Можно ли работать одному в цехе. Дефицит квалифицированных станочников

Сегодня промышленность испытывает дефицит специалистов высокой квалификации и остро нуждается в токарях, фрезеровщиках, расточниках и других станочниках. Основная причина такого явления – эти специальности сегодня утратили былую престижность.

По сути, станки современности представляют собой не классическую станину с электродвигателем и коробкой передач, а весьма внушительные комплексы, оснащенные специализированной микропроцессорной техникой. Разумеется, существуют и миниатюрные станки, допустим, те, что используются для производства деталей, которые применяются в стоматологической сфере. Но, во многих случаях, станки современности весьма внушительных размеров и, соответственно, занимают много места в помещении. По вполне понятным причинам, работать с таким крупногабаритным и сложным оборудованием могут только специалисты высокой квалификации.

Сегодня станочник является самой массовой профессией, но в одно и то же время самой дефицитной в РФ. Существуют еще и другие рабочие профессии, которые в современной промышленности также имеются определенные затруднения. Но вот без станочника ни одному заводу просто не обойтись. Для данной специальности и аналогичной ей даже пришлось ввести новый термин – сквозная специальность.

В понятии «станочник» заключен весьма обширный перечень смежных специальностей, среди них можно выделить сверловщиков, строгальщиков, шлифовщиков, зуборезчиков, расточников, карусельщиков и многих других. Однако самыми приоритетными профессиями считают фрезеровщик и токарь. А причина здесь банальна – эти профессии наиболее востребованы. Токарь обрабатывает вращающуюся заготовку неподвижным инструментом, а фрезеровщик работает с закрепленной заготовкой, но инструмент при этом вращается и проделывает все отверстия уже внутри детали.

Усугубляется нехватка станочников в РФ еще и тем, что освоить эту профессию может не каждый, поскольку работа на станке требует от рабочего выносливость, ведь в будущем станочнику придется за станком проводить часов по 6-8. Еще, следует учесть и такой факт – детали из металла отличаются довольно внушительным весом. Помимо того станочник должен обладать хорошим зрением, быстротой реакции, высокой координацией движений, отличной моторикой рук, высокой суставно-мышечной чувствительностью, иметь хороший слух, а также уметь правильно распределять внимание, угловой объемный глазомер и многие другие способности.

Так же станочник должен обладать наглядно-образным и техническим мышлением, развитым воображением, хорошо чувствовать симметрию и способность уметь определить минимальные отклонения от установленных параметров, а это дорогого стоит. Стать отличным станочником может лишь ничтожный процент среди молодых людей, находящихся на стадии выбора будущей профессии. При этом при выборе специальности станочника молодежь будет отталкивать еще и такой фактор как непрестижность профессии. По этой причине, чтобы избавиться от дефицита станочников на производствах страны, необходимо проводить работу с молодежью и повышать престиж этой профессии.

Станочник широкого профиля работает на металлообрабатываю­щем производстве, в ремонтных мастерских, ремонтных цехах различ­ных производств. Эта специальность возникла в связи с необходи­мостью оперативного изготовления небольших партий деталей разной сложности для ремонта станков и механизмов. Он обрабатывает детали из металла и других материалов на токарных, фрезерных, сверлильных и шлифовочных станках. Руководствуясь чертежом дета­ли, определяет последовательность ее изготовления. Подбирает необ­ходимые для этого инструменты. Использует справочники и производит необходимые расчеты. Выбирает режим резания, проводит наладку станка, устанавливает инструмент и заготовку, проводит обработку детали. Выверяет с помощью оптических приборов размеры детали и качество ее обработки. В процессе работы станочник использует ручные инструменты, механическое оборудование (токарные, сверлиль­ные, фрезерные, шлифовальные станки) и измерительные приборы. Работает в помещении. Основная рабочая поза - положение “стоя”.

Вредными факторами являются высокий уровень шума и запылен­ность воздуха. Возможны микротравмы кистей рук.

Должен знать: основы материаловедения, теории сопротивления материалов, электротехники, технической механики, технических из­мерений; устройство, правила наладки станков и проверки их на точность, устройство и правила использования измерительных инстру­ментов, технологию термообработки, заточки, доводки инструмента; принципы калибрования профилей деталей, классы точности и чистоты обработки.

Должен уметь: "читать" чертежи; рассчитывать режимы обработки деталей из различных материалов, используя справочные материалы; производить наладку и подналадку станков; выполнять обработку де­талей из разных материалов на различных станках; выверять размеры деталей при помощи измерительных инструментов.

Профессия имеет 2-6 разряды. Для успешного освоения профессии станочниканеобходимы: фи­зическая сила, достаточная острота зрения и слуха, точное цветораз-личение, тонкая осязательная и кинестетическая чувствительность, точный линейный и объемный глазомер, точная зрительно-двигательная координация (на уровне движений обеих рук), пространственное вооб­ражение и наглядно-образное мышление.

Работане рекомендуется людям, страдающим заболеваниями: органов дыхания с частыми обострениями, сердечно-сосудистой систе­мы неблагоприятного течения; нервной системы, проявляющиеся при­ступами головокружения и потерей сознания; кожи с преимуществен­ным поражением кистей рук, а также лицам, имеющим пониженные показатели зрения и слуха.

Родственные профессии: заточник, сверловщик, слесарь-инструментальщик, слесарь-лекальщик, строгальщик, токарь-универсал, фрезе­ровщик, шлифовщик.

СТОЛЯР

На деревообрабатывающих и других предприятиях столяр выпол­няет работы по изготовлению деталей, узлов, изделий, мебели различ­ной сложности по чертежам и эскизам. Уникальность столярного дела в том, что один человек должен владеть всеми инструментами своей мастерской и различными видами деревообрабатывающих станков для того, чтобы изготовить вещь от нуля до полной ее готовности, что особенно важно при изготовлении мебели. Объем операций, которыми должен владеть столяр, достаточно велик. Он строгает вручную брусковые детали, в различных приспособлениях для сборки изделий склеивает шиты, белодеревные и фанерованные рамки, бруски с обог­ревом токами высокой частоты. Подготавливает поверхности изделий к фанерованию, зачищает и шлифует фанерованные детали и узлы, подгоняет и крепит клеем и шурупами детали к узлам и изделиям. Кроме этого, столяр подбирает, подгоняет и навешивает двери, выпол­няет работы по врезке замков, установке и креплению лицевой фурнитуры, зеркал, стеклянных дверок и полок. Наклеивает обивоч­ные материалы на изделия. Ремонтирует детали и узлы, предназначен­ные для отделки. Производит ремонт и реставрацию корпусной, решет­чатой и гнутой мебели с заменой отдельных узлов и деталей.

Пожалуй, самой сложной, но и самой интересной из всех видов столярных работ является именно изготовление и реставрация мебели.

Ведь в последнее время все больше появляется мебели, выполненной “под старину” и художественной мебели современных форм, и хотя трудоемкость исполнения таких изделий выше, их хорошее качество и высокая потребительская ценность с лихвой компенсируют большие затраты труда. Для выполнения этой работы столяр должен знать весь технологический процесс изготовления мебели и ее деталей, основные породы, свойства и пороки древесины, а также других применяющихся материалов, лаков, клеев.

