Сопровождение таможенных проверок. Таможенная проверка – порядок проведения, виды и сроки Особенности организации и проведения выездной таможенной проверки

Таможенная проверка является основной формой таможенного контроля, проводимая таможенными органами в целях удостоверения о соблюдении лицами таможенного законодательства.
В соответствии со ст. 331 ТК ЕАЭС, таможенная проверка представляет собой сложный процесс и заключается в сопоставлении сведений, заявленных в таможенной декларации и представленных в таможенный орган документах, и (или) иных сведений, с документами и (или) данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и иной информацией полученной таможенными органами в порядке контроля за деятельностью юридического лица.

Участники внешнеэкономической деятельности, довольно часто сталкиваются с контрольными, оперативно-розыскными мероприятиями, а также следственными действиями. Несмотря на общую направленность в ТК ЕАЭС на упрощение и ускорение таможенных процедур, а также мер таможенного контроля, тенденция доначислений в рамках проводимых таможенными органами проверок с каждым годом растет.

В связи с постоянно изменяющимся законодательством и принятием новых решений Евразийской экономической комиссией, бизнесу все сложнее становится противостоять требованиям таможенных органов. Подготовка к проверке, представление возражений на действия проверяющего требуют от подконтрольных субъектов наличия глубоких знаний законодательства, разъяснений судебной практики.

В результате, из-за незнаний тенденций правового регулирования, а иногда и собственных прав, проведение проверки оборачивается значительными временными и денежных затратами.

Почему в отношении компании может быть назначена таможенная проверка?

Учитывая экономическую значимость результатов проверки, можно утверждать, что качество отбора, в конечном счете, определяет полноту сборов таможенных платежей, налогов, акцизов и пеней, а также штрафов.
В основе процедуры отбора лица на таможенную проверку лежит субъекто-ориентированный подход, формируемый системой управления рисками Федеральной таможенной службы России. ФТС оценивает вероятность нарушения таможенного законодательства и в дальнейшем применяет меры таможенного контроля, соответствующие уровню риска компании.

Основные причины выбора лица для проведения проверки:

  • Наличие сумм задолженности перед таможенными органами, неуплаченные административные штрафы;
  • Непредставление документов;
  • Реорганизация или ликвидация компании;
  • Небольшой размер уставного капитала участника ВЭД;
  • Значительные отклонения основных показателей таможенного декларирования (вес, стоимость) в меньшую сторону от средних значений по аналогичным товарам;
  • Значительная доля товарооборота с офшорными зонами;
  • Поставка товаров из страны, не являющейся страной происхождения;
  • Привлечение к административной ответственности, а также возбуждение уголовных дел.

На основе полученной информации определяется искомое количество участников ВЭД, которые имеют наибольшие риски причинения возможного экономического ущерба и которые целесообразно включить в план проведения таможенных проверок.

Камеральная таможенная проверка

Камеральная таможенная проверка проводится по месту нахождения таможенного органа путем изучения и анализа сведений, содержащихся в таможенных декларациях и (или) коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документах, представленных проверяемым лицом при совершении таможенных операций и (или) по требованию таможенных органов.
Таможенные органы обязаны уведомлять лицо о начале проверки. Проверки проводятся без ограничений периодичности их проведения. Срок проверки - 90 календарных дней с момента направления уведомления, в отдельных случаях может быть продлен на 120 календарных дней.
Этапы проведения:
Подготовительный - происходит сбор сведений и данных, принимается решение о необходимости проведения проверки;
Основной - происходит непосредственная проверка имеющихся документов. Во время камеральной таможенной проверки таможенными органами проверяются следующие сведения:

  • помещен ли товар под надлежащую таможенную процедуру;
  • достоверность сведений о товаре в декларации и прочих документах;
  • соблюдение запретов и ограничений по использованию товара;
  • соблюдение требований лицами, осуществляющими деятельность в таможенной сфере;
  • иные требования, предусмотренные таможенным законодательством.

Дополнительный - таможенным органом могут быть запрошены документы, необходимые для осуществления проверки. Кроме того, в ходе камеральной проверки таможенные органы могут провести таможенный осмотр и досмотр.
Заключительный - составляется акт о завершении камеральной таможенной проверки с описанием полученных выводов и результатов.
По результатам проверки лицо, в отношении которого проводилась проверка, имеет право знакомиться с материалами проверки, а так же представить возражения относительно выводов.

