Образец договора на перевозку груза. Договор на перевозку грузов автомобильным транспортом

Договор на грузоперевозки является основным документом заключаемым между грузовладельцем и грузоперевозчиком. Договор перевозки грузов должен соответствовать интересам обеих сторон и не противоречить законодательству Российской Федерации.

Предлагаем ознакомиться с договором на оказание услуг грузоперевозок.

Скачать договор на грузоперевозки можно внизу страницы.

ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ

г. Н. Новгород

ИП Борисов Н. А., в дальнейшем именуемое «Перевозчик», в лице Директора Борисова Николая Анатольевича действующего на основании Свидетельства 52№003393936, с одной стороны, и ________________ , именуемое в дальнейшем "Клиент", в лице _________________________, действующего на основании _____________, с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА. ПРОВОЗНАЯ ПЛАТА

1.1. По настоящему договору Перевозчик обязуется доставить вверенный ему Клиентом груз. Наименование, качество, другие индивидуальные признаки, количество, пункт назначения указываются Клиентом в заявке, по утвержденной форме (приложение №1 к договору), Клиент обязуется уплатить за перевозку груза плату, установленную настоящим договором.

1.2. Плата (цена) за перевозку груза по городу составляет: 350 рублей в час (минимум 3 часа).

1.2.1. Плата (цена) за перевозку груза по области и России: 11 рублей за километр, оплата в оба направления.

1.2.2. В случае безналичного расчета Клиент уплачивает Перевозчику дополнительно 10 % к плате (цене), указанной в п. 1.2 Договора.

1.3. Перевозка груза оплачивается в следующие сроки и в следующем порядке:

1.3.1. в случае безналичного расчета путем полной предоплаты на основании выставленного счета Перевозчика.

1.3.2. в случае наличного расчета после принятия (погрузки) груза Клиентом. Допускается оплата после исполнения Перевозчиком обязательств по перевозке, в случае необходимости возврата товарно-транспортной накладной с отметкой о получении груза Клиентом.

2. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СТОРОН

2.1. Клиент обязан:

2.1.1. Передать вышеуказанный груз Перевозчику в срок, согласованный обеими сторонами.

2.1.2. Оплатить перевозку груза, работы и услуги, выполняемые Перевозчиком по требованию Клиента, в сроки, согласованные в настоящем договоре.

2.1.3. Оплачивать по дополнительному соглашению сторон не предусмотренные настоящим договором услуги, выполняемые Перевозчиком по требованию Клиента.

2.1.4. Предоставить заявку в адрес Перевозчика на перевозку груза в установленной форме в срок 24 часа.

2.1.5. Выдать Перевозчику транспортную накладную (иной документ на груз).

2.1.6. Предъявлять к перевозке грузы в надлежащей таре и упаковке, соответствующей требованиям нормативной документации и предохраняющей груз от повреждения и порчи в пути следования и во время перевалки.

2.2. Клиент вправе отказаться от поданных транспортных средств, непригодных для перевозки груза.

2.3. Перевозчик обязан:

2.3.1. Доставить груз в пункт назначения в срок, определенный соглашением сторон или в разумный срок.

2.3.2. Подать Клиенту под погрузку исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки груза.

2.3.3. Выдать в случае несобранности груза акт, составленный Перевозчиком в

одностороннем порядке, об обстоятельствах, при которых груз был потерян, и количестве несохраненного груза.

2.4. Перевозчик вправе удерживать переданный ему для перевозки груз в обеспечение причитающейся ему провозной платы и других платежей по перевозке.

3. ПОДАЧА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ. ПОГРУЗКА И ВЫГРУЗКА ГРУЗА

3.1. Погрузка (выгрузка) груза осуществляется в сроки и в порядке, установленном Заявкой Клиента, с соблюдением положений, установленных действующим законодательством.

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН ЗА НАРУШЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ПЕРЕВОЗКЕ

4.1. В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК РФ, иными правовыми актами.

4.2. Перевозчик за неподачу транспортных средств для перевозки груза в срок, предусмотренный договором (заявкой к договору), а Клиент за не предъявление груза либо неиспользование поданных транспортных средств уплачивает другой стороне штраф в размере двадцати процентов платы, установленной за перевозку груза. Перевозчик также вправе потребовать от грузоотправителя возмещения причиненных ему убытков в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4.3. За несвоевременное предоставление транспортного средства, предусмотренного договором перевозки груза, Перевозчик уплачивает Клиенту за каждый полный час просрочки штраф в размере: 0,1% от суммы заказа.

4.4. За задержку (простой) транспортных средств, поданных под погрузку, выгрузку, Грузоотправитель, уплачивает за каждый полный час задержки (простоя) штраф в размере: 300 рублей.

4.5. Перевозчик и Отправитель освобождаются от ответственности в случае неподачи транспортных средств либо неиспользования поданных транспортных средств, если это произошло вследствие:

1) непреодолимой силы;

2) временных ограничения или запрета движения транспортных средств по автомобильным дорогам, введенных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, по не зависящим от перевозчика и клиента причинам;

3) иных не зависящих от перевозчика, клиента причин.

5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕВОЗЧИКА ЗА УТРАТУ,НЕДОСТАЧУ И ПОВРЕЖДЕНИЕ ГРУЗА

5.1. Перевозчик несет ответственность за не сохранность груза, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи Клиенту, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение груза произошли вследствие обстоятельств, которые Перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

5.2. Ущерб, причиненный при перевозке груза, возмещается Перевозчиком:

Стоимости утраченных или недостающих груза, багажа в случае утраты или недостачи груза, багажа;

Суммы, на которую понизилась стоимость груза, багажа, в случае повреждения (порчи) груза, багажа или стоимости груза, багажа в случае невозможности восстановления поврежденных (испорченных) груза, багажа;

Доли объявленной стоимости груза, багажа, соответствующей недостающей или поврежденной (испорченной) части груза, багажа, в случае недостачи, повреждения (порчи) груза, багажа, сданных для перевозки с объявленной ценностью;

Объявленной стоимости в случае утраты груза, багажа, а также невозможности восстановления груза, багажа, сданных для перевозки с объявленной ценностью и испорченных или поврежденных.

