) ()

Выступление каждой группы с сообщением по выполненному заданию.

Остальные анализируют полученную информацию.

Рассказ сопровождается слайдами, подготовленными учителем.

Познавательные : классифицирование предметов по характеру материала

Регулятивные: контроль, коррекция.

Коммуникативные:

VII . Применение полученного знания

(Самостоятельная работа с самопровер-кой по эталону )

Цель: самостоятельно выполнить задания нового типа, осуществить их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявить и корректировать возможные ошибки.

5 мин

Итак, мы с вами познакомились с некоторыми материалами, из которых человек может сделать необходимые ему предметы.

Закрепим полученные знания.

Выполним задание в рабочей тетради. Стр. 70 №1

Обведите синим карандашом рисунки, где производственная цепочка «Изготовление бумаги».

Зеленым карандашом обведите рисунки, где показано «Изготовление предметов из шерсти»

Красным карандашом «Изготовление предметов из глины»

Выполняют задания в «Рабочей тетради» на стр.70 №1

Составляют

производственные цепочки.

Дополнительно: выполняют задание в тетради на стр. 71

Коммуникативные : умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

VIII . Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, и организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

3 мин

Какие цели мы ставили перед собой на уроке. Достигли ли мы их?

Помогли ли мы туземцам в их просьбе?

Добывая различные материалы, люди изменяют природу, нередко наносят ей вред. Карьера, оставшийся после добычи глины – рана на поверхности земли, где легко разрушается плодородный слой каждой весной. Вырубленный лес – это уничтоженный дом многих растений и животных. Природные богатства не безграничны, их надо беречь.

Еще надо помнить о том, что в каждую вещь вложены знания и труд многих людей, поэтому к вещам надо относиться бережно.

Задание на самооценку . ()

Закончите предложения:

Было интересно узнать, что…

Меня удивило …

Было трудно…

А я бы работу …оценила….(смайлики)

А мне осталось сказать всем:

Спасибо за урок!

Делают выводы и обобщения по теме урока

Учащиеся анализируют свою деятельность на уроке, выполняют рефлексивно-оценочную деятельность

Познавательные : рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные : адекватная самооценка.

Домашнее задание.

С. 108-111, рабочая тетрадь стр.71 №3, №4

Записывают домашнее задание

Регулятивные: действовать по намеченному плану; преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Приложение 1.

ЧЕГО

ЧТО

СДЕЛАНО?

ИЗ

ЧЕГО

ЧТО

СДЕЛАНО?

ИЗ

ЧЕГО

ЧТО

СДЕЛАНО?

ИЗ

ЧЕГО

ЧТО

СДЕЛАНО?

Приложение 2. Тексты для изучения в группах

1 группа: Изготовление изделий из глины:

Глину добывают в карьерах экскаваторами.

В сыром виде она мягкая, а высыхая, затвердевает.

Глину смешиваются с водой до состояния густой пасты.

Затем из нее лепят посуду или игрушки на гончарном круге*.

Затем изделия обжигают в печи при высокой температуре, чтобы они затвердели.

После обжига глина становится прочной и никогда не станет мягкой.

Искусство делать такие вещи называется керамикой .

Людей, которые делают глиняную посуду, называют гончарами

2. Рассмотрите иллюстрацию учебника стр. 109

Составьте производственную цепочку * изготовления изделий из глины. Приклейте и запишите ее на листе.

гончарный круг, ваза, карьер, глина, печь.

Пояснение:

*Гончарный круг – крутящийся каменный диск, на котором гончар лепит посуду.

*Гончар – мастер по изготовлению посуды и предметов быта из глины.

Приложение 3

2 группа: .

1. Прочитайте текст. Подготовьте короткое сообщение для ребят. (Можете разрезать текст на части для выступления)

Для производства вязаных изделий используют шерсть овец.

Стригут овец. Получают шерсть. Готовую шерсть называют волной.

На прядильном комбинате из шерсти прядут нитки и скручивают их в большие катушки - бобины * .

Из ниток на ткацком станке изготавливают ткань.

Ткань красят и наносят рисунок.

В ателье портной из ткани шьет одежду. Или из пряжи вяжут шерстяные вещи.

2. Рассмотрите иллюстрацию учебника стр. 111

Составьте производственную цепочку * изготовления изделий из шерсти. Приклейте и запишите ее на листе.

