Интересные факты о ковке металла. Творческая работа «Профессия Кузнец

Одним из древнейших искусств обработки металла является ковка. С ее помощью люди создавали железные изделия, необходимые и облегчающие жизнь далеких времен. Выплавленные приспособления и инструменты особо ценились из-за своей прочности и долговечности. Найденные в Центральной России стальные образцы V-VI столетия нашей эры говорят об отменном профессионализме кузнечных мастеров.

Раскопанные артефакты не только мастерски изготовлены, но и искусно декорированы. Об этом свидетельствуют находки останков кухонной утвари и дивных украшений.

Появление железа

Первыми материалами, используемыми в ковке, были природные золотые и медные самородки. Позднее, экспериментируя со сплавами, кузнецы выплавили бронзу. Важным открытием и прорывом в науке и оружейном мастерстве стала обработка метеоритного железа. Сплав железа и углерода дал большую перспективу в развитии многих отраслей, от сельского хозяйства до металлообрабатывающего.

Стальные предметы человек издревле использовал как в домашнем быту, так и в других областях деятельности. Поэтому кузнечное ремесло так высоко почиталось в обществе. Не зря народная мудрость гласит: «Кузнец - всем делам отец».

Боги-кузнецы

С ранних языческих времен главенствующими в иерархии богов были боги, полубоги-кузнецы или их потомки, связанные со стихией огня и процессом обработки железа. Нам известны такие покровители кузнечного ремесла: Гефест - греческий бог, Тор - скандинавский, Воланд - европейский. В народных поверьях встречаются кузнецы — колдуны, шаманы и повелители огненных стихий.

В Древней Руси почитаем Сварог — бог-кузнец, посланный на Землю для устройства человеческого мироздания. Помощники-кузнецы были жрецами Сварога. Они наделены в историческом эпосе положительными характеристиками героев: небывалой силой, отменным мужеством и невероятной выносливостью. Кованые вещи очень ценились, отсюда и проистекает огромный авторитет кузнеца в общине и государстве раннего периода.

Таинственность превращения болотной руды

Тайны добычи руды были засекречены и доступны узкому кругу, поэтому обрастали домыслами и слухами. Мифичности этому прибавляло использование в кузницах «метеоритного железа». Ему придавали особенное неземное происхождение. Туманности нагоняли и сами кузнецы-ремесленники. Действия с «неземным материалом» велись в строгой секретности и были доступны единицам. Даже односельчане боялись проявлять интерес к тому, что творится в мастерских из-за страха и суеверных предрассудков.

Кузницы всегда воздвигали на окраинах поселения, ввиду противопожарной безопасности, а также неподалеку от запасов руды и угля. Их строили вкопанными в землю. Окон в помещении не было. В таком сооружении удобно поддерживать нужную температуру. Полумрак помогал мастеру «на глаз» определять уровень разогрева металла, что определенно влияло на качество кованых элементов.

Температурный режим

Разогреть железо требовалось до температуры 800-1200 С. Мало это или много? Сейчас такие величины никого не удивляют. Но в старину, чтобы добиться таких температур необходимо было потратить не один час. Сталь доставалась очень тяжелым трудом. Кузнецы-подмастерья вручную раздували кожаные меха в плавильной печи, а сегодня для этих целей применяют пирометр или термопар.

Мифы о мастерах-кузнецах


Рассматривая картины о кузницах и кузне видим обычно изображение накаченного богатыря с массивной кувалдой в руках. Оголенный по пояс торс накрыт кожаным фартуком, под ним видны крепкие мышцы. Из-под молота вылетают горящие искры. Так пафосно выглядит представитель кузнечной профессии на иллюстрациях. В действительности человек, занимающийся многие годы ковкой, часто жилист и высушен каждодневной жарой.

Мастер руководил процессом ковки - держал ручник и подал команды подмастерью, когда и куда бить по раскаленной заготовке. Весь цикл должен происходить быстро и слаженно, пока не остыло железо. Постоянные удары не только сушили руки молотобойца, но и приводили к заболеваниям и деформации суставов. Все это издержки работы в горячем цеху. Труд кузнеца был вреден и опасен для здоровья. Но несмотря на это, попасть в ученики к ремесленнику-кузнецу было огромной удачей.