Стоимость груза, багажа определяется исходя из цены груза, указанной в счете продавца или предусмотренной договором перевозки груза, а при отсутствии счета или указания цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

5.3. Перевозчик возвращает Клиенту провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза, поскольку, согласно настоящему договору, эта плата не входит в стоимость груза.

5.4 Перевозчик не несет ответственности за сохранность груза Клиента и своевременную его доставку в следующих случаях:

Если выяснится, что требования к условиям хранения и транспортировки груза не соответствуют требованиям, указанным Клиентом в заявке;

Если при проверке окажется, что груз не соответствует выданным на него документам либо поданной заявке;

При отсутствии на груз необходимой для перевозки документации или ее неправильном оформлении;

Если при сдаче груза Клиенту либо по его поручению третьему лицу отсутствуют внешние признаки вскрытия или повреждения упаковки.

Если груз был сдан к перевозке с повреждением упаковки, с отсутствием упаковки или ее несоответствием характеру и свойствам груза.

Если Перевозчик докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые Перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

При возникновении случаев непреодолимой силы (форс-мажор).

6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

6.1. До предъявления Перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, Клиент обязан предъявить ему претензию в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

6.2. Во всем ином, не урегулированном настоящим договором, стороны будут руководствоваться положениями действующего законодательства РФ.

6.3. Договор вступает в силу с момента его подписания и действует до 31.12.2016 года, составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для каждой из сторон.

6.4. Адреса, банковские реквизиты и подписи сторон:

Перевозчик: ИП Борисов Н. А.

Юр. Адрес: 603079, г. Н. Новгород,

Ул. Дежнева, д. 3, кв 19

Фак. Адрес: 603051, г. Н. Новгород,

Пр. Героев, д. 1, оф, 5

ИНН 525909763735

ОГРНИП 307525916500043

р/с 40802810323500000217

Договор перевозки грузов автомобильным транспортом является доминирующим договором в системе транспортного документооборота, ведь именно он способствует выполнению обязательств по доставке материальных ценностей получателю.

Договор грузоперевозки определяется как соглашение между перевозчиком и грузоотправителем, по которому первый обязуется транспортировать вверенную ему продукцию до пункта назначения и выдать её имеющему право получения лицу. Грузоотправитель согласно договору на транспортные перевозки обязуется своевременно оплатить предоставленные услуги.

Письменная форма договора транспортных услуг предопределена обязанностью компании-перевозчика составить и выдать отправителю материальных ценностей соответствующий документ об их принятии к доставке. Таким документом является транспортная накладная. Сдача груза перевозчику, который в свою очередь выдаёт документ, подтверждающий принятие товара к транспортировке, даёт основания для отнесения договора доставки груза к числу реальных гражданско-правовых договоров.

Договор перевозки на автомобильном транспорте является срочным, поскольку период его действия определен сроком исполнения обязательств перевозчиком. Такой срок может быть установлен как по соглашению сторон, так и в нормативном порядке.

Договор на предоставление транспортных услуг является возмездным, так как каждая из вступивших в него сторон подразумевает удовлетворение имущественного интереса.

При заключении договора перевозки грузов сторонами являются транспортное предприятие (перевозчик, исполнитель) и грузоотправитель (заказчик) - законный владелец перевозимых материальных ценностей, экспедитор или иное уполномоченное собственником товара лицо. В число обязанностей перевозчика входит не только принятие и доставка груза, но и выдача его грузополучателю.

Получается, что условиям договора перевозки груза участникам отношений являются три лица: отправитель, транспортная компания и получатель. При этом очевидно, что договор автоперевозки по своему правовому статусу - это двусторонний документ. Такая нестандартная ситуация в договорном праве стала причиной оживлённых и продолжительных дискуссий в юридической литературе, где объектом споров выступало правовое положение грузополучателя.

Типовой договор грузоперевозки по своему содержанию относится к известному договорному типу - договор в пользу третьего лица, когда получатель груза, фактически не являющийся стороной договора, имеет конкретные права и несёт соответствующие им обязанности.

Не принимая участия в заключении договора на организацию автомобильных перевозок, получатель груза тем не менее приобретает право требования к перевозчику о выдаче продукции в пункте назначения. В случае неисполнения транспортной компанией обязанности по доставке груза по месту назначения получатель вправе предъявить ей требования по поводу утраты материальных ценностей. При ненадлежащем выполнении транспортных услуг - требования по поводу повреждения или недостачи груза, а также по поводу срыва сроков доставки.

Согласно условиям договора оказания услуг грузоперевозки определяется транспортное время (продолжительность транспортировки), то есть время, в течение которого автотранспорт выполняет всю совокупность грузовых, технических, коммерческих операций в пункте погрузки, по маршруту следования и в пункте назначения. Фактор времени - это не только экономическая категория, но и юридическая, поскольку все основные перемещения продукции регламентированы по срокам исполнения транспортного обязательства в законе либо договоре автомобильной перевозке грузов.

Договор перевозки груза автомобильным транспортом: общие положения

Услуга по доставке грузов автотранспортом должна осуществляться в том числе с учетом требований Устава автотранспорта и городского наземного электрического транспорта № 259-ФЗ от 08.11.2007 (далее — Устав) и Правил перевозок грузов автотранспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 272 от 15.04.2011 (далее — Правила).

Сторонами по договору выступают:

  • перевозчик, обязующийся перевезти вверенный ему груз в указанный пункт назначения и вручить его получателю (подробно о данной стороне договора перевозки - в статье Обязанности перевозчика по договору перевозки груза);
  • грузоотправитель, обязанностью которого является оплата оказанной услуги по перевозке груза (п. 1 ст. 785 ч. 2 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ).