Используйте картинки (прилагаются) и слова (слова запишите под соответствующими картинками): ткань, овца, одежда, пряжа, шерсть .

3. Подготовьте краткое сообщение.

Выступление группы должно быть не более 3 минут.

*Пояснение:

бобины - это большие катушки, на которых на фабриках накручивают пряжу, нитки, веревки

*производственная цепочка – последовательность действий при каком-либо производстве (от сырья, т.е. материала, до готовой продукции).

Приложение 4

3 группа: Производство изделий из металла .

1. Прочитайте текст. Подготовьте короткое сообщение для ребят. (Можете разрезать текст на части для выступления)

Под землей в шахте добывают железную руду * .

Затем руда попадает на завод в печь. В печи она плавится и становится жидкой. Её варят в специальных больших котлах. Так получается сталь.

Затем сталь выливают в формы, похожие на огромные стаканы или слитки и дают остыть. Остывшие слитки развозят по заводам. На заводах сталь раскатывают и делают из них разные металлические изделия.

2. Рассмотрите иллюстрацию на листе.

Составьте производственную цепочку * изготовления изделий из металла. Приклейте и запишите ее на листе.

Используйте картинки (прилагаются) и слова (слова запишите под соответствующими картинками):

Печь, сталь, изделие, слитки, железная руда

3. Подготовьте краткое сообщение.

Выступление группы должно быть не более 3 минут.

Пояснение:

*железная руда – полезное ископаемое, добываемое под землей в шахтах или карьерах в местах, где есть горы

*производственная цепочка – последовательность действий при каком-либо производстве (от сырья, т.е. материала, до готовой продукции).

Приложение 5

4 группа: Рождение книги .

1. Прочитайте текст. Подготовьте короткое сообщение для ребят. (Можете разрезать текст на части для выступления)

Из леса привозят деревья. Бревна деревьев рубят в мелкие щепки (опилки) рубильными машинами. Щепки варят в огромных котлах в специальной жидкости. Получается древесная каша, которая называется целлюлоза * . Затем эту кашу выливают как жидкое тесто на специальные подносы-сетки. Машины трясут эти сетки, чтобы стекла вся жидкость. Когда стекает вся влага, на сетке остаются древесные волокна. Их отжимают, разглаживают специальными валиками, и получаются широкие плотные листы бумаги, их везут в типографию * . В типографии книги печатают и увозят по магазинам.

2. Рассмотрите иллюстрацию учебника стр. 110

Составьте производственную цепочку * изготовления книги. Приклейте и запишите ее на листе.

Используйте картинки (прилагаются) и слова (слова запишите под соответствующими картинками):

бумага, книга, бревна, типография, древесные щепки.

3. Подготовьте краткое сообщение.

Выступление группы должно быть не более 3 минут.

Пояснение:

*Типография – учреждение, где печатают книги, журналы, газеты.

*производственная цепочка – последовательность действий при каком-либо производстве (от сырья, т.е. материала, до готовой продукции).

Приложение 6.

Превращение глины в изделие

Изготовление изделий из шерсти

Изготовление изделий из металла

Как рождается книга

Сегодня я предлагаю вам немного отвлечься от серьёзных дел и немного поиграть, но, разумеется, не просто так, а в некую развивающую игру. Как говорится - «Играя, учись!» (некоторые приписывают авторство этой фразы А.С. Макаренко). К тому же эта игра подтянет ваш лексикон и улучшит великий и могучий - а что может быть лучше, верно?

Составь цепочку «Железная руда - ________ - ________»

Вот такое вот задание. Итак, поехали:


Составь цепочку «Зерно - ________ - ________ ________ - ________ - ________

Зерно! Крестьянин, торжествуя… Предлагаю помочь ему справиться с этой трудной лингвистической задачкой.

«Зерно - Мука - Ржаное тесто - Хлеб - Гренки» (я отдал предпочтение ржи, ибо просто люблю ржаной рижский хлебушек, а уж гренки из него… да с маслицем…).


«Зерно - Очищенное зерно - Лаборатория селекционера - Опытный образец - Результат». Последним пунктом может идти как удача, так и фиаско: у селекционера может получиться «родить» новый сорт пшеницы, а может и постигнуть неудача.


Кстати, окончанием «зерновой» цепочки хлеб может и не быть: его вполне может заменить булгур (крупа из нешелушённой пшеницы) или тот же рис.