Профессия столяра способствует развитию эстетического вкуса, воображения и мышления. Работа с деревом, материалом, всегда таящим неожиданные находки, формирует особые формы восприятия: наблюдательность, умение выделять интересные декоративные особен­ности материала. Выполняемая преимущественно в естественном тем­пе, требующая спокойствия, работа предполагает стабильность эмоци­ональной сферы, способствует развитию терпения и самоконтроля. В процессе овладения профессией формируются разнообразные двига­тельные умения и навыки, улучшается точность и координация движе­ний, глазомер.

При выборе этой профессиинеобходимо знать, что для столяра очень важно иметь хорошее зрение, нежелательны хронические забо­левания легких с наклонностью к частым обострениям (например, бронхиальная астма) и заболевания, сопровождающиеся приступами головокружения и потерей сознания.

ТОКАРЬ

Токарь - одна из наиболее широко распространенных специальнос­тей металлообработки, так как токарные станки - это самая крупная группа станков в механических цехах. Токарь - профессия, необходи­мая во всех отраслях народного хозяйства, поэтому сохраняется постоянно высокий уровень потребности в специалистах этой профес­сии.

Токарная работа представляет собой обработку металлов и неме­таллических материалов резанием. Резанием называют последователь­ное снятие с заготовки слоев металла (стружки) при помощи режущего инструмента. Этим путем достигают заданных чертежом формы, раз­мера и качества деталей.

Токарь-универсал - высококвалифицированный рабочий-станочник. Работа его разнообразна. Он производит наружную обточку заготов­ки, придавая ей цилиндрическую, коническую или фасонную форму;

внутреннюю расточку изделия, нарезание внутренних и наружных канавок и резьб разных профилей; сверление различных отверстий, отделку изделия. При этом токарь согласно -технологии по чертежам, производя необходимые расчеты, изготовляет деталь полностью или делает частичную токарную обработку, передавая затем деталь на другие станки (фрезерный, шлифовальный, долбежный и другие). Раз­меры деталей различны: от десятых долей миллиметра до десятков метров. Поэтому применяют и маленькие настольные станочки для обработки мельчайших деталей, и станки-гиганты, обрабатывающие детали диаметром до З м, длиной до 30 м и массой до 1700 т. И на маленьких и на больших станках требуются высокая точность и чистота обработки.

Работа токаря требует не только специальных знаний, но иразви­тия определенных качеств: технического мышления, пространственных представлений, памяти на числа и формы, развитого внимания, уме­ния логически мыслить. При настройке станка важную роль играют глазомер, помогающий точности установки приспособлений, координа­ция движений обеих рук при управлении станком (особенность работы токаря состоит в том, что руки одновременно производят разные движения, а это требует значительной тренировки) и определенная физическая сила. Важно, чтобы у рабочего были развиты наряду с уже перечисленными качествами тонкость слуховых восприятий при кон­троле за ритмом работы станка. Значительная часть рабочего времени токаря-универсала отводит­ся контрольно-измерительным операциям. Высокие требования к точ­ности вызывают необходимость тщательных измерений. Поэтому очень важно наличие острого зрения, дающего возможность замечать мелкие различия формы. Немаловажную роль имеет цветовосприятие, так как по цвету стружки токарь устанавливает, правильно ли определен режим резания (цвет стружки меняется при разной скорости точения).

Должен знать: правила наладки и проверки на точность токарных станков различных типов; способы установки креплений и выверки деталей; методы определения технологической последовательности об­работки и выбора оптимальных режимов резания; правила термообра­ботки, заточки, доводки и установки режущего инструмента; принципы калибрования профилей; схему установки плазменного подогрева и меры по обеспечению ее безопасной работы; правила настройки плазмотрона; свойства охлаждающих и смазывающих жидкостей; систему допусков и посадок, квалитеты (классы точности) и классы шерохова­тости (чистоты обработки).

При выборе этой профессиинеобходимо знать, что существуют производственные факторы, отрицательно влияющие на здоровье тока­ря: повышенный уровень шума, металлическая пыль, пары эмульсии и масла в воздухе. Поэтому на обучение по этой специальности не допускаются лица, страдающие гипертонической болезнью, хроничес­кими заболеваниями легких с наклонностью к частым обострениям (например, бронхиальной астмой) и перенесших туберкулез, имеющие заболевания ушей со стойким понижением слуха и болезни, сопровож­дающиеся приступами головокружения и потерей сознания.

Станочные (фрезеровщик, ста­ночник деревообрабатывающих станков и др.) и слесарные профессии.

УЧИТЕЛЬ

Сеятель разумного, доброго, вечного - говорят об УЧИТЕЛЕ. Педагогическая деятельность требует особого призвания, в основе которого лежит любовь к детям. Недаром все великие педагоги, мечтая о школе радости, создавая ее, безмерно любили детей. Учи­тель осуществляет обучение и воспитание учащихся с учетом специфи­ки преподаваемого предмета, способствует формированию общей куль­туры личности. Использует разнообразные формы, методы, приемы и средства обучения, в том числе по индивидуальным планам, ускорен­ным курсам в рамках государственных стандартов. Обеспечивает выполнение учебной программы, достижение и подтверждение обучаю­щимися уровней образования. Поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий. Участвует в разработке образовательных программ, несет ответственность за реализацию их в полном объеме, в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество образования своих выпускников. Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию. Осуществляет связь с родителями или лицами, их заменяющими. Отвечает за жизнь и здоровье учащихся во время образовательного процесса.

Педагогическая деятельность требует от человека определенных качеств: выдержки, терпения, последовательности, настойчивости, са­мообладания. Он обязан контролировать свое поведение, управлять им. Речь учителя должна отличаться выразительностью, эмоциональ­ностью, убедительностью.

Должен знать: "Закон об образовании", основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических задач, теорию методики, психологию, возрастную физиологию, школьную ги­гиену, методику преподаваемого предмета, воспитательной работы, требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов, средст­ва обучения и их дидактические возможности, современные направле­ния развития образования. Готовят учителей для средней общеобразовательной школы педаго­гические училища, педагогические институты, университеты. Большин­ство специалистов, получивших педагогическое образование, работают в средней общеобразовательной школе учителями начальных классов, преподавателями отдельных дисциплин. Труд учителя используется так же в школах-интернатах, училищах, техникумах, дошкольных учрежде­ниях, учреждениях дополнительного образования.

Работане рекомендуется людям, имеющим психические расстрой­ства, заболевания сердечно-сосудистой и дыхательной систем тяжелого течения, устойчивые нарушения зрения и слуха, хронические инфекци­онные и кожно-венерические заболевания, являющиеся бактерио- и вирусоносителями, а также имеющим вредные привычки (курение, наркомания, алкоголизм).

Должен знать: свой предмет и его педагогическую специфику, уметь сочетать учебную работу с работой воспитательной, знать класс, группу, уровень ее знаний; должен знать каждого ученика, условия, в которых он живет, его слабые и сильные стороны, должен уметь индивидуализировать в зависимости от этого подход к нему; должен пользоваться у ребят авторитетом, пользоваться их доверием и уважением, владеть методикой обучения; уметь подготовить урок, методически продумать его; уметь передать другим свои знания, помочь учащемуся усваивать сообщаемый материал, применять полу­чаемые знания на практике; знать возрастные особенности восприятия и мышления ребенка, условий развития его в каждом возрасте.