Выездная таможенная проверка

Выездная таможенная проверка проводится таможенным органом с выездом в место (места) нахождения юридического лица, место (места) осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) место (места) фактического осуществления деятельности проверяемыми лицами.

Выездные таможенные проверки подразделяются на следующие виды:

Плановая выездная таможенная проверка

Проводится на основании планов проверок, разрабатываемых таможенными органами
Плановые выездные таможенные проверки в отношении одного и того же проверяемого лица проводятся таможенными органами не чаще 1 раза в год. Плановые выездные таможенные проверки в отношении уполномоченных экономических операторов проводятся таможенными органами не чаще 1 раза в 3 года.
Выбор лиц, в отношении которых проводится плановая выездная таможенная проверка, производится с использованием информации, полученной из следующих источников:

  1. результаты проведения таможенного контроля до и после выпуска товаров;
  2. информационные ресурсы таможенных органов;
  3. результаты предыдущих таможенных проверок;
  4. банки, небанковские кредитные (кредитно-финансовые) организации и организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, государств-членов;
  5. таможенные и (или) иные государственные органы государств-членов;
  6. средства массовой информации;
  7. иные источники информации.

Перед началом проведения плановой выездной таможенной проверки таможенные органы обязаны направить проверяемому лицу уведомление о проведении проверки. Кроме того, на сайте ФТС России таможенными органами публикуются планы проверок юридических лиц на ближайшие годы.

Одним из основных нарушений при проведении плановой выездной проверки является нарушение срока проверки.

Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19.11.2014 по делу № А43-3032/2014.
Требования: ООО «ИСТКОН У» обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконными действий Нижегородской таможни выразившихся в истребовании у Общества документов и сведений после истечения сроков проведения плановой таможенной проверки.
Решение: требования Общества удовлетворены судом первой инстанции, решение оставлено без изменения судами апелляционной и кассационной инстанции.
Выводы суда: таможенным органом был нарушен срок проведения проверки и отсутствовали законные основания для продления срока приостановления проверки, в связи с чем действия таможенного органа по истребованию у заявителя документов и сведений после истечения сроков проведения плановой таможенной проверки по требованиям являются незаконными. Действия Нижегородской таможни по истребованию у заявителя документов и сведений после истечения сроков проведения плановой таможенной проверки по требованиям совершены ответчиком в нарушение требований части 12 статьи 132 Таможенного кодекса Таможенного союза.

Внеплановая выездная таможенная проверка

Проводится на основании данных, свидетельствующих о возможном нарушении лицом таможенного законодательства, либо иные обстоятельства, с которыми закон связывает проведение указанного вида проверки.
Внеплановые выездные таможенные проверки проводятся без ограничений периодичности проведения таких проверок.
Основаниями для назначения внеплановых выездных таможенных проверок могут являться:

  1. данные, полученные в результате анализа информации, содержащейся в информационных ресурсах таможенных органов и иных государственных органов государств-членов, и свидетельствующие о возможном нарушении международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов;
  2. информация, свидетельствующая о возможном нарушении международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов;
  3. заявление лица о включении в реестр уполномоченных экономических операторов;
  4. обращение (запрос) компетентного органа государства, не являющегося членом Союза, о проведении проверки лица, совершавшего сделки, связанные с перемещением товаров через таможенную границу Союза, с иностранным лицом;
  5. поручение (запрос) органов предварительного расследования (органов уголовного преследования) государств-членов по материалам проверки сообщения о преступлении или по возбужденному уголовному делу;
  6. поручение таможенного органа одного государства-члена, данного таможенному органу другого государства-члена, о проведении выездной таможенной проверки и др.
    (полный перечень оснований указан в ст. 333 ТК ЕАЭС, ст.229 ФЗ № 289)

Так же, одним из основных нарушений при проведении плановой выездной проверки является нарушение срока проверки, а так же запрос документов, не относящихся к предмету проверки.