Напоследок попробую объединить цепочки в одну:

Железная руда - стальной лемех - плуг - Зерно - мука - заквашенное тесто - заготовка - каравай.


Приятного аппетита!

Класс: 2

Цель: Познакомить с природными материалами, из которых сделаны различные предметы; формировать элементарные представления о некоторых производственных процессах, начиная с добычи сырья в природе и кончая получением готового продукта; воспитывать бережное отношение к природным богатствам.

Планируемые результаты: Метапредметные

Регулятивные: уметь формулировать учебную задачу; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы; осуществлять контроль и коррекцию; оценивать результаты своей деятельности на уроке. Познавательные: классифицировать предметы по характеру материала, показывать цветом разные производственные цепочки; читать текст учебника; по рисункам учебника прослеживать производственные цепочки, моделировать их, составлять рассказ по картинкам, приводить другие примеры использования природных материалов для производства изделий. Коммуникативные: участвовать в работе пары и группы. Договариваться друг с другом, принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению.

Предметные: узнают, какие природные материалы люди используют для изготовления изделий; научатся составлять простейшие производственные цепочки

Личностные: бережно относиться к вещам; понимать необходимость бережного отношения к природе; уважительно относиться к труду людей.

Учебные материалы: Учебник А.А. Плешаков “Окружающий мир”, рабочая тетрадь №1, компьютер, мультимедийный проектор, экран, разные предметы из глины, металла, древесины, шерсти; карточки – модели. У учащихся: сигнальные флажки, цветные карандаши (фломастеры)

1. Организационный момент, эмоциональный настрой. (слайд1)

Прозвенел звонок весёлый
Все готовы? Всё готово?
Мы, сейчас, не отдыхаем,
Мы, работать начинаем.

2. Проверка домашнего задания.

А)Индивидуальные задания по карточкам. (2 детей получают задания)

Подчеркни одной чертой продукцию промышленности, двумя - продукцию сельского хозяйства.

1. Помидор, книга, морковь, телефон, настольная лампа, картофель, трактор, редис, лук, стул, утюг, тапочки.

2. Арбуз, вишня, стул, майка, виноград, ботинки, пальто, ракета, слива, парта, тыква, капуста, самолёт, чеснок, огурец.

Б) Игра “Верно это или нет”.

Поиграем в игру “Верно это или нет” (работа с сигнальными карточками-светофорами: если верно-зеленый цвет, если нет-красный)

Верно ли, что экономика – это хозяйственная деятельность людей? (да)

Верно ли, что хлеб, молоко, мясо дает нам торговля? (нет)

Верно ли, что бумажные деньги впервые стали использовать в Китае? (да)

Верно ли, что в наши дни деньги не делают из дерева? (да)

Верно ли, что одежду, обувь, мебель производят в торговле? (нет)

Верно ли, что маляр, каменщик, штукатур, крановщик работают в строительстве? (да)

Верно ли, что продукты и вещи мы можем приобрести в сельском хозяйстве? (нет)

Верно ли, что чтобы утром нам выпить стакан молока, работают только отрасли сельское хозяйство и торговля? (нет, транспорт, промышленность)

Верно ли, что вместе со строителями в возведении дома участвуют специалисты транспорта и промышленности? (да)

Верно ли, что все отрасли экономики связаны друг с другом? (да)

Самоопределение к деятельности

Посмотрите на экран. (слайд 2) На слайде изображены разные предметы.

(Ракушка, варежки, ножницы, кувшин, линейка, ложка, шарф, кружка, карандаш)

Определите, какой “лишний”? (ракушка)

Почему? (Ракушка - создала природа, а остальные сделал человек)

Как называется то, что сделано руками человека? (Рукотворный мир)

Практическая работа.

Разделите остальные предметы на группы по материалу. (Делят предметы на группы.)

Все эти предметы вам хорошо знакомы. Назовите их и объясните, для чего они служат. Что общего у всех этих предметов одной группы? (Называют предметы. Рассказывают, для чего они нужны - из глины (вазу, горшочек, кирпич, глиняную игрушку-свистульку),

Из шерсти (свитер, перчатки, носки, шарф),

Из металла (ложка, миска, кружка, ножницы, металлический конструктор),

Из древесины (линейка, деревянная ложка, матрёшка, тетрадь).