Требования к профессиональной подготовке. Учитель работает со всем классом и ему необходимо держать в поле зрения многих учеников, замечать все изменения в их поведении. Таким образом, наблюдательность, распределенность внимания, его переключаемость, являются профессионально важными качествами учителя. Педагоги­ческая деятельность требует от человека и определенных волевых качеств: выдержки, терпения, последовательности, настойчивости, самообладания. Он обязан контролировать свое поведение, управлять им. Очень важна в профессии учителя правильная речь, которая должна отличаться выразительностью, эмоциональностью, убедитель­ностью. Учитель должен уметь выражать свои мысли грамотно, ясно, просто, понятно для ребят.

Родственные специальности: воспитатель в дошкольном учрежде­нии, воспитатель группы продленного дня, репетитор, гувернер, руко­водитель частной школы.

ФЕЛЬДШЕР

В городских и районных лечебно-профилактических учреждениях фельдшер является помощником врача и работает непосредственно под его наблюдением. В сельской местности самостоятельно осущес­твляет стационарную, амбулаторную помощь, помощь на дому, часто выполняя при этом функции врача.

Профессия имеет специальности:

1) фельдшер “Скорой помощи” - работает преимущественно в учреждениях службы “Скорая помощь”, выезжает по вызову для оказания первой помощи больному. По данным осмотра ставит пред­варительный диагноз. В случае необходимости вызывает врача или бригаду специалистов. Осуществляет транспортировку больных при госпитализации. Выполняет медицинские манипуляции: внутривенные вливания, инъекции, перевязки и др.;

2) фельдшер-лаборант - производит забор материалов (крови, желудочного сока и др.), готовит препараты для микроскопии;

3) фельдшер военный - ведет прием и медицинский осмотр, а также лечение в воинских частях, на кораблях в отсутствии врача или под его наблюдением;

4) фельдшер психоневрологических учреждений - в местах, где отсутствует врач-психиатр, направляет выявленных или обратившихся за помощью психических больных в стационар и наблюдает за ними после выписки;

5) фельдшер-акушер - принимает роды, проводит патронаж бере­менных женщин и грудных детей, мероприятия по предупреждению женской и детской смертности;

6) санитарный фельдшер - осуществляет санитарное обследование пищевых предприятий, бань, душевых, все виды дезинфекции на своем участке, составляет акты санитарного осмотра и т.д.

Фельдшер работает в постоянном контакте с людьми (кроме фельдшера-лаборанта), в одно-двухсменном режиме, возможны кругло­суточные дежурства, работа в праздничные и выходные дни. Часто находится в разъездах. Труд сопряжен со значительными физически­ми нагрузками, нервными стрессами (необходимость оказания экстрен­ной помощи, правильной постановки диагноза, работа с людьми, нахо­дящимися в различном психическом состоянии), опасностью заражения инфекционными заболеваниями.

Для эффективной работы фельдшерунеобходимы: физическая выносливость, устойчивость к воздействию стрессогенных факторов, хорошая долговременная и оперативная память, способность к быст­рой оценке и принятию оперативных решений, наблюдательность, от­ветственность, аккуратность, дисциплинированность.

Требуются хорошие знания в области химии, анатомии и физио­логии человека. Необходимо знание основных симптомов заболеваний взрослых и детей, инструкций по применению медикаментов, соблюде­ние правил их учета и хранения, владение методикой и техникой ухода за больными, навыками реанимации пострадавшего, а также знание и соблюдение принципов медицинской этики и деонтологии.

Работа фельдшера не рекомендуется людям, имеющим тяжелые расстройства сердечно-сосудистой системы, психические заболевания, аллергию на лекарственные препараты, нарушения зрения (в основном для фельдшера-лаборанта), являющимся бактерио- и вирусоносителями. По специальности фельдшера-лаборанта могут успешно трудиться лица, имеющие инвалидность в связи с поражением опорно-двигательного аппарата, нарушением слуха, страдающие сахарным диабетом.

Медицинская сестра, препод­аватель в медицинском училище, фармацевт.

ФЕРМЕР

Фермер обеспечивает производство товарной сельскохозяйствен­ной продукции на арендованной или находящейся в частной собствен­ности земле и сельскохозяйственной технике.

Организует и выполняет широкий спектр трудовых операций. Выполняет различные хозяйственные работы: слесарные, сварочные, строительные, управляет машинно-тракторными агрегатами. Занимает­ся селекцией, сбором, переработкой, хранением и реализацией произ­веденной продукции. Заботится об увеличении урожайности, сохране­нии поголовья, заготовке кормов, борется с вредителями сельскохо­зяйственных культур, оказывает ветеринарную помощь.

Фермерские хозяйства могут специализироваться на отдельных отраслях сельского хозяйства (растениеводстве, животноводстве, пче­ловодстве, рыболовстве и т.п.) или быть комплексными (многоотраслевыми). Труд на растениеводческих фермах носит сезонный характер, выполняется в дневное время, позволяет шире использовать технику. Фермер-животновод занят весь год с примерно равной нагрузкой и полный рабочий день с небольшими перерывами, а иногда и в ночное время для регулярного обеспечения кормами, уборки помещений, ухода за молодняком.

Труд фермера сопряжен с риском, обусловленным “капризами” погоды, конкуренцией, колебаниями цен на технику и продукцию. Фермер должен следить за состоянием рынка, проявлять гибкость и оперативность в перепрофилировании производства. В меру необходи­мости он пользуется услугами финансовых, торговых, снабженческих, ремонтных, юридических и других вспомогательных и посреднических структур.

Работа фермера физическая и умственная одновременно, напря­женная, ненормированная, с высокой долей ручного труда. Емунеоб­ходимы интерес к природе, трудолюбие, самодисциплина, предприим­чивость, практическая смекалка и сноровка.

Должензнать: основы растениеводства, животноводства, экономи­ки, правового законодательства и норм, землепользования, кредитно-денежных отношений, налоговой и таможенной политики; устройство, эксплуатацию, управление машинно-тракторными агрегатами.

Работа фермера требует достаточной физической силы, выносли­вости, крепкого здоровья, хорошего зрения и слуха. При выборе этой профессии противопоказаны: болезни суставов и позвоночника (выра­женный полиартрит, остеохондроз), заболевания сосудов (тяжелый эндартериит, варикозное расширение вен нижних конечностей, тромбоф­лебит), бронхиальная астма и другие хронические болезни легких тяжелого течения. Однако при некоторых отклонениях в функциях дыхательной и нервной системы умеренный физический труд на возду­хе способствует укреплению здоровья.

Близкие профессии (специальности): животновод, овощевод, трак­торист.