Договор является реальным, т. к. его заключение происходит посредством принятия перевозчиком заказа к исполнению (либо заявки от отправителя груза при наличии договора об организации грузоперевозок) (п. 5 ст. 8 Устава).

Договор перевозки груза составляется в простой письменной форме, заключение удостоверяется транспортной накладной, составленной отправителем (п. 1 ст. 8 Устава, абз. 2 п. 6 Правил).

Указанное соглашение носит возмездный характер (п. 1 ст. 785 ГК РФ, п. 8 Правил).

Перевозка грузов транспортными средствами общего пользования признается публичным договором (ст. 426 ГК РФ), т. е. организация или ИП, осуществляющие такие грузоперевозки, обязаны предоставить эту услугу при обращении любого гражданина или юрлица.

Договор на перевозку грузов автомобильным транспортом: существенные условия

На основании общих положений гражданского законодательства и сложившейся судебной практики к существенным условиям договора перевозки груза автотранспортом можно отнести следующие:

  • Предмет договора (ст. 432 закона ГК РФ) — транспортные услуги, надлежащим образом оказанные перевозчиком и оплаченные отправителем в соответствии с соглашением. Следует различать предмет (услуги по перевозке) и объект договора (груз). Договор может быть сочтен судом незаключенным, если не указаны количественные или качественные характеристики груза, см., постановление АС ПО от 14.10.2014 по делу № А06-4158/2013.
  • Сроки предоставления транспорта (ст. 9 Устава) и предъявления грузов (п. 4 ст. 10 Устава) для перевозки. При неуказании срока доставки груза получателю необходимо руководствоваться п. 63 Правил.
  • Провозная плата, хотя судебная практика неоднозначна. Возможно признание договора без указания стоимости провозной платы как заключенным (постановление 13-го АС по делу № А56-24768/2008 от 08.07.2009), так и незаключенным (решение АС Кемеровской области от 04.12.2009 по делу № А27-16638/2009).
  • Пункт отправления и пункт назначения (постановление ФАС ВВО от 22.04.2009 по делу № А11-4929/2008-К2-22/259). В данном вопросе у судей также нет однозначного мнения, например, постановление 17-го ААС 22.10.2007 по делу № 17АП-7047/2007-ГК от содержит выводы об отнесении к существенным условиям лишь указание пункта назначения.

Иные условия договора на перевозку грузов автотранспортом

  • Оформление товарной накладной — реальное заключение договора доставки груза подтверждается посредством оформления отправителем товарной накладной (абз. 2 п. 6 Правил). Неправильное оформление или утрата данного документа не является основанием для признания договора недействительным или незаключенным. Наличие договорных отношений может быть подтверждено другими доказательствами (п. 20 постановления пленума ВС РФ от 26.06.2018 № 26).
  • Условия об ответственности сторон — этот пункт не всегда включается в текст договора о перевозке груза автотранспортом, т. к. указанный вопрос подробно регламентирован гражданским законодательством и соответствующими Правилами и Уставом. Недействительными будут признаны любые соглашения между сторонами договора перевозки, целью которых является ограничение или устранение установленной законом ответственности, кроме случаев, предусмотренных законом (ст. 37 Устава).
  • Порядок и условия расчетов — на практике имеются случаи признания данного блока одним из существенных условий договора. Включать его в текст договора рекомендуется, т. к. в противном случае договор может быть признан незаключенным на основании п. 1 ст. 432 ГК РФ. Положений, регламентирующих порядок расчета, не содержится ни в Уставе, ни в Правилах перевозки грузов автомобильным транспортом.

Правильно составить договор перевозки грузов автотранспортом поможет пример, который можно скачать по ссылке:

***

Таким образом, договор перевозки грузов автотранспортом должен включать обязательное условие о предмете договора — конкретной транспортной услуге, а также об обязанности второй стороны произвести оплату.

Вопрос о включении таких условий, как срок предоставления транспорта и предъявления грузов к отправке, указание размера провозной платы и наименований пунктов отправки и назначения, считается открытым в связи с неоднозначностью практики по этому вопросу. При этом рекомендуется прописывать в договоре все условия, по которым могут в дальнейшем возникнуть разногласия, даже если на их существенность нет прямого указания в законодательстве.

Также важную роль при фиксации факта исполнения договора и его условий играет составление товарной накладной.

Договор перевозки груза - документ, подтверждающий достигнутые соглашения сторон по перевозки определенного груза.

Учитывая различные способы транспортировки, существующие в настоящее время, а также специфику перемещаемых товаров, данные взаимоотношения регулируются различными законодательными актами.

Эти нормативно-правовые акты могут относиться к различным отраслям права. Важнейшие законы нашей страны уделяют договору перевозки особое внимание, к ним относятся такие своды норм как кодексы: Воздушный кодекс РФ, Кодекс торгового мореплавания РФ, Кодекс внутреннего водного транспорта РФ, Гражданский кодекс РФ, и т.д. Федеральные законы, подзаконные нормативно-правовые акты, локальные и ведомственные приказы и положения могут содержать нормы, регламентирующие данную сферу деятельности.

Юридические правила составления договора

Итак, что же необходимо знать о договоре перевозки груза? Каким основным критериям должен должен соответствовать договор?

Рассматриваемый договор - добровольное письменное соглашение сторон, может составляться как в простой письменной форме, так и иметь нотариальное удостоверение сделки. Составляется он в виде одного документа, количеством экземпляров равным количеству лиц участвующих в сделке.

Подтверждением принятия перевозчиком груза для перевозки может быть и транспортная накладная или иной документ, по своей сути заменяющий договор поставки товара и подтверждающий существующие обязательства сторон, их права и обязанности.

В некоторых случаях, квитанция об оплате и кассовый чек будут являться документами, которые будут свидетельствовать о заключении договора, к таким случаям относится почтовая пересылка и прочие подобные сделки.