Евгений Родин

Искусство обработки металлов методом ковки - древнее, если не древнейшее прикладное искусство. позволила человечеству создать инструменты и приспособления превосходящие свои аналоги из природного подручного материала по прочности, производительности и сроку службы. Первыми металлами, испытавшими на себе холодную ковку были самородные формы золота и меди. В экспериментах со сплавами родилась бронза. Впоследствии обработка метеоритного железа произвела настоящую революцию в науке и оружейным деле тех времён. Стали (сплавы железа и углерода) открыли широкие перспективы в сельском хозяйстве и множестве прикладных ремесел. Переоценить значение появления железа среди обрабатываемых материалов для эволюции и прогресса человечества, практически, невозможно. Во всех отраслях деятельности человек издревле использует те или иные изделия или инструменты из стали. Народная поговорка гласит, что кузнец - всем ремеслам отец.

Теперь несколько фактов о ковке и кузницах, которые, как нам кажется, могут быть Вам интересны или полезны.

- Кузнецы - боги, полубоги, потомки богов. Во всех ранних языческих культурах человечества в пантеон главных (верховных) богов входил бог-кузнец или бог, так или иначе связанный с процессом обработки металлов, повелитель огненных стихий и покровитель ремесел. Примеры: Тор у скандинавов, Веланд (Воланд) у европейцев, Гефест (Вулкан) у греков. Секреты добычи руды и аффинажа металлов были строго законсервированы в кругу посвященных. И как следствие, обрастали слухами и мифами. Таинственности добавляло использование в первых кузнях, помимо бронзы и меди, метеоритного железа, неземное происхождение которого уже тогда не вызывало особых сомнений. Ковка производилась в условиях секретности, работа велась с "небесным металлом", навыками обладали единицы, изделия ценились невероятно высоко - этих факторов вполне достаточно для возведения кузнеца на высшую степень иерархии в племени или раннем государстве. Дальше народное творчество: кузнецы - шаманы, колдуны, повелитель стихий, жрицы огня и так далее. Сама же ковка стала сродни священнодействию. Думаю, первые кузнецы и сами были не прочь нагнать тумана. На Руси богом-кузнецом был Сварог - прямой потомок Рода, посланный создать человеческий мир и устроить миропорядок. Кузнецы числились жрецами Сварога. Неоспоримая польза, приносимая сообществу, неизменно делала кузница положительным героем эпоса, мифов, сказок. Процесс превращения буро-красной глины (болотной руды) в необходимые в хозяйстве предметы и дивные украшения несведущей публике казался колдовством. Кузни всегда строились на особицу, во-первых, ввиду повышенной опасности возникновения пожара при плавильном процессе, во-вторых, для удобства снабжения рудой и углем. Даже односельчане старались не проявлять особого интереса к производству из-за множества примет и суеверного страха. На территории центральной России при раскопках находили артефакты кузнечного дела из стали датируемые V-VI веками н.э. Остатки найденного оружия и предметов быта свидетельствуют о высочайшем мастерстве художественной ковки приемников дела Сварога того времени. Изделия были не только искусно выкованы, но и изящно украшены. Применялась как бедная болотная руда, так и стали из относительно чистого железа, что свидетельствует о наличии науки рудознания и высокого уровня плавильного дела. Встречались сплавы и из "небесного железа". На смену Сварогу покровительство над кузнечным рукомеслом приняли христианские святые - кузнецы Кузьма и Демьян.

Почему кузня без окон? Старинная кузня представляла собой сруб часто врытый в землю или имеющий насыпи на стены. Окна отсутствовали. Такая конструкция служила для удобства поддержания температурного режима, а полумрак облегчал кузнецу определение нужной температуры для ковки по цветам каления металла и характеру производимой при ковке искры. Правильное определение ковочный температуры непосредственно влияло на качество изделия. Ошибки в технологии "на глазок" стоили очень дорого, ведь железо и стали доставались тяжелым трудом и в ограниченном количестве.

Температура ковки стали 850 – 1200°C. Много это или нет? Сегодня нас мало что удивляет, в том числе эти цифры. Но, представьте сельскую кузню, где несколько подмастерьев должны были потратить около часа, работая ручными мехами для разогрева одной детали на древесном угле. Для сравнения, природная лава течёт по склону вулкана, имея температуру около 1000°С. Для определения оптимальных ковочных температур, сегодня используется термопара или пирометр, а раньше все держалось на опыте.