ФРЕЗЕРОВЩИК

Фрезеровщик работает на предприятиях машиностроения и метал­лообработки. На фрезерных станках (горизонтальных, вертикальных, копировальных, многошпиндельных, универсальных и специализирован­ных) обрабатывает детали различной сложности и назначения, ведет их плазменно-механическую обработку. По чертежам детали и техно­логической карте определяет последовательность обработки детали. Выполняет необходимые расчеты, определяет последовательность обра­ботки и режимы резания, производит наладку обслуживаемого обору­дования. С помощью измерительных инструментов проверяет соответ­ствие обработки заданным параметрам. Устанавливает детали и выве­ряет их в различных плоскостях.

Для успешного освоения профессии необходимы: зрительно-двига­тельная координация на уровне движений рук, точный линейный и объемный глазомер, способность к концентрации внимания, хорошая зрительная память, развитое наглядно-образное мышление, простран­ственное воображение.

Работает индивидуально в помещении. Рабочая поза - стоя, фик­сированная. Вредным фактором является высокий уровень шума.

Должен знать: правила наладки и проверки на точность обслужи­ваемых станков; особенности эксплуатации установки плазменного подогрева, меры по обеспечению ее безопасной работы; способы наладки плазмотрона; механические свойства обрабатываемых мате­риалов; способы установки, крепления, выверки обрабатываемых дета­лей; правила определения оптимальных режимов резания; правила термообработки, заточки и доводки фрез; систему допусков и поса­док, квалитеты (классы точности) и классы шероховатости (чистоты обработки).

Профессия имеет 2-6-й разряды.

При выборе этой профессиинеобходимо знать, что существуют производственные факторы, отрицательно влияющие на здоровье: по­вышенный уровень шума, металлическая пыль, пары эмульсии и масла в воздухе. Поэтому эта специальностьне рекомендуется лицам, стра­дающим гипертонической болезнью, хроническими заболеваниями лег­ких с наклонностью к частым обострениям (например, бронхиальной астмой) и перенесших туберкулез, имеющих заболевания ушей со стойким понижением слуха и болезни, сопровождающиеся приступами головокружения и потерей сознания.

Родственные профессии: заточник, слесарь-инструментальщик, ста­ночник широкого профиля, токарь-универсал.

ЧАСОВЩИК

Работает в мастерских по ремонту часов, ремонтных цехах часо­вых заводов. Часовщик высокой квалификации в мастерской самостоя­тельно выполняет все виды ремонтных операций: разборку механизма, выявление дефекта, промывку узлов и деталей, замену дефектных деталей, изготовление несложных деталей, сборку и регулировку часов.

На приемном пункте часовщик-приемщик по результатам осмотра часового механизма определяет неисправности и оформляет заказ. По возвращении отремонтированных часов из цеха перед выдачей заказчи­ку заводит их и регулирует точность хода. Если нет необходимости в ремонте, часовщик-приемщик в присутствии заказчика сам исправляет мелкие неполадки и регулирует механизм.

В ремонтном цехе часовщик выполняет следующие операции: разбирает часы и выявляет дефекты; моет детали и узлы механизма; подбирает детали и узлы, требующие замены, и изготавливает недостаю­щие; собирает часовые механизмы и проверяет их работу. В процессе работы использует ручные инструменты (отвертки, пинцеты, лупу), моеч­ные машины, электронный измеритель точности хода и другие.

Работает часовщик в помещении. Характерна вынужденная рабо­чая поза - положение “сидя”. Повышенной нагрузке подвергается зрение: работа с мелкими деталями, неравномерная нагрузка на оба глаза (вследствие использования лупы).

Профессия имеет 2-6 разряды.

Для успешного освоения профессиинеобходимы: хорошая осяза­тельная и кинестетическая чувствительность, зрительно-двигательная координация на уровне движений рук, способность к устойчивой концентрации внимания в течение длительного времени, простран­ственное воображение, наглядно-образное мышление.

Должен знать: устройство часового механизма; технологию изго­товления различных типов часов; последовательность операций сборки-разборки часов; основные виды неисправностей, способы их выявления и устранения; правила обработки изготавливаемых деталей; рецептуру моечных составов.

Должен уметь: осуществлять операции по ремонту часов в соответ­ствии со своей квалификацией; пользоваться ручными инструментами и приборами, проводить их отладку и содержать в рабочем состоянии.

Родственные профессии: мастер по ремонту радиоэлектронной аппаратуры и приборов, сборщик микросхем.

ШВЕЯ

Профессия швеи является одной из самых распространенных в легкой промышленности. На швейных предприятиях пошив изделий бытового и технического назначения ведется на швейных машинах разнообразной конструкции поточным методом; детали передвигаются с помощью транспортера от одной машины к другой в определенной последовательности. Швея в соответствии с технологией пошива и принятым на предприятии разделением труда выполняет различные по сложности и видам работы: от заготовки мягкой тары и притачивания фабричной марки до втачивания рукавов в пройму, подворотника, воротника и другие операции. Каждая швея выполняет несколько операций или даже одну, но должна уметь выполнять любую.

Главное в работе швеи - скорость и точность. Она зрительно контролирует качество шва, длину стежка, частоту строчки, параллель­ность швов, у нее должен быть развит глазомер, правильное цветоощущение, так как ей приходится различать не только основные цвета, но и оттенки одного цвета. Большое значение имеет способность работать стабильно в течение определенного времени в условиях производ­ственного шума. Наилучших результатов добиваются швеи, которые обладают усидчивостью, аккуратностью, сосредоточенным вниманием, высокой степенью согласованности движений рук.

Должна знать: устройство обслуживаемых машин, способы регули­рования натяжения нити и частоты строчки; пошивочные свойства тканей, трикотажа, меха; ассортимент пошивочных изделий, способы их обработки; технические условия на выполняемые операции; последо­вательность обработки деталей изделия при поточном методе.

Профессия имеет разряды: в швейном производстве 1-5-й; в меховом - 1-4-й; в трикотажном, текстильной галантереи и других производствах текстильной промышленности - 1-3-й.

Профессия швеи не подходит людям с плохим зрением, наруше­нием цветоощущения, хроническими заболеваниями глаз неблагоприят­ного течения (например, глаукомы), а также лицам, страдающим гипер­тонической болезнью.

Близкие профессии (специальности); вышивальщица, закройщик, портной, преподаватель в училище, школе на курсах кройки и шитья.

ШТУКАТУР-МАЛЯР

Штукатур-маляр работает в строительных организациях. Роль его в строительстве очень велика, ведь он выполняет отделочные работы и от их качества зависит красота здания, его внешний вид, уют и комфорт внутренних помещений. Объем рабочих операций, выполняе­мых штукатуром-маляром, очень большой. Он оштукатуривает повер­хности конструкций и частей зданий и сооружений - стены, потолки, пилястры, колонны, балки, фасады, купола, арки различных очертаний. Подготавливает поверхность под штукатурку (выравнивает, насекает поверхность механизированным инструментом, прибивает драночные шиты). Готовит растворы для различных видов штукатурки, размечает поверхность под оштукатуривание, механизированным инструментом или вручную наносит штукатурку, отделывает поверхность после оштукатуривания. Окрашивает детали, а также поверхности из металла и других материалов (после очистки, расшивки трещин) при помощи механизированных шпателей, окрасочных агрегатов и других инстру­ментов и приспособлений. Отделывает поверхности, с выполнением лакировки, полировки, художественной живописи, а также под дере­во, мрамор и камень. Реставрирует художественные надписи, росписи и рисунки.