Современное развитие услуг по перевозке грузов

В настоящее время, с развитием Интернета, перевозка грузов вышла на новый этап развития, так как многочисленные Интернет-магазины, в том числе расположенные и за пределами Российской Федерации, доставляют заказанный клиентами товар посредством его транспортировки на различные расстояния. В данном случае, оплата выбранного товара в полном объеме, будет являться подтверждением не только покупки товара (груза), но и возникновения взаимоотношений по его перевозки.

Данное соглашение имеет возмездный характер. В случае не оплаты заказанных услуг, договор может быть признан расторгнутым/не заключенным и не иметь каких-либо правовых последствий.

Различные способы и особенности перевозки груза на расстояния накладывают отпечаток на правовое регулирование сделки.

В данном документе целесообразно отразить следующие особенности

    Кто будет осуществлять погрузку и разгрузку перемещаемого груза.

    Будет ли данный груз страховаться.

    Кто будет сдавать груз перевозчику.

    Кто будет принимать груз от перевозчика.

    Сроки доставки груза.

    Ценность груза.

    Ответственность за утрату груза.

    Особенности перевозки отдельных видов грузов.

    Документы, составляемые и передаваемые сторонам по исполнении сделки.

    Способ оплаты, и т.д.

Особенностью договора перевозки граза является, как правило, обязательное досудебное урегулирование возникшего спора. Если этого не сделать, то исковое заявление могут не принять в суде, а принятое заявление подлежит возвращению истцу без рассмотрения.

На нашем Сайте расположены различные варианты договора. Вы их можете посмотреть в разделе "Образцы документов".

Договор перевозки груза

ОАО «Технологии перевозки", далее «Перевозчик», в лице представителя Гемнего Ираклия Степановича, действующего в соответствии с довереностью № 496119695-449683/ГИС от 02 декабря 2013 года и ООО «Правая цель», далее «Отправитель», в лице представителя Кацного Станислава Миновича, действующего по доверенности № ПРА-559683/44968-22386 от 02 декабря 2013 года, далее рассматриваемые как «Стороны», согласовали и подписали данный договор перевозки (далее - «Договор») о нижеследующем:

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА
1.1. Для исполнения данного ОАО «Технологии перевозки" гарантирует доставку вверенный ему ООО «Правая цель» груз: литература и переодические издания, согласно перечня, в количестве 2487 (две тысячи четыреста восемьдесят семь) экземпляров, именуемый в дальнейшем "груз", в следующий пункт назначения: Хабаровский край, Издинский район, поселок Дальний, ул. Самошкина, д. 131, Библиотека, выдать груз Получателю, а ООО «Правая цель» берет на себя функции по оплате перевозки груза, в соответствии с достигрутыми договоренностями и этим договором перевозки.
1.2. Плата за оказываемые услуги составляет 67895, 56 (шестьдесят семь тысяч восемьсот девяносто пять) рублей 56 копеек, включая НДС 18 %.
1.3. Оплата указываемых услуг осуществляется сто процентным авансовым платежом.

и т.д…

Весь типовой бланк и образец договора оказания услуг по перевозке груза доступен для бесплатного скачивания в виде прикрепленного документа.

По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (п. 1 ст. 739 ГК).

Договор реальный, двусторонний и возмездный. Договор фрахтования (чартер), (ст. 741 ГК), при морских перевозках является консенсуальным.

Договор перевозки транспортом общего пользования, в силу прямого указания (п. 3 ст. 743 ГК) является публичным договором. Нормы, подчеркивающие публичность договора перевозки транспортом общего пользования содержатся в транспортных уставах и кодексах и некодифицированных законах. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 18 Закона Республики Беларусь «О железнодорожном транспорте» предприятия и организации железнодорожного транспорта общего пользования не вправе отказать в перевозке пассажиру, отправителю грузов или багажа, правильно оформившим проездные и перевозочные документы, кроме случаев, предусмотренных Гражданским кодексом Республики Беларусь, а также иными актами законодательства Республики Беларусь, в том числе Уставом железнодорожного транспорта общего пользования. Согласно абз. 3 п. 18 Устава железнодорожного транспорта общего пользования Белорусская железная дорога, ее предприятия не имеют права отказать в приеме заявки на перевозку грузов при наличии возможностей для их транспортирования.

Стороны в договоре перевозки груза – перевозчик и отправитель (грузоотправитель). Грузоотправителями могут быть любые юридические и физические лица. Перевозчиками могут быть коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, имеющие специальное разрешение (лицензию) на осуществление деятельности по перевозке. В соответствии с Перечнем видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), и уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций, утвержденном Декретом Президента Республики Беларусь от 14.07.2003 г. № 17 лицензированию подлежит деятельность в области автомобильного, внутреннего водного, морского транспорта (исключая внутриреспубликанские перевозки для собственных нужд).

Неоднозначно в юридической литературе трактуется вопрос о правовом положении грузополучателя. В тех редких случаях, когда грузоотправитель и грузополучатель совпадают в одном лице, вопросов не возникает. Наиболее распространено мнение о том, что сторонами в договоре перевозки груза являются перевозчик и грузоотправитель, а сам договор перевозки груза – это договор в пользу третьего лица (грузополучателя). 204

Предмет договора перевозки груза – услуги по доставке груза в пункт назначения. Идентификация предмета договора перевозки груза имеет значение для целей классификации гражданско-правовых договоров. Договор перевозки груза – один из тех гражданско-правовых договоров, предмет которых имеет сложную многоуровневую структуру. Несомненно, что действия по перемещению груза в пространстве – то основное, что характеризует услугу в договоре перевозки груза. Однако перемещение груза часто сопровождается совершением действий необходимых для перемещения груза или предшествующим перемещению груза (погрузка и выгрузка, перевалка, хранение и др.), которые могут составлять предмет иных гражданско-правовых договоров, например хранения и возмездного оказания услуг. Поэтому в этом случае следует выделять основной классифицирующий признак, а здесь это перемещение груза в пространстве. Все остальные признаки имеют лишь уточняющее нормообразующее значение. 205

Форма договора перевозки груза. В соответствии с п. 2 ст. 739 ГК заключение договора перевозки груза подтверждается составлением транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного транспортным уставом или кодексом, иными актами законодательства). Требования к форме транспортной накладной при отдельных видах перевозок устанавливаются транспортными уставами и кодексами, а также правилами перевозок грузов отдельными видами транспорта.