Железо – драгоценный металл. Именно так, драгоценнейшим металлом по степени полезности человечеству называли железо многие известные люди, например: просветитель В. Певшин (XVIII в.), химик А. Коренев (XIX в.), историк Я. Говер (XIX в.). С этим невозможно спорить, учитывая роль "простого" железа в прогрессе цивилизации.

- Стереотипы и мифы о кузнецах и ковке. На большинстве картинок в интернете посвященных теме кузнецов и ковки мы обнаруживаем умилительное изображение дюжего молодца, этакого былинного богатыря с огромной кувалдой на замахе. Часто: молот в одной руке и обрабатываемый меч исполинских размеров в другой. Продолжают набор стереотипов упругие мышцы оголенного торса под кожаным фартуком и снопы искр. Так вот, на этих картинках с особым пафосом изображен молотобоец. На самом деле, кузнец, всю сознательную жизнь посвятивший ремеслу, как правило, был сух и жилист. Это объясняется условиями горячего цеха. По сути, он являлся "продуктом" горячего копчения. Кузнец руководил процессом ковки небольшим молотком – ручником (ударение на первый слог), подавая указания молотобойцу куда, как и с какой силой наносить удар по заготовке. Подручный доставал заготовку из горна и удерживал ее на наковальне во время ковки при помощи кузнечных клещей. Все должно было происходить крайне слаженно и быстро, пока металл сохраняет ковочную температуру. Из-за отсутствия механизации, один человек мог работать только с мелкими поковками. Молотобоец в кузне представлял собой грубую физическую силу. По сути, он был наемным работником, вершинами кузнечного мастерства овладеть не успевал. Постоянные удары по твёрдой поверхности "сушили" руки молотобойца, разрушали и деформировали суставы. Это был очень опасный и вредный для здоровья труд. Учениками же кузнеца, как правило, становились мальчики из числа работающих на кузнечных мехах и мехах сыродувной плавильной печи. Они имели возможность за работой наблюдать процесс ковки, сызмальства набираясь знаний. Стать учеником кузнеца было большой удачей, а конкурс был как в современных вузах.

Фамилии образованные от слова "кузнец". О значимости кузнецов в обществе и престиже профессии косвенно свидетельствует фамилия "Кузнецов" – одна из самых распространенных в России. Такая ситуация наблюдается по всему миру: Ковали, Ковальски, Ковачи, Шмидты, Смиты, Фераны, Эррэйры имели далёкими предками представителей кузнечных династий.

– Метаморфозы семантики Как ни странно, слово "коварство" имеет в своей корневой основе "ковка, ковать ". Означало оно "мастерство, умение, знание" и имело сугубо положительный смысловой окрас. Со временем слово и производные от него изменили свое лингвистическое значение на "двуличный, подлый ". Такие случаи не единичны, примером тому значение слов "ведьма", "ведьмак" (ведунья, ведун), которые также означали людей знающих, сведущих, а позже превратились в "колдунов", сели на метлы и стали питаться царевичами. Современные наследники огненного кузнечного ремесла, настоящие мастера смело могут именовать себя "коварными ведунами" в память о древних представителях знатной профессии.

Ковка – это один из самых древних и широко используемых способов обработки металла. Еще в 4-3 тысячелетии до н.э. сначала холодная, а затем и горячая ковка появились в древнем Иране, Египте и Месопотамии. Посредством ковки из железа изготавливались некоторые предметы быта, инструменты, сельскохозяйственные орудия, а также доспехи, оружие и конские сбруи.

Ковка – это один из самых древних и широко используемых способов обработки металла. Еще в 4-3 тысячелетии до н.э. сначала холодная, а затем и горячая ковка появились в древнем Иране, Египте и Месопотамии. Посредством ковки из железа изготавливались некоторые предметы быта, инструменты, сельскохозяйственные орудия, а также доспехи, оружие и конские сбруи. Художественная ковка в Набережных Челнах делается все так же.

Железо поддается обработке хуже некоторых других металлов поэтому его необходимо разогревать до высокой температуры (около 1000 ºС) для того, чтобы получить необходимую форму. Трудно представить, но приблизительно такую температуру имеет лава, начинающая спускаться по склонам вулкана.

Во всем мире одна из самых распространенных фамилий произошла от кузнечного ремесла. Кузнец был очень известным и необходимым человеком в каждом селении, поэтому фамилии по этому признаку появлялись повсеместно. Российская Кузнецов, Ковалёв, Ковальчук, украинская Коваль, Коваленко, польская Ковальский, немецкая Шмидт, английская Смит, испанская Эрреро, французская Ферран вот некоторые из наиболее часто встречающихся фамилий в разных странах.