Работа штукатура-маляра связана с выполнением большого коли­чества часто повторяющихся движений и требует довольно существен­ного статического и динамического напряжения рук, особенно велика такая нагрузка при оштукатуривании стен и потолков. Чтобы уметь подбирать оттенки, которые гармонировали между собой и соответ­ствовали бы назначению окрашиваемых поверхностей, мастер должен обладать правильным цветовосприятием, иметь художественный вкус и хорошую память на цветовые оттенки. Особенно важна для маляра аккуратность, так как его работа завершает труд всего коллектива строителей.

Должен знать: виды и свойства материалов и растворов, применя­емых при штукатурных работах; физико-химические свойства крася­щих материалов; приемы разметки и разбивки наружных и внутренних поверхностей зданий; технологию и способы декоративного, художес­твенного оштукатуривания и выполнения штукатурок специального назначения; способы выполнения лакокрасочных покрытий деталей и поверхностей из различных материалов, режимы их сушки; правила наладки обслуживаемого оборудования; рецепты составления красок, лаков, шпаклевок; требования к качеству выполняемых работ.

Профессия имеет 1 -6-й разряды.

Профессия штукатура-маляратребует крепкого здоровья, вынос­ливости при выборе этой профессии противопоказаны: болезни суста­вов и позвоночника (выраженный полиартрит, остеохондроз), заболева­ния сосудов (тяжелый эндартериит, варикозное расширение вен ни­жних конечностей, тромбофлебит), бронхиальная астма и другие хро­нические болезни легких, некоторые виды кожных болезней.

Близкие профессии (специальности); каменщик, маляр по металлу, мастер производственного обучения, художник-оформитель.

Эколог организует защиту жизни и здоровья людей, животного и растительного мира от последствий нерационального и бесконтрольного использования достижений науки и техники. Он обеспечивает поддер­жание равновесия между природоохранными мероприятиями и потреб­ностями научно-технического и экономического развития страны, ак­центирует в этих целях внимание на соблюдении и совершенствовании технологических режимов, культуры производства, правил транспорти­ровки опасных веществ, приемов самозащиты граждан.

Путем наблюдений, опросов, с помощью приборов и других мето­дов эколог проводит анализ состояния воды, земли, воздуха, растений, животных, а также влияния природной среды и продуктов питания на здоровье и самочувствие людей, их генетический аппарат. Выявляет и классифицирует действующие и потенциальные источники экологичес­кой опасности, определяет ее происхождение, характер, степень, мас­штабы, реальные и прогнозируемые последствия. С учетом текущих и перспективных экологических нормативов и регламентов разрабатыва­ет комплекс природоохранных мероприятий, добивается их реализа­ции, контролирует результаты в соответствии с законодательными актами.

Консультирует работодателей по вопросам профилактики экологи­ческих рисков, уменьшения затрат на штрафные санкции. Координиру­ет свои действия с органами санитарно-гигиенического надзора, коми­тетом по химическому и биологическому оружию, органами федераль­ного надзора по ядерной и радиационной безопасности. Через средст­ва массовой информации разъясняет и пропагандирует цели и значе­ние природоохранной деятельности.

Труд эколога сложный и напряженный; работа с документами сочетается с разъездами, организацией практических мероприятий. Емунеобходимы устойчивая социально-нравственная мотивация, на­блюдательность, эмоционально-волевая устойчивость, принципиальность, высокая физическая выносливость.

Эта деятельностьпротивопоказана людям, страдающим заболева­ниями сердечно-сосудистой и нервной систем, психическими недугами.

Требования к профессиональной подготовке: необходима хорошая подготовка в археологии, биологии, медицине, социологии, истории, литературе, общая ориентация в вопросах техники и технологии, экономики труда, рыночных отношений, правоведения. Желателен прак­тический опыт в одной или нескольких указанных областях.Близкие профессии (специальности): работа в учреждениях санитарно-гигиенического, метеорологического профиля, научных и учеб­ных заведениях.

Римма : Можно ли работать одному человеку на погрузочных работах в отдельностоящем складе площадью 1800кв.м или обязательно должен быть второй человек?

Татьяна :Вы имеете ввиду стропальщика? Если у него есть допуск (удостоверение и обучение), то может один стропалить.

Валерий :Тип работ не оговорен. Если простая ручная погрузка-разгрузка, то зависит от склада, вида переносимого груза и т.п. Конкретизируйте вопрос - получите конкретный ответ. В общем случае: тип работы должен быть описан в технолгической документации, инструкции по виду работ и инструкции по специальности. Там должен быть и ответ на Ваш вопрос. Подозреваю, что именно их Вам и нужно составить...))))

Валерий :(Татьяне): а кто груз-то поднимает стропальщику?;-) :-)

Татьяна :грузоподъемный механизм:-)
а без него есть нормы поднятия тяжести вручную.
а то что должны быть технологические карты в которых прописаны все этапы погрузочно-разгрузочных работ и инструкции по ОТ по профессии или по видам работ, то это-то должно быть, а по факту чаще всего инструкции есть, а карт нет. но без допуска (удостоверения) к работе с грузоподъёмными механизмами, даже имея технологические карты самостоятельно работать нельзя, только под контролем ответственного за эти работы, который назначен приказом по предприятию.

Валерий :(Татьяне): Вы совершенно правы. Но есть ручные погрузочно-разгрузочные работы и без применения механизмов. Что касается ГПМ, то там есть машинист или работник, управляющий ГПМ - уже двое получается - вместе со стропальщиком))))

Валерий :(Татьяне): Нужна конкретика в вопросе, согласны?

Татьяна :да, но с ГПМ можно и одному справляться:-)
а вот в вопросе, действительно, нет конкретики.

Admin : я думаю данной переписки достаточно, чтобы разобраться в вопросе!

ИНСТРУКЦИЯ

по охране труда

для станочника по деревообработке

на фрезерном станке

ВВЕДЕНИЕ

Настоящая инструкция разработана с учетом требований законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда и предназначена для станочника по деревообработке на фрезерном станке, при выполнении им работы согласно профессии и квалификации.

  1. I. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

1.1. Станочник выполняет фрезерные работы на станке; про­изводит включение станка в работу и выключение из работы, ос­мотр оборудования; выявляет неполадки в работе станка и прини­мает меры по их устранению; в работе использует инструмент, приспособления, средства защиты.

1.2. При работе станочника на фрезерном станке опасными и вредными факторами, которые могут привести к несчастному слу­чаю на производстве, являются следующие:

– возможность поражения электротоком при нарушении правил электробезопасности;

– возможность травмирований: незакрытыми движущимися и вращающимися частями станков при случайном прикосновении к ним; режущими аппаратами при отсутствии соответствующих пре­дохранительных приспособлений или случайном к ним прикоснове­нии; при работе неисправным ручным инструментом или при неос­торожном с ним обращении; глаз отлетающей стружкой; от вылета деталей, подаваемых к режущему инструменту; падающими заготов­ками и материалами; острыми кромками, шероховатостями, заусен­цами на поверхности заготовок, инструмента, оборудования;

– недостаточное освещение рабочего места;

– запыленность древесной пылью воздуха рабочей зоны при отсутствии или неработающей вентиляции;

– повышенные уровни шума и вибрации.