Пример из судебной практики (до введения ТК ЕАЭС):

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 22 августа 2017 г. по делу № А40-161221/16
Требования : ООО «Техно Партс» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Московской таможне о признании незаконным бездействия, выразившегося в нарушении установленных сроков проведения выездной таможенной проверки; о признании недействительным решения о приостановлении выездной таможенной проверки.
Решение : требования Общества удовлетворены судом первой инстанции, решение оставлено без изменения судами апелляционной и кассационной инстанции.
Вывод суда : в полученном заявителем уведомлении о приостановлении выездной таможенной проверки наличие каких-либо обстоятельств из числа перечисленных в абзаце 3 пункта 12 статьи 132 ТК ТС не указано, в связи с чем, суды пришли к обоснованному выводу о том, что решение о приостановлении выездной таможенной проверки вынесено в отсутствие законных оснований, поскольку таможенным органом был нарушен срок проведения проверки и отсутствовали законные основания для продления срока приостановления проверки.
Таможенным органом нарушен срок предоставления запрашиваемой от иностранного таможенного органа информации.
Кроме того, в период с 29.01.2016 по 26.04.2016 Московская таможня фактически не проводила проверку, дожидаясь от заявителя следующих документов: договора аренды помещения, справки об учетной политике ООО «Техно Партс» по налогообложению, справки обо всех расчетных счетах ООО «Техно Партс». Суды обоснованно сочли, что относимость данных требований к предмету проверки факта помещения товаров иностранного производства под таможенную процедуру, таможенным органом не доказана.

Встречная внеплановая выездная таможенная проверка

Проводится в отношении лиц, созданных и (или) зарегистрированных в соответствии с законодательством государства-члена ЕАЭС и связанных по сделкам (операциям) с товарами с субъектом, в отношении которого проводится выездная таможенная проверка.
Как правило, указанная проверка проводится либо таможенным органом, непосредственно проводящим выездную проверку, либо во исполнение поручения иного таможенного органа, который проводит проверку лиц в другом субъекте.
В рамках указанных проверок таможенные органы проверяют цепочки поставки товаров, получают сведения о поставщиках товаров, фактах оплаты товаров, исследуют счета-фактуры, опрашивают руководителей и бухгалтеров общества.
Напоминаем, что лица обязаны хранить документы о таможенных операциях в течение 5 лет вне зависимости от того, представлялись они при подаче таможенной декларации или нет!

Проверка после выпуска товаров

Таможенный контроль после выпуска товаров - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами после выпуска товаров, а также при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского союза, путем проведения таможенных проверок и иных форм таможенного контроля, установленных Главой 45 ТК ЕАЭС.
Проверка после выпуска товаров - прежде всего документальный контроль достоверности сведений, заявленных декларантом, позволяющий таможенным органам:

  • сопоставить представленные сведения со сведениями, полученными в ходе проведения таможенного контроля от банков, кредитных организаций, налоговых, правоохранительных и иных государственных органов;
  • установить факт законности/незаконности ввоза товара на таможенную территорию Евразийского Экономического Союза;
  • установить круг лиц, напрямую или косвенно участвующих в сделках с товаром, как до пересечения им таможенной границы, так и на внутреннем рынке Российской Федерации.

Проверка после выпуска товаров проводится в течение 3-х лет после выпуска товаров в свободное обращение.

  • Проверьте служебные удостоверения сотрудников таможни, документы о проведении проверки;
  • Потребуйте доведения до вас оснований и повода для проведения проверки в отношении вашей компании;
  • Предоставляйте документы таможенному органу при проведении проверок и направлении запросов о представлении документов;
  • В случае идентификации товаров, взятии проб и образцов, осмотра помещений, ареста товаров - не препятствовать законным действиям таможенных органов, но обратиться за квалифицированной юридической помощью;
  • Присутствуйте при проведении всех мероприятий таможенного контроля;
  • Подписывайте документы только после их тщательного изучения;
  • Требуйте от инспекторов предоставления копий документов (актов осмотра, протокола изъятия);
  • При необходимости проводите фото и видео фиксацию;

Юристы таможенной практики «Юнитрейд» имеют большой практический опыт сопровождения таможенных проверок. Наши специалисты помогут Вам своевременно выявить нарушения и исправить их в соответствии с требованиями таможенного законодательства.