Срок в договоре перевозки грузов. В гл. 40 ГК содержится лишь общее правило о том, что перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном законодательством, а при отсутствии таких сроков – в разумный срок (ст. 746 ГК). Сроки доставки груза определяются по правилам о сроках и порядке доставки груза, содержащимся в транспортных уставах, кодексах и правилах перевозки груза. Следует различать срок действия договора, когда договор заключается при необходимости осуществления перевозок в течение длительного периода времени (ст. 752 ГК) и срок доставки груза. Срок действия длительных договоров определяется соглашением сторон.

Цена в договоре перевозки груза может состоять из нескольких компонентов:

1. Провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законодательством. При этом провозная плата за перевозку груза транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами, а также иным законодательством.

2. Плата за выполняемые перевозчиком по требованию грузовладельца работы и услуги, не предусмотренные тарифами. Размер такой платы определяется соглашением перевозчика и грузовладельца.

В соответствии с п. 4 ст. 744 ГК, перевозчик имеет право удерживать переданные ему для перевозки грузы в обеспечение причитающейся ему провозной платы и других платежей по перевозке (ст. 340 ГК), если иное не установлено законодательством или не вытекает из существа обязательства.

Согласно п. 1 ст. 745 ГК перевозчик обязан подать грузоотправителю в срок установленный договором исправные транспортные средства, в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза. При этом грузоотправитель вправе отказаться от поданных транспортных средств, не пригодных для перевозки соответствующего груза.

Грузоотправитель обязан уплатить за перевозку груза провозную плату, а в случаях предусмотренных договором или законодательством – плату за работы и услуги, выполненные перевозчиком и не предусмотренные тарифами.

Применительно к договорам перевозки груза отдельными видами транспорта транспортными уставами и кодексами, а также правилами перевозки грузов устанавливаются характерные для данного вида перевозки права и обязанности сторон.

Ответственность по договору перевозки груза. В соответствии с п. 1 ст. 747 ГК в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК и иными актами законодательства, а также соглашением сторон.

Предполагаются недействительными любые соглашения перевозчика и грузовладельца об ограничении или устранении установленной законодательством ответственности. Исключение составляют случаи, когда возможность таких соглашений предусмотрена законодательством.

Статья 748 ГК указывает на ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств для перевозки груза в соответствии с договором и на ответственность отправителя за непредъявление груза либо неиспользование поданных транспортных средств, установленную законодательством, а также соглашением сторон.

Непреодолимая сила, а также иные явления стихийного характера (пожары, заносы, наводнения), военные действия, прекращение или ограничение перевозки грузов в определенных направлениях, установленного в порядке, предусмотренном законодательством и иные, предусмотренные законодательством случаи освобождают перевозчика и грузоотправителя от ответственности за неподачу транспортных средств либо неиспользование поданных транспортных средств.

Перевозчик несет ответственность за несохранность груза, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю или уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

В соответствии с п. 2 ст. 750 ГК ущерб, причиненный при перевозке груза возмещается перевозчиком: а) в случае утраты или недостачи груза – в размере стоимости утраченного или недостающего груза; б) в случае повреждения (порчи) груза – в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза – в размере его стоимости; в) в случае утраты груза, сданного к перевозке с объявлением его ценности, – в размере объявленной стоимости груза. При этом стоимость груза определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре – исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары. Помимо этого, перевозчик возвращает грузоотправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза, если эта плата не входит в стоимость груза.

Документы о причинах несохранности груза (коммерческий акт, акт общей формы и т. п.), составленные перевозчиком в одностороннем порядке, в случае спора подлежат оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза (п. 4 ст. 750 ГК).

Условия ответственности участников обязательства по перевозке определяются по правилам гл. 25 ГК, а также в соответствии с правилами, содержащимися в транспортных уставах и кодексах.

Особенности договоров перевозки груза отдельными видами транспорта:

Железнодорожный транспорт . Основным источником правового регулирования является Устав железнодорожного транспорта общего пользования. Устав определяет порядок составления, заключения и выполнения договоров на железнодорожные перевозки, основные условия перевозок грузов, основные правила эксплуатации подъездных путей, а также взаимоотношения Белорусской железной дороги, ее предприятий с предприятиями и организациями других видов транспорта.

Для железнодорожной перевозки грузов характерна система заявок, порядок заполнения и представления которых, их выполнения и учета устанавливаются правилами перевозок грузов.

Оформление договорных отношений при железнодорожных перевозках груза отличается своими особенностями. В соответствии с п. 30 Устава железнодорожного транспорта общего пользования грузоотправитель должен предоставить железнодорожной станции отправления на каждую отправку груза, заполненную накладную, состоящую из листов оригинала накладной, дорожной ведомости, корешка дорожной ведомости, квитанции о приеме груза, являющуюся договором на перевозку груза. В необходимых случаях грузоотправитель обязан предоставить документы «второй очереди»: документы для выполнения таможенных процедур, сертификат и спецификацию.

Подтверждением приема груза к перевозке является выданная железнодорожной станцией квитанция о приеме груза, в которой проставляется календарный штемпель железнодорожной станции.