О чем мы будем говорить на уроке? (Узнаем, из чего и как люди делают разные изделия.)

Прочитайте тему урока в учебнике.

Сформулируйте учебные задачи, которые поставим перед собой? (будем говорить о предметах, узнаем из чего их делают). Прочитаем об этом в учебнике.

Работа над темой урока.

Беседа “Что из чего?” (Работа в группах)

А теперь поговорим о каждой группе предметов в отдельности.

1. Шерсть (рассмотреть группу предметов из шерсти) (слайд 3)

Мы определили, что эти вещи сделаны из шерсти. А откуда берут шерсть?

(с.111 учебника) Рассмотрите рисунки и расскажите, как же делают шерстяные вещи.

1. Стрижка овец;

2. Изготовление шерстяной пряжи, сматывание на бобины;

3. Изготовление шерстяного полотна;

4. Нанесение рисунка на ткань;

5. Изготовление по выкройкам деталей одежды.

Что нового вы узнали об изготовлении шерстяных изделий?

А как сделали этот шарфик? Как получили разные цвета?

2. Дерево (рассмотреть группу предметов из дерева ) (слайд 4)

Понятно, что линейка, подставка сделаны из дерева. А вот тетрадь как оказалась в этой группе? Как появились на свет наши с вами учебники? В этом нам помогут разобраться ребята, которые подготовили сообщения.

а) Выступления ученика об изготовлении бумаги.

Существует различные виды бумаги. Где её используют?

На комбинате изготавливают бумагу.

  • Писатель пишет произведение.
  • Художник делает иллюстрации
  • В издательстве печатают книги.
  • В магазине появляются книги.

Выступление детей.

Сегодня бумагу делают на комбинатах, где людям помогают машины.

Машины принимаются за дело ещё тогда, когда будущая бумага в лесу растет. Электрические пилы пилят, валят деревья. Тракторы-лесовозы везут бревна к реке. Машины связывают бревна в плоты, и плывут плоты по реке до ворот цеха. Тут за дело берутся другие машины: быстрый многопильный станок распиливает бревна на чурбаки; машина – корообдирка сдирает с них кору; рубильная машина рубит чурбаки на щепки; щепки едут на самодвижущейся дорожке в котел. В котле в специальном растворе варится каша-деревянная. Вот эта каша когда готова, и становится бумагой.

б) Показ коллекции различных видов бумаги.

Для чего используется бумага?

Легко ли получить бумагу? Как нужно относиться к нашим тетрадям, учебникам, ведь всё это срубленные деревья. А чтобы вырастить взрослое дерево надо не менее 60 лет.

А ещё из дерева делают мебель, посуду, игрушки. (Показать.)

6.Физминутка

А теперь отгадайте, о ком идет речь?.( Звучит музыка “Бу-ра-ти-но!”) (слайд5)

А как вы думаете, почему мы вспомнили о Буратино? (сделан из дерева)

А из какой сказки? (“Золотой ключек”. А.Толстого)

7. Беседа “Что из чего?” (продолжение)

Издавна на Руси из глины изготавливали посуду и вот такие замечательные игрушки. (слайд 6)

А как делают игрушки из глины, мы узнаем из фрагмента фильма.

(Просмотр фрагмента фильма “Наследство деда Филимона”.)

Рассказ ученика о глине.

Глина добывается в карьере экскаваторами. В сыром виде она пластична. Она смешивается с водой до состояния густой пасты и затем из нее лепят посуду или игрушки. Высыхая, глина затвердевает и становится очень прочной. Затем изделия обжигают в печи при высокой температуре 450°С. После обжига глина становится прочной и никогда не станет мягкой. Искусство делать такие вещи называется керамикой .

В давние времена, когда не было холодильников, глиняные кувшины использовали для хранения холодной воды. Вода оставалась холодной, так как просачивалась через тонкие поры кувшина и испарялась, что и помогало сохранять воду холодной.
Замечательными гончарами были китайцы. Из специальной белой глины изготавливают фарфоровые изделия . При обжиге такая глина приобретает белый цвет. Эта чашка тоже сделана из глины.

Надо сказать, что из глины делают кирпичи, игрушки, черепицу.

В последней группе у нас оказались предметы, сделанные из металла. (слайд 7)

Рассказ ученика о производстве железа

Железо никто не делает, оно сотворено самой природой, как вода, глина, песок... А люди это железо лишь добывают и превращают его в чугун и сталь.