1.3. Порядок допуска станочника к самостоятельной работе:

1.3.1. К работе станочником допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медосмотр, специальное обучение, проверку зна­ний безопасности труда и безопасных приемов и методов работ, имеющие первую группу по электробезопасности, удостоверение на право производства работ на данном оборудовании, прошедшие стажировку в течение 2-14 рабочих смен на рабочем месте под руководством опытного работника и проинструктированные по ох­ране труда и пожарной безопасности.

Допуск к стажировке и самостоятельной работе оформляется приказом по предприятию.

1.3.2. Порядок прохождения инструктажей по охране труда:

а) Вновь поступающий на работу станочник допускается к ис­полнению обязанностей только после прохождения вводного инструктажа по охране труда и инструктажа по охране труда на ра­бочем месте. Вводный инструктаж должен проводить инженер по охране труда или лицо его замещающее, с вновь принимаемым на работу станочником, независимо от образования, стажа работы.

б) Первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеп­лановый и целевой должен проводить непосредственный руководи­тель работ. О проведении инструктажа и проверки знаний делает­ся запись в журнале регистрации вводного инструктажа с обяза­тельной подписью инструктируемого им инструктирующего.

в) После первичного инструктажа на рабочем месте и провер­ки знаний в течении 2-14 смен станочник должен выполнять рабо­ту под наблюдением руководителя работ или опытного работника, после чего оформляется допуск к самостоятельной работе.

Повторный инструктаж должен проводиться не реже чем один раз в 3 месяца.

г) Внеплановый инструктаж станочник должен проходить при изменении правил по охране труда, технологического процесса, замене при модернизации оборудования, приспособлений и инстру­ментов, исходного сырья, материалов; нарушении требований бе­зопасности труда, которые привели к травме, аварии, пожару, взрыву.

д) Целевой инструктаж должен проводиться станочнику перед началом работ, на которые оформляется наряд-допуск.

Проведение целевого инструктажа фиксируется в наряде-до­пуске.

1.4. Станочнику по деревообработке на фрезерном станке по­лагаются по Нормам следующие средства индивидуальной защиты:

– костюм х/б, ГОСТ 12.О38-78;

– рукавицы комбинированные, ГОСТ 12.4.О1О-75, тип Б(В,Г);

– очки защитные, ГОСТ 12.4.О13-85.

На наружных работах зимой дополнительно:

– куртка и брюки х/б на утепляющей прокладке, ГОСТ 12.4.О84-8О.

1.5. Находясь на территориях предприятия и вне их, следует выполнять общие меры безопасности, производственной санитарии, личной гигиены, требования противопожарной безопасности, а также Правила внутреннего трудового распорядка предприятия.

1.6. Общие требования безопасности, предъявляемые к уст­ройству фрезерных станков:

1.6.1. Ограждения:

а) Рабочая часть режущего инструмента (фрезы) должна быть закрыта автоматически действующим ограждением, открывающимся во время прохождения обрабатываемого материала или инструмента только для его пропуска в соответствии с габаритами обрабаты­ваемого материала по высоте и ширине.

б) Неподвижные ограждения допускается применять в тех слу­чаях, когда исключена возможность соприкосновения работника с приведенным в действие режущим инструментом.

в) Если конструкцией станка не предусматривается полное ограждение режущего инструмента, то должна быть ограждена его нерабочая часть. Эти ограждения могут использоваться и в ка­честве приспособлений для улавливания и удаления отходов.

г) Ограждения режущих инструментов, которые необходимо открывать или снимать для замены и правки инструмента, должны быть сблокированы с пусковыми и тормозными устройствами.

д) Установка ограждения в рабочее положение не должна вы­зывать самопроизвольного пуска станка. Пуск станка должен осу­ществляться только от органа управления.

1.6.2. Блокирующее устройство должно исключать возможность пуска оборудования при незакрытых или снятых ограждениях, обеспечивать полную остановку двигателей приводов в случае открытия ограждений или их частей и исключать возможность отк­рытия ограждений во время работы.

1.6.3. Рабочая поверхность столов станков должна быть на уровне 8ОО мм от пола.

1.7. Все изменения в инструкцию вносятся на основании до­кументального указания руководителя предприятия.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

1.8. Обязанность рабочих соблюдать правила и нормы охраны труда является составной частью производственной дисциплины.

Лица, не выполняющие требования данной инструкции, наруша­ют производственную дисциплину и привлекаются к дисциплинарной или уголовной ответственности в зависимости от характера и последствий нарушения в соответствии с действующим законода­тельством РФ.

Безопасность труда в значительной степени зависит от само­го работника. Следует знать и выполнять требования данной инс­трукции.

  1. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТ

2.1. Приступая к работе после длительного перерыва (болез­ни, отпуска) или получении работы, не входящей в круг обязан­ностей станочника, необходимо получить от руководителя работ дополнительный инструктаж по охране труда.

2.2. Правильно надеть полагающуюся по Нормам чистую и исп­равную спецодежду. Застегнуть рукава, чтобы не было свисающих и развевающихся концов одежды. Волосы убрать под плотно обле­гающий головной убор. Не держать в карманах одежды металличес­кие предметы с острыми концами.

Получить инструктаж по правилам пользования и простейшим способам проверки исправности средств индивидуальной защиты, а также пройти тренировку по их применению.

Станочник не допускается к работе без предусмотренных в Типовых отраслевых нормах средств индивидуальной защиты, в не­исправной, неотремонтированной, загрязненной специальной одеж­де, а также с другими неисправными средствами индивидуальной защиты.

2.3. Подготовить другие исправные средства индивидуальной защиты в соответствии с воздействующими вредными факторами производства – защитные очки, комбинированные рукавицы.

Перед употреблением защитные очки осмотреть на отсутствие царапин, трещин и других дефектов, при обнаружении их очки следует заменить исправными.

2.4. Получить задание на выполнение работ от руководителя работ.

Не приступать к выполнению производственного задания, если неизвестны безопасные способы его выполнения.

2.5. Подготовить рабочее место к безопасному ведению работ

– убрать лишние предметы, установить местное освещение, чтобы оно было достаточным и без слепящего действия.

Заготовки и детали уложить так, чтобы исключалась возмож­ность их падения.

2.6. Проверить исправность применяемого ручного инструмен­та: рабочая часть должна быть надежно закреплена на ру­коятке клиньями, рукоятка – иметь гладкую поверхность без тре­щин.

Разложить инструмент на верстаке в удобном для пользования порядке, концами и лезвием от себя.

Для очистки станка от пыли и стружки следует приготовить специальную щетку-сметку с длинной ручкой.

2.7. Тщательно осмотреть станок, обратив особое внимание на надежное крепление и исправность ограждений режущего инс­трумента, вращающихся и движущихся частей станка и заземляюще­го провода, очистить рабочее место от стружки и отходов.

При отсутствии специальных защитных устройств на станке или при невозможности их применения необходимо получить защит­ные очки или предохранительный щиток из прозрачного материала.