Разнообразие сдаваемых к перевозке грузов, существенные различия в их характеристике и особенностях перевозки предопределяют необходимость детальной регламентации отношений, связанных с подачей и определением пригодности вагонов и контейнеров. Согласно п. 40 Устава пригодность для перевозки конкретного груза в коммерческом отношении определяется: вагонов – грузоотправителями, если погрузка производится ими, или предприятиями Белорусской железной дороги, если погрузка производится этими предприятиями; контейнеров, специализированных вагонов – грузоотправителями. Однако в любом случае предприятия Белорусской железной дороги обязаны подавать под погрузку вагоны, контейнеры в техническом отношении исправные, годные для перевозки конкретного груза.

Значение сроков доставки груза при железнодорожных перевозках возрастает по мере увеличения протяженности пути следования. Исчисление срока доставки груза начинается с 24 часов дня приема груза к перевозке. Груз считается доставленным в срок, если на железнодорожной станции назначения он выгружен предприятием Белорусской железной дороги или если вагон, контейнер с грузом подан грузополучателю под выгрузку до истечения установленного срока доставки (п. 51 Устава).

На грузополучателя п. 55 Устава возлагается обязанность принять и вывести с железнодорожной станции груз, прибывший в его адрес.

Раздел VII Устава содержит нормы об ответственности Белорусской железной дороги, ее предприятий, грузоотправителей, грузополучателей. Так, п. 110 Устава устанавливает ответственность за неподачу предприятиями Белорусской железной дороги вагонов и контейнеров для выполнения перевозок, непредъявление груза, неиспользование грузоотправителем поданных вагонов и контейнеров или отказ его от предусмотренных заявкой вагонов и контейнеров. При этом размер уплачиваемого штрафа зависит от грузоподъемности вагонов и контейнеров.

Автомобильный транспорт . В соответствии со ст. 3 Закона Республики Беларусь «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» законодательство об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из Гражданского кодекса Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь «Об основах транспортной деятельности», Закона «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» и иных актов законодательства.

На отношения автомобильного перевозчика и физического лица, имеющего намерение заключить (заключившего) договор автомобильной перевозки пассажира или груза либо договор фрахтования исключительно для личных, бытовых, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, распространяется законодательство о защите прав потребителей.

Особенности регулирования автомобильной перевозки опасных грузов определяются законодательством в области перевозки опасных грузов.

Автомобильные перевозки подразделяются на внутриреспубликанские и международные автомобильные перевозки.

К внутриреспубликанским автомобильным перевозкам относятся:

    городские автомобильные перевозки;

    пригородные автомобильные перевозки;

    междугородные внутриобластные автомобильные перевозки;

    междугородные межобластные автомобильные перевозки.

Городские автомобильные перевозки – автомобильные перевозки, выполняемые в пределах города (населенного пункта) и за его пределы до пунктов, установленных решением местных исполнительных и распорядительных органов.

Пригородные автомобильные перевозки – автомобильные перевозки, которые не могут быть отнесены к городским автомобильным перевозкам и выполняются в пределах административных границ района или за его пределы с протяженностью маршрута не более 50 километров, измеряемого от границ города (населенного пункта), являющегося начальным пунктом маршрута.

Междугородные внутриобластные автомобильные перевозки – автомобильные перевозки, которые не могут быть отнесены к городским или пригородным автомобильным перевозкам и выполняются в пределах административных границ области Республики Беларусь.

Междугородные межобластные автомобильные перевозки – автомобильные перевозки, которые не могут быть отнесены к городским или пригородным автомобильным перевозкам и выполняются по территориям двух и более областей Республики Беларусь.

Автомобильные перевозки пассажиров могут выполняться в регулярном или нерегулярном сообщении.

Автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении – систематические автомобильные перевозки пассажиров, выполняемые согласно расписаниям либо интервалам движения транспортных средств с установленными началом и окончанием работы по определенным маршрутам с местами посадки и высадки пассажиров, оборудованными в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов.

Автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении подразделяются на автомобильные перевозки пассажиров транспортом общего пользования и иные автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении.

Автомобильные перевозки пассажиров в нерегулярном сообщении – автомобильные перевозки пассажиров, которые не могут быть отнесены к автомобильным перевозкам пассажиров в регулярном сообщении.

Коммуникации автомобильного транспорта, требования логистики предопределяют необходимость рационального использования транспортных средств для перевозки грузов.

Заключение договора автомобильной перевозки груза осуществляется в порядке, установленном Правилами автомобильных перевозок грузов, и подтверждается составлением товарно-транспортной накладной или иного транспортного документа. Неправильно составленные товарно-транспортная накладная или иной транспортный документ, а также их утеря не влияют на действительность заключенного договора автомобильной перевозки груза.

В соответствии со ст. 42 Закона «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» автомобильный перевозчик обязан подать в срок, установленный договором автомобильной перевозки груза, договором фрахтования для автомобильной перевозки грузов или договором об организации автомобильных перевозок грузов, исправное транспортное средство под загрузку в состоянии, пригодном для автомобильной перевозки соответствующих грузов. При этом, грузоотправитель вправе отказаться от своевременно поданного под загрузку транспортного средства, если оно не соответствует условиям договора или непригодно для автомобильной перевозки соответствующих грузов.

Если своевременно поданное под загрузку транспортное средство не соответствует условиям договора или непригодно для выполнения автомобильной перевозки соответствующих грузов, то такое транспортное средство считается не поданным под загрузку.

Время подачи под загрузку транспортного средства исчисляется с момента прибытия транспортного средства и предъявления грузоотправителю путевого листа водителем транспортного средства.

Транспортными документами при выполнении автомобильных перевозок грузов признаются:

    путевой лист;

    товарно-транспортная накладная;

    международная товарно-транспортная накладная «CMR» (CMR-накладная), составленная согласно Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), принятой в г. Женеве 19 мая 1956 г.;

    заказ-поручение и иные документы, в соответствии с законодательством.

Использование транспортного средства при выполнении автомобильной перевозки груза оформляется путевым листом.

Для выполнения автомобильной перевозки груза товарного характера оформляется товарно-транспортная накладная, а в случаях, предусмотренных Правилами автомобильных перевозок грузов, оформляются заказ-поручение или иные документы, определенные Правилами автомобильных перевозок грузов.