Если бизнес сопряжен с продажей или производством изделий, требующих декларирования для ввоза в другую страну, юридическому лицу обеспечена таможенная проверка. Процедура имеет разные этапы и может проходить в разных видах. Особенности данной процедуры рассмотрим в статье, чтобы понять, как она проводится, в каких случаях назначается.

Особое ведомство контроля

Взаимовыгодное сотрудничество представителей экономической деятельности некоторых сопредельных с Россией стран предполагает поставки товаров за пределы своих территориальных границ. Чтобы исключить свободное проникновение опасной контрафактной продукции, была сформирована таможня, подписаны соглашения со всеми странами, входящими в Таможенный союз (ТС), и сформулирован порядок выполнения необходимых процедур для соблюдения норм законодательства. Основным документом, регламентирующим порядок проведения проверки, является Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС), а точнее ст. 19 этого свода правил.

Цели проверки понятны – это наблюдение за выполнением указаний, предъявляемых юридическим и физическим субъектам законодательными нормами. Проверке подлежат любые лица, имеющие прямое или косвенное отношение к ввозимым/вывозимым товарам, если для этого есть основания:

  • Декларант – предприниматель или организация, чей товар подлежит декларированию или от чьего имени осуществляется данная процедура.
  • Любой перевозчик, осуществляющий транспортировку декларируемого товара, независимо от того частный это перевозчик или крупная транспортная компания.
  • Таможенный представитель – независимое юридическое лицо, осуществляющее процедуру прохождения таможенной зоны.
  • Уполномоченный экономический оператор (УЭО) – хранит товар на своей территории.
  • Другие лица, указанные в перечне (ст. 122 ТК ТС) товаров, подлежащих проверке.

Если предприниматель имел даже малейшее участие в изготовлении, транспортировке, хранении, реализации продукции, находящейся под контролем таможни, по нему может быть проведена одна или несколько ревизий сотрудниками таможни.

Разновидности выявления проблем специалистами

Проверки таможни имеют две формы выявления нарушения.

Камеральная проходит на территории надзорного ведомства (таможни). Проверяются данные, собранные из разных каналов. Этот вид выявления нарушений не имеет временных ограничений и может осуществляться инспекторами в любой момент.

Сотрудники таможенной службы изучают документы, представленные декларантом или другим лицом, вызывающим интерес у таможенного надзора, на соответствие информации правилам, установленным таможенным законодательством РФ или других стран-участниц ТС. Инспектор может обращаться к разным источникам, если возникают сомнения в достоверности декларации и других бланков, сопутствующих прохождению товара через границу.

Иногда по результатам камеральной проверки назначается выездная. Но для этого должно быть основание.

Выездная ревизия проходит на территории юридического лица, месте производства, хранения или реализации продукции, подлежащей декларированию. Существует дополнительная классификация выездных мероприятий:

  • Плановые.
  • Внеплановые.

Второй вариант визита сотрудников таможни назначается по результатам камерального контроля, если у инспектора возникли сомнения или были найдены несоответствия. Внеплановая ревизия может быть назначена по обращению юридического лица о получении статуса уполномоченного экономического оператора для подтверждения соответствия заявителя таможенным льготам. Любые основания для внеплановой проверки должны быть обозначены в решении, которое направляется в качестве уведомления лицу, подлежащему осмотру и изучению обстановки.

Количество внеплановых визитов не ограничено, потому что причины могут появиться в любой момент. Но быть внезапными они точно не могут, потому что это нарушает права юридического или физического лица. Плановые проверки осуществляются только в установленные законодательством сроки:

  • Один раз в год в отношении одного проверяемого лица согласно утвержденному предварительно графику.
  • Один раз в три года в отношении уполномоченного экономического оператора, если нет оснований для более частых визитов.

Для плановых таможенных проверок не требуется особых обстоятельств. Это обычная процедура, предусмотренная нормативными актами таможенного законодательства.

Любые выездные проверки к проверяемому лицу и предоставление информации в возникшем вопросе иногда требуют встречного визита к другим участникам сделки для уточнения полученных сведений.

В документе содержится решение по результатам ревизии и предписания, которые проверяемое лицо должно исполнить, если были обнаружены несоответствия в информации, представленной в декларации на товар. Заполненный документ подписывается должностными лицами таможенной службы и лицом, у которого осуществляется ревизия. С этой даты таможенные службы больше не могут проводить проверку по конкретному объекту или лицу.