От слова «ковать» произошло существительное «коварство». Древние славяне считали ремесло кузнеца непонятным и таинственным. Кузнец или «коварь» кует ковы, путы. Словосочетание «строить ковы» трактовалось еще и как строить козни, а «вязать путы» значит опутывать. Первоначально слово «коварство» означало мудрость, умение. Позднее значение слова изменилось, «коварство» стало обозначать злостные планы, умыслы. Вместе с тем выражения «ковать свое счастье» или «ковать свою судьбу» имеют положительный смысл.

В ХХ веке с развитием тяжелой промышленности процесс ковки упростился, ручная художественная ковка была вытеснена прокатным и штамповочным производством, на смену ей пришли сварные конструкции

В наш век стандартных изделий и их массового производства художественная ковка является одним из последних дошедших до нас «живых» ремесел. Каждое творение художественной ковки изготовляется вручную кузнецом, и от его умения и фантазии во многом зависит качество и безупречность конечного произведения.

Ежегодно в Донецке проходит Международный фестиваль кузнечного мастерства. Лучшие произведения кузнечного искусства остаются в парке в дар городу. Здесь собрано уже более 70 работ, среди которых поляна сказочных героев, беседки влюбленных, аллея знаков зодиака. Глядя на эти творения, понимаешь, что только талантливый человек может вдохнуть жизнь в металл. В Минске в городских парках и на площадях также есть свои кованые персонажи: бабушка с семечками, почтальон, девочка с зонтиком и т.п.

С приходом в нашу жизнь персональных компьютеров изготовление уникальных и сложных кованых изделий не обходится без компьютерного трехмерного имитационного моделирования. Эта технология позволяет еще до начала производства подобрать необходимые технологии, оборудование и заготовки для будущего кованого изделия.

Ковку можно по праву считать самым древним способом обработки металла. Самые древние кузнецы жили в Азии: это ремесло берёт своё начало в древней Персии и Месопотамии. Первыми коваными изделиями считаются предметы быта, связанные с очагом, и орудия для обработки земли, инструменты и оружие. Затем таким способом стали изготавливать подковы, конские сбруи, а также воинские доспехи.

  1. Технология горячей ковки, это процесс разогрева металла до необходимой температуры, при которой он становится пластичным и легко обрабатываемым механическим способом. Для железа такая температура составляет 1000 градусов. Это совсем не мало - такая же температура у горячей лавы на склоне извергающегося вулкана. Металл подвергают нормализации и закалке. Нормализация - процесс нагрева с последующим медленным остыванием на воздухе. Закалка - процесс, при котором разогретый металл мгновенно охлаждают холодной водой.
  2. Умение изготавливать предметы художественной ковки всегда считалось сложным, опыт к кузнецу приходил только через годы работы. Для того чтобы определить свойства металла, мастер обращал внимание на тип искр, который из него выбивался, и виды разломов. При отсутствии высокотехнологичного оборудования нагрев металла контролировался только опытом кузнеца и его интуицией. Температуру мастер определял по цвету раскалённой заготовки.
  3. Сегодня производство кованых изделий начинается с компьютерного 3Д - моделирования. С его помощью ещё до работы с металлом можно подобрать требуемые режимы обработки, и оборудование для производства.
  4. Каждый год в Донецке проходит международный фестиваль. Лучшие образцы кованых изделий остаются после него в парке кованых фигур. Первым экспонатом музея под открытым небом стала корзина с рощами. Сейчас в парке есть и беседки, и аллея знаков зодиака, и аллея сказок, футбольный кубок, фантастические деревья.
  5. Любопытно, что слово "ковать" и "коварство" имеют один и тот же корень. Ремесло кузнеца считалось не просто сложным, а таинственным и почти магическим. "Коварство" раньше означало мистическое умение, и только позже приобрело негативный оттенок, означающий злостный умысел. А такие выражения, как "ковать свою судьбу" и сейчас трактуются в положительном ключе.
  6. Предания о кузнецах берут начала в теогонии. Первым кузнечных дел мастером был бог Гефест с греческого Олимпа. Он ковал для Зевса молнии, которые всегда попадали в намеченную цель. У древних Римлян был бог Вулкан, подчинявший себе стихию огня и считавшийся покровителем кузнецов. По преданию древних славян научил искусству ковки бог Сварог, изготовивший в своей божественной кузнице первый плуг для земледелия. В христианстве кузнецам покровительствуют Кузьма и Демьян.
  7. Мастерство художественной ковки всю историю своего существования оставалось одним из самых почитаемых. Недаром одна из самых распространённых в мире фамилия происходит от слова кузнец. На разных языках она звучит по-разному, но означает одно. Это и российские Кузнецовы и Ковалевы, и украинские Коваленко, и немецкие Шмидты, и Смиты из Англии, и французы Ферран. Более шести миллионов людей во всём мире имеют фамилию, связанную с искусством ковки.