Выполнение автомобильной перевозки груза нетоварного характера оформляется путем внесения записи в путевой лист, а в случаях, предусмотренных Правилами автомобильных перевозок грузов, – иными транспортными документами, определенными Правилами автомобильных перевозок грузов.

Транспортные документы оформляются в порядке, установленном Министерством финансов Республики Беларусь по согласованию с Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, за исключением оформления CMR-накладной, которое осуществляется в порядке, установленном Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь.

Обязанности по составлению путевого листа возлагаются на автомобильного перевозчика, товарно-транспортной накладной – на грузоотправителя, заказа-поручения – на автомобильного перевозчика, если иное не установлено законодательными актами или соглашением сторон.

Если законодательством предусмотрена необходимость оформления грузосопроводительных документов (сертификата соответствия, ветеринарного и фитосанитарного сертификатов, сертификата происхождения товаров и т.п.), заказчик автомобильной перевозки груза обязан обеспечить предоставление таких документов, оформленных надлежащим образом, автомобильному перевозчику вместе с транспортным документом.

Автомобильный перевозчик не обязан проверять правильность оформления грузосопроводительных документов. Вместе с тем, на автомобильного перевозчика возлагается обязанность возмещения убытков, понесенных заказчиком автомобильной перевозки груза в случае утери или ненадлежащего использования грузосопроводительных документов.

Допускается заключение договора фрахтования для автомобильной перевозки грузов, по которому перевозчик обязуется по заявке заказчика предоставить за плату заказчику автомобильной перевозки грузов (фрахтователю) всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для автомобильной перевозки грузов (ст. 38 Закона).

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору автомобильной перевозки пассажира или груза, договору фрахтования для автомобильных перевозок пассажиров или грузов, договору об организации перевозок пассажиров или грузов стороны несут ответственность, установленную Законом «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках», иными актами законодательства, а также соглашением сторон. Так, перевозчик несет ответственность за неподачу транспортного средства, за несохранность груза или багажа, за задержку отправления транспортного средства или опоздание его прибытия в пункт назначения при автомобильной перевозке пассажиров, за причинение вреда жизни или здоровью пассажира. Заказчик несет ответственность за неиспользование поданных транспортных средств, а также за другие нарушение, когда это предусмотрено законодательством или соглашением сторон.

Соглашения сторон об ограничении или устранении установленной законодательством ответственности недействительны, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений предусмотрена законодательством.

При автомобильной перевозке опасных грузов грузоотправитель обязан указать в товарно-транспортной накладной данные об опасности груза. Основу правового регулирования перевозки опасных грузов составляет Закон Республики Беларусь «О перевозке опасных грузов».

Морской транспорт . Современное морское право и по своей сути и терминологически отличается своими традициями. Среди иных видов перевозок перевозки морским транспортом в наибольшей степени подвержены традициям нормотворчества сложившимся в течение весьма длительного периода времени. Внешняя история морского права начинается сборниками морских обычаев, сложившихся частью в границах Средиземного моря, частью у северных берегов Европы. История морского законодательства открывается знаменитым Ordonnance de la marine, 1681 г., область применения которого была много шире области его юридической силы, как закона. В XIX в., при общей кодификации, морскому праву также было уделено внимание в торговых уложениях. 206

Основу правового регулирования отношений, возникающих в связи с перевозкой судами грузов, использованием судов для буксировки, осуществлением спасательных операций, а также иные отношения в области торгового мореплавания составляет Кодекс торгового мореплавания Республики Беларусь (КТМ). Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены КТМ, то применяются правила международного договора.

Следует различать договор морской перевозки груза, когда перевозчик обязуется доставить в порт назначения вверенный ему отправителем груз и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза обусловленную плату (фрахт), (ст. 80 КТМ) и договор фрахтования (чартер) при котором одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату (фрахт) всю или часть вместимости одного или нескольких судов на один или несколько рейсов для морской перевозки груза (ст. 81 КТМ).

При заключении договора об организации морских перевозок грузов, когда это необходимо для осуществления систематических перевозок (практикуется на всех видах транспорта), условия морской перевозки груза, определенные в договоре об организации морских перевозок грузов, считаются включенными в договор морской перевозки груза.

Документ, удостоверяющий заключение договора морской перевозки груза и служащий доказательством приема перевозчиком указанного в этом документе груза – коносамент. Требования к содержанию коносамента определены ст. 87 КТМ (наименование перевозчика и его местонахождение; название судна; место погрузки и дата приема груза в порту погрузки; наименование отправителя и его местонахождение; место назначения груза либо место назначения судна; наименование получателя, если он указан отправителем; наименование груза, основные марки необходимые для его идентификации; описание внешнего состояние груза и др.). Коносамент может быть выдан на имя определенного получателя (именной коносамент), приказу отправителя или получателя (ордерный коносамент) либо на предъявителя.

Характерной особенностью правоотношений по морской перевозке грузов является определение в КТМ специальных взаимосвязанных условий, влияющих на погрузку груза и вознаграждение одним из которых выступает время, предоставляемое под погрузку (сталийное и контрсталийное время).

При морской перевозке грузов особым образом регламентируется порядок размещения груза на судне. В соответствии со ст. 106 КТМ груз размещается на судне по усмотрению капитана судна. При этом перевозчик несет ответственность за правильное размещение, крепление и сепарацию груза на судне.

Одним из проявлений действия морских обычаев являются нормы ст. 116 КТМ, в соответствии с которыми перевозчик обязан доставлять грузы в соответствии с указанными в договоре маршрутом и сроками, а при отсутствии такого указания – в соответствии с обычным маршрутом и в обычные сроки. При этом не считается нарушением договора всякое отклонение судна от намеченного маршрута (дивиация) в целях спасания на море людей, судов и грузов, а равно иное разумное отклонение от маршрута, если оно не вызвано неправильными действиями перевозчика.