В Таможенной конституции прописаны этапы работы проверяющих ведомств в отношении предпринимателей, декларирующих тот или иной товар. Окончательная подготовка акта по проведенной ревизии не должна длиться больше 5 дней, потому что, по регламенту таможенной проверки, экземпляр отчетного бланка должен быть передан проверяемому предпринимателю или организации в этот срок.

На этом ревизия заканчивается. Ее результат непредсказуем и заставляет волноваться не только руководителя и бухгалтера организации, но и других участников.

В итоге

Таможенная проверка – это стандартная процедура для участников экономической деятельности, как и контроль налоговых инспекторов за бухгалтерскими отчетами и взносами налогоплательщиков. Если в финансовой сделке нет подводных камней и документы по декларированию заполнены правильно, повода для беспокойства нет.

Камеральная таможенная проверка

1. Камеральная таможенная проверка осуществляется путем изучения и анализа сведений, содержащихся в таможенных декларациях, коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документах, представленных проверяемым лицом, сведений контролирующих государственных органов государств – членов Таможенного союза, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов, о деятельности указанных лиц.

2. Камеральная таможенная проверка проводится таможенными органами по месту нахождения таможенного органа без выезда к проверяемому лицу, а также без оформления предписания (акта о назначении проверки).

3. Камеральные таможенные проверки осуществляются без ограничений периодичности их проведения.

Таможенный контроль после выпуска товаров

Таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение 3 (трех) лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем.

Законодательством государств – членов Таможенного союза может быть установлен более продолжительный срок проведения таможенного контроля после выпуска товаров, который не может превышать 5 (пяти) лет.

Таможенный контроль после выпуска товаров проводится в формах и порядке, которые установлены главами 16 и (или) 19 настоящего Кодекса

Выездная таможенная проверка

1. Выездная таможенная проверка проводится таможенным органом с выездом в место нахождения юридического лица, место осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) в место фактического осуществления их деятельности (далее – объекты проверяемого лица).



2. Выездная таможенная проверка может быть плановой или внеплановой.

Плановая выездная таможенная проверка осуществляется на основании планов проверок, разрабатываемых таможенными органами.

3. Выездная таможенная проверка проводится на основании решения (предписания, акта о назначении проверки), форма которого определяется законодательством государств – членов Таможенного союза.

4. Основаниями для назначения внеплановых выездных таможенных проверок являются:

1) данные, полученные в результате анализа информации, содержащейся в базах данных таможенных органов и органов государственного контроля (надзора) государств – членов Таможенного союза, свидетельствующие о возможном нарушении таможенного законодательства Таможенного союза и иного законодательства государств – членов Таможенного союза;

2) данные, свидетельствующие о возможном нарушении требований таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств – членов Таможенного союза;

3) заявление лица, в том числе осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, на получение статуса уполномоченного экономического оператора;

4) необходимость проведения встречной выездной таможенной проверки в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи;

5) обращение (запрос) компетентного органа иностранного государства о проведении проверки лица, совершавшего внешнеэкономические сделки с иностранной организацией;

6) иные основания, предусмотренные законодательством государств – членов Таможенного союза.

5. Выездная таможенная проверка может назначаться по результатам применения иных форм таможенного контроля, а также по результатам камеральной таможенной проверки.

6. В случаях необходимости подтверждения достоверности сведений, представленных проверяемым лицом, таможенным органом может проводиться встречная выездная таможенная проверка у лиц, связанных с проверяемым лицом по сделкам (операциям) с товарами.

Встречная выездная таможенная проверка является внеплановой.

7. Плановые выездные таможенные проверки проводятся не чаще 1 (одного) раза в год в отношении одного и того же проверяемого лица.

Плановые выездные таможенные проверки в отношении уполномоченных экономических операторов проводятся таможенными органами 1 (один) раз в 3 (три) года.

Внеплановые выездные таможенные проверки осуществляются без ограничений периодичности их проведения.

8. Отбор проверяемых лиц для плановой выездной таможенной проверки производится с использованием информации, полученной:

1) из информационных ресурсов таможенных органов;

2) по результатам предыдущих проверок, в том числе камеральных проверок;

3) от государственных органов;

4) от банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций;

5) от таможенных и (или) иных контролирующих государственных органов государств – членов Таможенного союза;

6) из средств массовой информации;

7) из других источников официальным путем.