2.8. Отрегулировать местное освещение станка так, чтобы рабочая зона была достаточно освещена и свет не слепил глаза.

2.9. Проверить наличие и исправность проводов, токоведущих частей электрической аппаратуры (пускателей, рубильников, трансформаторов, кнопок); заземляющих устройств; устройств для крепления режущего инструмента и заготовки; инструмента и приспособлений; деревянной решетки (настила).

2.1О. Опробовать станок в холостом ходу и проверить:

– неисправность органов управления (механизмов главного движения, подачи, пуска, остановки движения);

– надежность фиксации рычагов включения и переключения (убедиться, что возможность самопроизвольного переключения с холостого хода на рабочий исключена).

Убедиться в том, что шпиндель вращается равномерно (без биения и осевого смещения), самопроизвольно не опускается, на­дежно стопорится, а рабочий стол станка не вибрирует.

2.11. Для защиты рядом расположенных мест и проходов от отлетающей стружки и брызг смазочно-охлаждающей жидкости уста­новить экраны, ширмы, щиты.

2.12. При обнаружении каких-либо неисправностей в работе оборудования доложить руководителю работ и до их устранения к работе не приступать.

2.13. Знать:

– места расположения медаптечки, телефона, средств пожаро­тушения;

– номера телефонов медицинской службы и пожарной охраны;

– пути эвакуации, главных и запасных выходов в случае ава­рии и пожара

и уметь пользоваться в случае необходимости.

III. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТ

3.1. Работать только на том оборудовании, на которое допу­щен, выполнять только ту работу, которую поручил руководитель работ, безопасными приемами, осторожно и внимательно.

Пользоваться выданными средствами индивидуальной защиты, бережно относиться к выданным средствам защиты и правильно применять их, своевременно ставить в известность руководителя работ о необходимости химчистки, стирки, сушки и ремонта при­меняемых в работе средств индивидуальной защиты.

Запрещается работать на неисправном оборудовании, со сня­тым ограждением и неисправными предохранительными приспособле­ниями.

Запрещается убирать опилки из-под пил во время их дейс­твия.

Чистка и уборка пыли и прилегающей к ней площади пола до­пускается только при остановке пилы.

Процесс удаления отходов древесины от станков должен быть механизирован. При обработке древесины, имеющей влажность не более 2О%, для удаления опилок, стружки и пыли необходимо при­менять пневмотранспортные установки.

3.3. Станочник обязан соблюдать следующие общие меры безо­пасности:

3.3.1. Курить разрешается только в отведенных местах, не допускать распития спиртных напитков.

3.3.2. Не разрешается допускать на свое рабочее место лиц, не имеющих отношение к данной работе.

Заметив нарушение инструкции другим рабочим, предупредить его о необходимости соблюдения требований по технике безопас­ности.

3.3.3. Не облокачиваться на работающее оборудование и не разрешать это делать другим.

3.4. Работать всегда хорошо заточенным и исправным инстру­ментом.

3.5. Перед установкой фрезы проверить целость и правиль­ность заточки ее, особенно пластин твердого сплава (последние не должны иметь выкрошившихся мест, трещин, прожогов), и заме­нить фрезу, если режущие кромки затупились или выкрошились.

3.6. Установку и закрепление режущего инструмента прове­рять только на включенном станке; фрезерную оправку закреплять в шпинделе ключом при включенной коробке скоростей во избежа­ние проворачивания шпинделя.

3.7. Закрепленную фрезу проверять на биение; радиальное и торцевое биение не должно превышать О,1 мм.

3.8. При установке и закреплении оборачиваемой детали не­обходимо:

– устанавливать только те детали, масса и габаритные раз­меры которых соответствуют паспортным данным станка;

– закреплять деталь в местах, находящихся на возможно близком расстоянии от обрабатываемой поверхности.

3.9. Фрезерование брусков, досок и других заготовок, имею­щих прямолинейную форму, вести только по направляющей линейке; необходимо прикрепить ограничительные упоры в соответствии с заданной длиной обрабатываемого материала.

3.1О. При обработке заготовок длиной более 2 м спереди и сзади станка установить опоры в виде подставок или столов с роликами для подачи заготовок и удаления готовой продукции.

3.11. Фрезерование деталей с поперечным сечением 4×4 см и менее следует вести в специальных приспособлениях с зажимами и рукоятками.

Заготовки сечением 4Ох4О, длиной 4ОО мм и менее фрезеро­вать на станках вручную без специальных приспособлений запре­щается.

3.12. При криволинейном фрезеровании профильных деталей следует использовать приспособления (салазки, шаблоны и др.), которые прижимают изделия или обрабатываемую деталь к столу в вертикальном и горизонтальном направлениях.

3.13. Материалы, заготовки и изделия у станка и рабочих мест укладывать в штабеля, пакеты высотой не более 1,7 м.

3.14. В станках с ручной подачей при сквозном фрезеровании детали в процессе обработки должны быть прижаты к направляющей линейке и к столу станка.

3.15. Крепление шпинделей и режущего инструмента должно быть таким, чтобы исключалась возможность самоотвинчивания их при вращении в разных направлениях.

3.16. Станочник обязан:

– периодически останавливать станок для уборки накопившей­ся стружки и отходов, а также для укладки обработанных дета­лей;

– систематически проверять надежность крепления ножей (или надежность приварки резцов режущего инструмента) и отсутствие вибрации станка.

3.17. Во избежании поражения стружкой необходимо:

– не допускать наматывания стружки на обрабатываемую де­таль или фрезу;

– пользоваться стружкоснимателем;

– удалять стружку от станка специальными крюками и щетка­ми-сметками.

3.18. ВО ИЗБЕЖАНИЕ ПОРАЖЕНИЯ ЭЛЕКТРОТОКОМ СТАНОЧНИК ОБЯЗАН ЗНАТЬ И ВЫПОЛНЯТЬ СЛЕДУЮЩИЕ МЕРЫ ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТИ:

3.18.1. Заметив неисправность в электропроводке, электроо­борудовании или электросветильника необходимо принять меры, исключающие поражение людей электротоком (оградить опасное место, выставить наблюдающего и т.п.), и вызвать электромонте­ра.

Запрещается:

– пользоваться неисправными кнопками “Пуск”, “Стоп”;

– применять неисправные электроинструмент, электросветиль­ники. Применять только исправные электроприборы и инструмент;

– устранять самостоятельно неполадки электрооборудования (освещения и т.п.).

– брать в руки оборванные, висящие или лежащие на полу (земле) электропровода и наступать на них – они могут нахо­диться под напряжением;

– подходить к электрощитам, открывать двери электрощитов и электрошкафов;

– прикасаться к токоведущим частям электроприборов, элект­рооборудования, клеймам, неизолированным или поврежденным электропроводкам, к арматуре освещения;

– допускать эксплуатацию оголенных проводов и касания ими труб отопления, водопроводов, конструктивных элементов здания;

– снимать предупредительные плакаты по охране труда с пусковой аппаратуры (рубильника, магнитного пускателя, контактора) и включать ее, если это не является обязанностью работника;

– использовать для обогрева самодельные электронагрева­тельные приборы;

– пользоваться разбитыми выключателями и розетками.