Характерными особенностями отличаются условия и порядок платежей при морской перевозке грузов. Так, в случаях, предусмотренных договором, и при наличии соответствующей оговорки в коносаменте уплата причитающихся перевозчику платежей может производиться получателем. Перевозчик имеет право удерживать переданные ему для морской перевозки грузы в обеспечение причитающегося ему фрахта и других платежей по перевозке, например демередж (вознаграждение, причитающееся перевозчику за простой судна в течение контрсталийного времени), если иное не установлено законодательством или не вытекает из существа обязательства.

Размер фрахта устанавливается соглашением сторон, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь. При отсутствии соглашения сторон размер фрахта определяется исходя из ставок, применяемых в месте и во время погрузки судна. Погрузка груза в большем количестве, чем это было предусмотрено договором, ведет к увеличению фрахта. Если вместо груза, предусмотренного договором, на судно погружен другой груз, фрахт за перевозку которого больше, чем установлено договором, уплачивается фрахт за перевозку действительно погруженного груза. Если же фрахт за перевозку действительно погруженного на судно груза меньше фрахта, предусмотренного договором, уплачивается фрахт, предусмотренный договором.

Внутренний водный транспорт . Правовые, экономические и организационные основы судоходства по внутренним водным путям Республики Беларусь установлены Кодексом внутреннего водного транспорта Республики Беларусь (КВВТ). Статья 4 КВВТ устанавливает приоритет международного договора Республики Беларусь перед КВВТ в том случае, если вступившим в силу международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в КВВТ.

Внутренний водный транспорт – вид транспорта, на котором перевозки грузов выполняются по внутренним водным путям с использованием судов внутреннего плавания, судов смешанного (река – море) плавания и маломерных судов.

По договору перевозки груза внутренним водным транспортом перевозчик обязуется доставить вверенный ему грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (грузополучателю), а грузоотправитель обязуется уплатить за перевозку установленную плату (ст. 69 КВВТ).

Заключение договора перевозки груза внутренним водным транспортом подтверждается составлением коносамента. Кроме коносамента оформляются и другие перевозочные документы, обязательные для всех лиц, участвующих в перевозке грузов внутренним водным транспортом. Формы и порядок заполнения таких документов устанавливаются Правилами перевозок грузов внутренним водным транспортом.

До предъявления груза к перевозке грузоотправитель обязан подготовить груз таким образом, чтобы обеспечить безопасность транспортировки, его сохранность, а также сохранность судна и контейнеров, рациональное использование грузоподъемности и вместимости судна и контейнеров.

Пригодность судов и контейнеров для перевозки предъявляемого груза определяется грузоотправителем или уполномоченным им лицом на основании требований, установленных Правилами перевозки грузов. Правила перевозки грузов устанавливают также способы размещения и крепления грузов на судах с указанием необходимых для погрузки, крепления и перевозки грузов приспособлений и материалов, а также нормативы предоставления таких приспособлений и материалов.

За перевозку грузов внутренним водным транспортом взимается провозная плата, устанавливаемая соглашением сторон, если законодательством Республики Беларусь не предусмотрено иное. Провозная плата определяется на основании тарифов. Работы и услуги, выполняемые перевозчиком по требованию грузовладельца и не предусмотренные тарифами, оплачиваются по соглашению сторон.

Срок доставки грузов внутренним водным транспортом и порядок их исчисления определяются в соответствии с Правилами перевозок грузов.

При наличии оснований и в порядке, предусмотренном ст. 79 КВВТ возможно ограничение или прекращение перевозки грузов (действие непреодолимой силы, военные действия, объявление карантина, чрезмерное скопление грузов и судов в порту и др.).

Воздушный транспорт . Правоотношения по воздушной перевозке более чем, другие виды перевозок испытывают воздействие публично-правовых начал, так как использование воздушного пространства сопряжено с необходимость обеспечения авиационной и экологической безопасности, эффективности перевозок и авиационных работ.

Основу правового регулирования воздушных перевозок составляет Воздушный кодекс Республики Беларусь.

Технические особенности и возможности воздушного транспорта подразделяют воздушные перевозки на внутренние воздушные перевозки, при осуществлении которых пункты отправления, назначения и посадок расположены на территории Республики Беларусь и международные воздушные перевозки, при осуществлении которых пункты отправления и назначения расположены соответственно на территориях двух государств или на территории одного государства, если предусмотрен пункт (пункты) посадки на территории другого государства.

По договору воздушной перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему грузоотправителем груз или почтовые отправления в пункт назначения и выдать их грузополучателю или лицу уполномоченному на получение груза или почтовых отправлений, а грузоотправитель обязуется оплатить воздушную перевозку грузов или почтовых отправлений (ч. 3 ст. 95 ВК). Допускается фрахтование воздушного судна с заключением договора фрахтования (воздушного чартера), когда одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату для выполнения одного или нескольких рейсов одно или несколько воздушных судов либо часть воздушного судна для воздушных перевозок грузов.

Договор воздушной перевозки груза удостоверяется грузовой накладной установленной формы.

Плата за воздушные перевозки грузов осуществляется на основании тарифов устанавливаемых при выполнении внутренних воздушных перевозок в соответствии с законодательством, а при выполнении международных воздушных перевозок в соответствии с международными договорами Республики Беларусь. Перечень, размер и порядок исчисления тарифов, ставок и сборов за выполнение работ и предоставление услуг, оказываемых гражданской авиацией, утверждаются в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь. Размер платы за выполнение работ и предоставление услуг, оказываемых гражданской авиацией, не предусмотренных указанным перечнем, устанавливается соглашением сторон (ст. 106 Воздушного кодекса).

Срок доставки груза и почтовых отправлений определяется авиационными правилами или правилами воздушных перевозок, установленными перевозчиком, если иное не предусмотрено договором воздушной перевозки груза.