Железа на свете видимо-невидимо - оно и в песке (от этого-то он желтоватый), и в красновато-бурой глине, и в коричневом камне - кремне. Железо даже в воде растворено.

Больше всего железа в железных рудах. Из них-то и добывают этот самый главный металл.

Как добывают руду?

Тут не обойтись без огромного, могучего, стального копалы – черпалы, маленького бумажного пакета с зарядом взрывчатого вещества и длинных проводов. Пробурят горняки в земле скважины, заложат в них взрывчатку, по проводам пустят ток. Тут затыкай уши. Как грохнет взрыв - тонны земли, камней взметнутся в воздух, разлетятся вокруг, и откроется спрятанная под ними руда. Бывает, что и саму руду приходится дробить взрывами. Наконец, стихли взрывы. За работу берётся шагающий экскаватор. Зачерпнет экскаватор руду ковшом-черпаком, повернётся - и нагружен целый вагон или гигант-самосвал. Но вот руду привезли на завод. Как же превратить ее в железо? Тут помогает людям жаркий огонь. В огромных, словно высотные дома, печах - домнах день и ночь бушует пламя. Вот на самый верх одной из таких домен по наклонной дороге поползли вагонетки. Поднимутся, опрокинутся, высыплют груз в печь - и вниз. В одних вагонетках руда, в других - белый камень, известняк, в третьих - топливо, тёмно-серый ноздреватый кокс. Он, словно пирог, выпечен из размолотого в муку наилучшего каменного угля. Ну а известняк помогает коксу вытягивать из руды все лишние примеси.
Жарко горит кокс, но не расплавить ему руду. Чтобы он горел ещё жарче, нужно постоянно раздувать огонь, нужен воздух, горячий, раскалённый. Вот почему рядом с домной стоят ещё несколько башен. В них-то и нагревается воздух. Могучие вентиляторы гонят по трубам воздушные потоки, непрерывно раздувая в домнах огненную бурю. Бушует пламя, плавится, оседает руда, капли металла чугуна собираются в струйки, ручейки... Чугун тяжёл, он стекает на дно печи, а все лишнее, что было в руде, поднимается, всплывает пузыристой огненной пеной. Это шлак.

Наконец мастер подаёт сигнал: “Чугун готов! Можно выпускать плавку”. Минута, другая... и, рассыпая фонтаны искр, освещая небо огненным заревом, жидкий металл хлынет в огромный ковш. Ковшей много, каждый на колёсах. Стоит на рельсах целый поезд-чугуновоз. Наполнится один ковш, тотчас под струю подойдёт следующий. Куда же отправится огнедышащий поезд? Путь его недалёк - в соседний цех. Тут чугун выльют в формы. В них жидкий металл застынет и примет форму той самой формы, в какую был залит. И мы с вами встречаемся с чугуном каждый день. Ведь обычные сковородки, чугунки, батареи отопления, решётки, в которые убегают ручейки на улицах, - все это тоже отлито из чугуна.

Итак, мы с вами познакомились с некоторыми материалами, из которых человек может сделать необходимые ему предметы. А теперь для закрепления выполним задания в тетради.

Закрепление (работа в парах):

Самостоятельная работа по “Рабочей тетради” с.39-40 №1,2

Покажите стрелками разного цвета разные производственные цепочки.

Напишите, во что люди могут превратить эти материалы.

(Зерно, мельница, хлеб. Железная руда, завод, ножницы и т. д.)

А кроме глины, древесины, металла из каких материалов могут быть выполнены различные предметы? (Пластмасса, резина, стекло и др.)

На что должны обращать внимание люди, добывая в природе различные материалы для изготовления всевозможных изделий?

1) Добывать материалов не больше, чем их требуется.

2) Расходовать экономно.

3)Сажать новые деревья.

4)Восстанавливать земли на месте карьеров.

8. Итог урока:(слайд 8)

На какой вопрос отвечали на уроке?

Кто теперь знает из чего можно сделать посуду, одежду, удобные вещи?

Для изготовления различных вещей человек использует в основном, имеющиеся в природе материалы. Но их запас небезграничен. Поэтому человек должен бережно относиться к природным богатствам.

9.Рефлексия.(слайд 9)

  • Я знаю, что …
  • Я научился …
  • Я удовлетворён…

10. Домашнее задание (слайд 10)