3.19. ПРИ РАБОТЕ НА УЧАСТКЕ ДЕРЕВООБРАБОТКИ СТАНОЧНИК ОБЯ­ЗАН ЗНАТЬ И ВЫПОЛНЯТЬ СЛЕДУЮЩИЕ МЕРЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ:

3.19.1. На участке деревообработки должна регулярно прово­диться очистка от древесной пыли приборов отопления, освети­тельной арматуры, силового электрооборудования и строительных конструкций, а также смазка трущихся частей оборудования и подшипников станков, при этом не допускать загрязнения смазки древесной пылью.

3.19.2. Запасы лесоматериалов в мастерской не должны пре­вышать сменной потребности.

3.19.3. Использованные промасленные тряпки, обтирочные ма­териалы необходимо складывать в металлические ящики с крышка­ми, которые в конце дня должны очищаться и уноситься в пожаро­безопасное место, указанное руководителем работ.

– пользоваться открытым огнем в помещении деревообработки;

– загромождать проходы и выходы оборудованием, механизма­ми, лесоматериалом и т.п.;

– оставлять без присмотра работающие механизмы, станки, включенные в электросеть;

– выполнять электросварочные работы без ведома руководите­ля мастерской и разрешения пожарной охраны;

– загромождать подступы к внутренним пожарным кранам, ог­нетушителям и первичным средствам пожаротушения;

– пользоваться неисправными розетками, выключателями, электроинструментом;

– устанавливать временные и постоянные печи;

– хранить лесоматериалы, лаки и краски свыше сменной пот­ребности и не в предназначенных для этой цели местах;

– загромождать механизмами, оборудованием, лесоматериалами проходы, подходы к силовому электрошкафу, отопительным прибо­рам, вентустановкам;

– использовать первичные средства пожаротушения не по наз­начению: для хозяйственных и прочих нужд, не связанных с пожа­ротушением;

– производить уборку помещений, а также чистку спецодежды с помощью бензина, керосина и других горючих жидкостей;

– пользоваться для освещения керосиновыми лампами, свеча­ми и другими источниками открытого огня;

– скопление мусора, тряпок, посторонних предметов;

– снимать предусмотренные проектом двери коридоров, тамбу­ров;

– оставлять неубранным промасленный обтирочный материал.

3.19.5. Имеющиеся в помещении первичные средства пожароту­шения должны быть исправными и находиться в постоянной готов­ности.

3.19.6. Не допускается складировать спецодежду, промаслен­ную ветошь и другие горючие материалы на нагревательных прибо­рах и отопительных трубопроводах.

3.19.7. При обнаружении неисправности в электрооборудова­нии, работе вытяжных устройств немедленно сообщить руководите­лю работ, а также слесарю и электромонтеру обслуживаемого участка.

3.19.8. При эксплуатации электроприборов запрещается:

– применять электроприборы в условиях, не соответствующих инструкциям предприятий-изготовителей или имеющие неисправ­ности, могущие привести к пожарам, эксплуатировать провода и кабели с неисправной изоляцией;

– обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими веществами, эксплуатировать их со снятыми колпаками (рассеивателями);

– использовать некалиброванные плавкие вставки или другие самодельные аппараты для защиты от перегрузки и короткого за­мыкания;

– пользоваться электронагревательными приборами без подс­тавок из негорючих материалов, оставлять их включенными в электросеть без надзора;

– применять самодельные электронагревательные приборы, вентиляторы и другое электрооборудование;

– применять переносные светильники без шлангового прово­да, защитной сетки и напряжением выше 12 В.

3.19.9. Следить за нагревом подшипников электродвигателя. Не допускать их нагрева выше 6О градусов Цельсия. При нагреве подшипников сообщить руководителю мастерской и слесарю обслу­живаемого участка.

3.2О. Станочнику запрещается:

– при остановке станка тормозить шпиндель, прижимая к нему брусок, так как последний может вырваться из рук рабочего и причинить ему травму;

– принимать в обработку лесоматериал с гвоздями, скобами и металлическими предметами, а также загрязненный, обледеневший или имеющий небольшие вырубы в местах фрезирования;

– работать с не огражденным режущим инструментом;

– работать в том случае, если ножи фрезерной головки выс­тупают наружу более чем на 3 мм;

– прорезать направляющую деревянную линейку;

– оставлять без присмотра включенный станок;

– фрезеровать на станке короткие детали (длиной менее О,5

м), удерживая их руками, а также более одной детали одновре­менно;

– допускать скопление у станка большого количества стружки и других отходов;

– допускать к работе на станке лиц, которым обслуживание его не поручено;

– обрабатывать на станке крупные детали, на которые станок не рассчитан (дверное полотно, оконный переплет);

– открывать и снимать ограждения и предохранительные уст­ройства во время работы станка;

– зажимать фрезу ключом на оправке путем включения элект­родвигателя;

– вводить руки в опасную зону вращения фрезы;

– тормозить станок нажатием на детали;

– поддержать фрезу ручкой при выколачивании ее из шпинде­ля;

– захламлять и загромождать рабочие места и проходы.

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

3.21. При авариях или ситуациях, которые могут привести к аварии или несчастному случаю, приостановить работы, отключить используемое в работе оборудование от электросети, предупре­дить работающих рядом об опасности, принять меры по возможнос­ти к ликвидации аварии, сообщить руководителю работ и в даль­нейшем действовать по указанию.

3.22. Если на металлических частях обнаружено напряжение (ощущение тока), электродвигатель работает на две фазы (гу­дит), заземляющий провод оборван, остановить станок и немед­ленно доложить руководителю работ о неисправности электрообо­рудования и без его указания к работе не приступать.

3.23. При возникновении пожара сообщить в пожарную часть, немедленно отключить станок, обесточить электросеть (за исклю­чением осветительной сети). Сообщить о пожаре всем работающим в помещении и приступить к тушению очага возгорания имеющимися первичными средствами пожаротушения. О пожаре доложить руково­дителю работ, а в его отсутствие руководству предприятия.

3.24. Станочник, оказавшийся очевидцем возникновения пожа­ра, обрыва проводов, повреждения водопровода, паропровода, га­зопровода, несчастного случая или обнаруживший пострадавшего должен немедленно голосом обратить внимание окружающих.

3.25. Оказать медицинскую доврачебную помощь пострадавшим при травмировании, внезапном заболевании согласно инструкции N 2.

3.26. О несчастном случае, по возможности, доложить руко­водителю работ и обратиться в медицинское учреждение.

  1. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТ

4.1. Выключить станок, электродвигатель и местное освеще­ние.

4.2. Привести в порядок рабочее место, убрать со станка стружку, детали, инструмент, очистить станок от грязи и сма­зать трущиеся части станка.

4.3. О всех неисправностях станка, инструмента и приспо­соблений сообщить руководителю работ и своему сменщику.

4.4. Сдать рабочее место сменщику. Снять спецодежду, спе­цобувь, убрать в отведенное для них место.

Запрещается выносить средства индивидуальной защиты за пределы предприятия.

4.5. Вымыть руки и лицо теплой водой с мылом или принять душ, если возможно.