9. Перед началом проведения плановой выездной таможенной проверки таможенные органы направляют проверяемому лицу уведомление о проведении плановой выездной таможенной проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или передают такое уведомление иным способом, позволяющим подтвердить факт его получения.

Возврат почтового отправления с отметкой, свидетельствующей о невручении письма адресату в связи с отсутствием проверяемого лица по месту его нахождения, не является основанием для отмены плановой выездной таможенной проверки.

Плановая выездная таможенная проверка может быть начата не ранее чем через 15 (пятнадцать) календарных дней со дня получения уведомления проверяемым лицом либо со дня поступления в таможенный орган почтового отправления с отметкой о невручении письма адресату.

(абзац в ред. Протокола от 16.04.2010)

10. Датой начала проведения выездной таможенной проверки считается дата вручения проверяемому лицу копии решения (предписания) о проведении таможенной проверки (акта о назначении проверки).

Копия решения (предписания) о проведении таможенной проверки (акта о назначении проверки) вручается проверяемому лицу должностным лицом таможенного органа, либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

При вручении копии решения (предписания, акта о назначении проверки) руководитель проверяемого лица либо его представитель на оригинале решения (предписания, акта о назначении проверки) делает отметку об ознакомлении, а также о дате и времени получения копии решения (предписания, акта о назначении проверки).

В случае отказа от получения копии решения (предписания, акта о назначении проверки) должностное лицо таможенного органа делает об этом соответствующую запись в решении (предписании, акте о назначении проверки).

Отказ проверяемого лица от получения копии решения (предписания) о проведении таможенной проверки (акта о назначении проверки), а также возврат почтового отправления с отметкой, свидетельствующей о невручении письма адресату в связи с отсутствием лица по месту его нахождения, не являются основанием для отмены выездной таможенной проверки. В этом случае датой начала проверки считается дата записи в решении (предписании, акте о назначении проверки) об отказе в получении копии решения (предписания, акта о назначении проверки), либо дата поступления в таможенный орган уведомления с отметкой о невручении письма адресату.

(абзац в ред. Протокола от 16.04.2010)

Перед началом проведения выездной таможенной проверки на объекте проверяемого лица должностные лица таможенного органа обязаны предъявить руководителю проверяемого лица либо его представителю служебные удостоверения.

11. В период проведения выездной таможенной проверки проверяемое лицо не вправе вносить изменения и дополнения в проверяемые документы, связанные с его деятельностью.

12. Срок проведения выездной таможенной проверки не должен превышать 2 (два) месяца. В указанный срок не включается период времени между датой вручения проверяемому лицу требования о представлении документов и сведений и датой получения таких документов и сведений.

Срок проведения выездной таможенной проверки может быть продлен еще на 1 (один) месяц по решению таможенного органа, осуществляющего проверку.

При необходимости проведения исследований или экспертиз, направления запросов в компетентные органы государств – членов Таможенного союза или иностранных государств, восстановления проверяемым лицом документов, необходимых для проведения выездной таможенной проверки, предоставления дополнительных документов, относящихся к проверяемому периоду, влияющих на выводы по результатам выездной таможенной проверки, проведение выездной таможенной проверки может быть приостановлено по решению руководителя (начальника) таможенного органа или уполномоченного им лица в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза. Срок и порядок такого приостановления устанавливаются законодательством государств – членов Таможенного союза.

(абзац в ред. Протокола от 16.04.2010)

О продлении срока выездной таможенной проверки, а также о приостановлении ее проведения в решение (предписание) о проведении выездной таможенной проверки (акт о назначении проверки) вносятся соответствующие записи, о чем уведомляется проверяемое лицо.

13. Датой завершения выездной таможенной проверки считается дата составления документа, оформленного по результатам таможенной проверки, который составляется в 2 (двух) экземплярах и подписывается должностными лицами таможенного органа, проводившими выездную таможенную проверку.

Первый экземпляр такого документа приобщается к материалам выездной таможенной проверки, второй экземпляр не позднее 5 (пяти) дней со дня завершения выездной таможенной проверки вручается проверяемому лицу или направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Здравствуйте! В этой статье поговорим о таможенных проверках.