Фамилия Кузнецов является одной из самых распространенных в нашей стране. Это говорит о том, что ремесло было очень популярным и почетным на Руси. А в мире однофамильцев Кузнецовых миллионы: Коваль, Ковалевский, Ковальчук, Шмидт, Смит, Ферран, Ковач и так далее. Примечательно, что у англичан и американцев самой популярной является фамилия «Смит», которая тоже переводится как «кузнец».



Среди правителей было немало тех, кто освоил, или пытался освоить, кузнечное дело. Например, Петр Первый принимал активное участие в ковке корабельных якорей на судоверфи в Воронеже. Король Франции Карл IX лично ковал замки и ключи, а у Людовика XIV в Версальском дворце даже была своя кузница.

С языческих времен среди почитаемых богов были кузнецы или их потомки, связанные со стихией огня и процессом обработки железа. Так Гефест - греческий бог-кузнец, Тор - скандинавский, Воланд - европейский. В народных поверьях часто считается, что кузнецы знаются с нечистой силой.

Слово «коварство» произошло от глагола «ковать». Какая связь? Славяне считали кузнечное ремесло загадочным и непонятным. Поэтому, кузнецов не только уважали, но и побаивались.

Художники и скульпторы чаще всего изображали кузнецов с огромными мышцами, легко орудующими огромным молотом. Но, так, чаще всего, выглядели не кузнецы, а молотобойцы. Их обязанности различались: кузнец руководил процессом ковки, легким молотком указывая молотобойцу место, куда нужно нанести удар молотом. Поэтому, можно сказать, что кузнец выполнял интеллектуальную часть работы, а молотобоец – физическую.

Забава ирландских кузнецов (или молотобойцев) со временем превратилась в серьезную спортивную дисциплину, которая входит даже в программу Олимпийских игр. В свободное время они устраивали соревнования – кто дальше метнет кузнечный молот. Соревнования стали так популярны, что являются сейчас одним из видов легкой атлетики. Правда, молот для метания подвергся серьезным изменениям, и сейчас ничем не напоминает молот для ковки металла.

На Руси существовала легенда о кузнеце, который обладал отличным здоровьем. Каждое утро он отправлялся в кузницу, которая находилась в нескольких верстах от дома. Чтобы не терять время, кузнец поставил избу рядом с кузницей. И вскоре тяжело заболел. Оказывается, ежедневные прогулки помогали выводить из легких вредные вещества, которые кузнец вдыхал во время работы.

Кузницы строились на окраине деревни или села, рядом обязательно должен был находиться водоем. Это было связано с тем, что кузнечное дело было огнеопасным. Достаточно одной искры, чтобы кузница вспыхнула, а вслед за ней и соседние строения.

Династия промышленников Демидовых берет свое начало от тульского кузнеца-оружейника Никиты Демидова, который изготавливал оружие еще для потешных войск молодого Петра. Старания Демидова не пропали, благодаря расположению царя, он стал одним из богатейших людей России. Интересно, что кузнечный молот красовался даже на родовом гербе Демидовых.

У русских кузнецов даже были свои небесные покровители – святые Косьма и Демьян, день памяти которых Русская православная церковь отмечает 14 ноября.В этот день кузнецы не приступают к работе, считаю это большим грехом. По народным представлениям, Косьма и Демьян также были кузнецами, ковали плуги и раздавали их людям для того, чтобы они возделывали землю.

В старинных кузницах не было окон. Объяснялось это тем, что при ковке изделия необходимо строго выдерживать температурный режим. А в древности это можно было определить только на глаз – по цвету металла. А в темной кузнице это было проще сделать.