Сегодня вы узнаете:

  1. Когда проводится таможенная проверка;
  2. Классификацию проверок;
  3. Какие последствия проверок могут быть.

Часто ведение подразумевает производство или продажу товаров, которые нужно декларировать, прежде чем вывезти за пределы страны. В таком случае обязательно осуществляется таможенная проверка. Об особенностях этого процесса поговорим сегодня.

Таможенная проверка: что это

Значение термина представляет собой процедуру по досмотру товаров, проверке подлинности документов по контролю транспортных средств с целью выполнения требований таможенных правил.

Проверки эти осуществляются с целью наблюдения затем, чтобы были соблюдены законодательные нормы как юридическими, так и физическими лицами.

Кого проверяют

  • Предпринимателей либо компании, произведенный которыми товар необходимо декларировать;
  • Любых перевозчиков, которые транспортируют данный товар;
  • Тех, кто осуществляет на своей территории хранение товаров.

Также вполне могут проверить тех, кто участвует в осуществлении различных сделок с товарами, подлежащими проверке. Помимо этого, если в отношении конкретного лица есть информация о том, что он использует товары, попавшие к нему с нарушением таможенных правил.

Форма таможенной проверки

Проверки подразделяются на 2 основных вида:

  • Камеральная;
  • Выездная.

В свою очередь, выездные проверки подразделяются на плановые и внеплановые . Далее, на этих видах остановимся подробнее.

Камеральная таможенная проверка

Такую проверку осуществляют, сверяя данные, которые были получены во время совершения таможенных операций с данными, зафиксированными в бухгалтерском учете. Ее проводят, не осуществляя выезда к проверяемому лицу. Кроме того, предупреждения о ее проведении не нужно.

Основаниями могут служить:

  • Материалы, поступившие из различных контролирующих органов;
  • Поручение, выданное таможенным органом государства, состоящего в Таможенном союзе, провести контроль в форме проверки;
  • Плановые проверочные мероприятия.

Как только будет проведен подготовительный этап, ответственные за это подразделения занимаются составлением докладной записки. С опорой на которую будет приниматься решение проводить ли мероприятия по проверке. Решение будет оформлено в виде резолюции, дата которой и будет датой начала проверки.

Чтобы получить для проверки бухгалтерские и иные документы, должностное лицо направляет письменный запрос проверяемому, в котором может потребовать их предоставления.

В требовании четко указывается срок, в который информация должна быть предоставлена. Если этого времени мало либо документация отсутствует, проверяемое лицо может обратиться с просьбой продлить срок, либо известить о том, что документации нет в наличии. Если же этого не будет сделано, проверяемого привлекут к административной ответственности.

Проводить камеральную проверку в отношении одного и того же товара запрещено.

Стоит уделить внимание такому важному аспекту, как документация. В каком виде она должны быть предоставлена, сколько ее нужно хранить, выясним далее.

Как предоставляется документация

Документация предоставляется проверяющим органам электронно или на бумажном носителе. При этом к электронной форме бумажные копии обязательно нужно приложить.

Материалы предоставляются в виде копий, которые удостоверены печатью и подписаны руководителем компании либо самим предпринимателем. Если часть документов (или все) составлены на другом языке, инспекторам направляется их заверенный нотариально перевод.

Срок хранения

Вся документация, которую могут затребовать таможенные органы, должна храниться у предпринимателя либо компании в течение 3-х лет, а у других участников 5 лет, после окончания того года, в котором документы утратили силу.

Какая документация подлежит истребованию

  • Различные виды бухгалтерской отчетности;
  • Счета-фактуры, товарные накладные;
  • Сертификаты;
  • Данные, занесенные в бухгалтерские программы.

Если проверяющие захотят заняться изучением материалов у себя, они должны составить документов и перечислить все, которые забирают.

Последствия отказа от предоставления документации

Если у проверяемого лица по каким-либо причинам нет необходимой документации, таможенники могут предложить заняться ее восстановлением. Если последует отказ, наказания за это не будет, так как оно отсутствует в законодательстве. Но они имеют право рассчитать платежи самостоятельно, а затем оштрафовать предпринимателя за просрочку.

Кроме этого, отказ в предоставлении подтолкнет проверяющих уже к осуществлению выездной проверки.

Выездная таможенная проверка

Данную проверку проводят с осуществлением выезда по фактическому адресу юридического лица либо ИП. Она может проводиться в соответствии с планом либо внепланово.

Если проверку проводят на основании плана, для нее необходимо решение, принятое таможенным органом. Плановые проверки обычно профилактического характера, их цель – контролировать соблюдение законодательства.

Внеплановые проверки же проводят, чтобы выявить нарушение.

Основанием для ее назначения могут быть:

  • Официальная информация, поступившая от гос. органов;
  • Информация, которая поступила от вышестоящих таможенных органов;
  • Другая официальная информация;
  • Результаты камеральных проверок.

Прежде чем начнется проверка, сотрудники таможенной службы проводят анализ всей имеющейся информации. Для этого действует специальное подразделение по аналитике. Также исследуется стоимость всех товаров, подлежащих декларированию.

Иногда для вынесения решения об административном наказании достаточно только аналитического этапа. Если же данных явно недостаточно, назначается административное расследование либо выездная проверка.

Если выездная проверка является плановой, проверяемому юрлицу направляется извещение, с уведомлением, подтверждающим факт получения. Если заказное письмо вернется (адресат отсутствует) это не причина для отмены проверки.

Также лицу нужно вручить решение о проведении проверочных мероприятий.

Перед тем как начать проверку, сотрудники обязаны предъявить свои служебные удостоверения.

Если документ подписан лицом, которое не имело права этого делать, сотрудников на территорию компании можно не допускать.

Если проверка камеральная, то таможенники только изучают документацию.

А если выездная, то вполне могут:

  • Осмотреть товары;
  • Осмотреть помещения и территорию;
  • Провести ревизию;
  • Арестовать и изъять товары;
  • Отбирать пробы;
  • Истребовать информацию и документы;

Все мероприятия, которые планируется провести, должны быть перечислены в решении о ее проведении.

Если оформление результатов не вызывает вопросов, они могут быть использованы в суде для формирования доказательной базы.

Сроки таможенной проверки

Осуществление выездной проверки ограничено двумя месяцами, при этом есть возможность продлить ее на один месяц, если для этого есть достаточное основание.

Оформление итогов

Когда проверка завершается, обе стороны подписывают соответствующий документ. В данном случае это Акт проверки. Он содержит результаты проведенной проверки, предписание (в случае обнаружения каких-либо несоответствий). Эту документацию подписывают обе стороны.

С этого дня проверка по данному лицу больше проводиться не может.

Акт подготавливается в течение 5 дней. Один его экземпляр отправляется предпринимателю или компании в течение данного срока.

На этом проверка считается завершенной.

Как вести себя предпринимателю

Любая проверка заставляет предпринимателя нервничать, даже если скрывать ему нечего. Поговорим о том, как себя вести, если к вам пришли проверяющие, в частности, таможенники и какие последствия могут быть у неправомерного поведения обеих сторон.

В самом начале общения стоит обратить внимание на документы (удостоверение), которые демонстрируют сотрудники таможенных органов. Если документация в порядке, ваша обязанность пустить инспектора на территорию. Если этого не сделать, сотрудники вправе проникнуть на территорию с применением физической силы. Если доходит до такого, то в присутствии понятых об этом уведомляется прокурор в срок 24 часа.

За препятствие проведению проверки, предпринимателю грозит штраф. Предприниматель или руководитель компании будет оштрафован на 2-4 тысячи рублей, другие работники на 500-1000 рублей.

Обязанность проверяющего – вручить вам копию решения о назначении проверки. Вы знакомитесь с ним, задаете вопросы, если что-то непонятно.

Вы, как проверяемое лицо, имеете следующие права:

  • Без предъявления документов не пропускать проверяющих на территорию;
  • Отказать в предоставлении информации по вопросам, которые не указаны в решении;
  • Потребовать разъяснения ваших прав и полномочий;
  • Отказать в доступе на территорию тем инспекторам, которые не значатся в решении о проверке.

Заключение

Проведение проверочных мероприятий таможенными органами является стандартной процедурой для тех, кто участвует в экономической деятельности. Если законодательство полностью соблюдено, документация правильно оформлена, причин для беспокойства у предпринимателя нет.