Основное преимущество водопадной модели разработки по. Программное обеспечение позволяет

Стартап - это проект. А когда вы делаете проект, всегда возникает вопрос: как его реализовывать, как организовать команду. От методологии, по которой реализовывается стартап зависит и качество продукта и сроки выполнения.

Зачем нужна методология? Просто берешь - и делаешь!

Вы примерно представляете свою идею, примерно сроки и что должно получиться в результате. Но “примерно” - это хаос.

А в серьезном проекте, который рассчитывает на успех, хаоса быть не должно.

Методология структурирует ум, команду и формирует четкую картинку. Вы видите, на какой стадии проект, куда он двигается и какой шаг сделать следующим.

Мы убедились, что порядок нам нужен. Осталось сделать выбор, какую методологию выбрать.

Как мы проанонсировали в заголовке, батл состоится между Agile и Waterfall. Сразу заметим, что однозначного ответа нет, выбор зависит от проекта.

Но рассказать о достоинствах и недостатках мы можем:)

Waterfall

Waterfall четко структурирует разработку проекта, мы имеем план, который состоит из этапов. Следуя им, мы получаем конечный продукт:

Идея продукта

Именно с идеи, которая загорается над вашей головой, как лампочка, начинается стартап. Нужно четко понимать, какой месседж вы транслируете целевой аудитории и какие цели перед собой ставите. Это дисциплинирует вас и создает визию конечного результата.

Инициация

Собираем команду, распределяем технические задания, сроки и закрепляем деловые обязанности на бумаге или специальной программе (ERP).

Анализ

Ищем лучшие средства для реализации идеи, исследуем рынок и конкурентов, осознаем, кем является целевая аудитория.

Благодаря такому анализу идея трансформируется, уходят элементы, которые не будут востребованы, а на их место приходят новые фишки, необходимые для реализации.

В Waterfall этот процесс стоит особняком. Разрабатывается весь дизайн, интерфейс (front end), когда программное наполнение неизвестно (back end).

Разработка

На этом этапе кодим по полной. Разработчики приспосабливаются к тому интерфейсу, который создали дизайнеры, наполняя его нужным функционалом.

Тестирование

Избавляемся от багов, чтобы к клиентам попал совершенный продукт.

Запуск продукта

Выводим проект на рынок, запускаем маркетинг, делаем так, чтобы о продукте узнал весь мир! (по крайней мере, целевая аудитория)

Эксплуатация

Появляются первые клиенты, которые заходят на сайт, покупают продукт или скачивают приложение - в зависимости от того, какой стартап.

Структура Waterfall очень проста, все этапы следуют друг за другом и мы знаем, какой шаг сделаем следующим.

Agile

Agile - это гибкая методология разработки. У команды нет строгих этапов, все они связаны между собой и повторяются:

Проект разбивается на итерации - циклы. В каждом из них проводится планирование, анализ, проектирование, разработка и тестирование .

Итерации делятся на спринты - 1 или две недели, на которые у каждого члена команды есть пакет задач. Каждый день команда встречается на брифингах, устанавливает ежедневные цели, сообщает о достижениях за предыдущий день.

Дизайнеры не обособлены, они постоянно общаются с разработчиками и тестировщиками, апдейтят интерфейс для максимального качества и юзабилити для будущих клиентов. Анализ проводится постоянно с теми же целями.

Весь процесс получается максимально гибким, после каждой итерации команда получает потенциально рабочий продукт, который анализирует и может улучшать.

Посмотрим на преимущества и недостатки обеих методологий:

Несмотря на то, что тщательное планирование - это большой плюс (делаются все оценки, концепции, бюджет, прорабатываются риски), для многих проектов оно оборачивается минусом. Первый этап затрачивает много времени и ресурсов, все элементы планирования можно делать в процессе. Та же ситуация с огромным массивом документации.

Из-за обособленности всех этапов нет возможности что-то изменить в разработке и дизайне. Программисты вынуждены подстраиваться под уже существующий интерфейс. Клиент не знает свой проект до стадии тестирования, когда слишком поздно, чтобы внести изменения.

В отличие от Waterfall все процессы в Agile неразрывны.Все ошибки, которые находит тестировщик, программист сразу исправляет, а интерфейс может меняться.

В Agile сильный акцент на качество продукта, он совершенствуется и адаптируется на протяжении всей работы.

Отличный плюс Agile - клиент погружен в проект, он может в любое время проверить, как идет работа, присутствовать на встречах с командой в конце итерации и предлагать изменения.

Чтобы работать по Agile, нужно помнить о вызовах и знать, как с ними справляться:

  • вы должны быть полностью вовлечены в процессы, чтобы не запутаться, потому что все они происходят одновременно. В погоне за улучшениями не забывайте о начальных требованиях клиента.
  • не ставьте слишком много задач на один спринт, это ухудшает качество работы. Разбивайте одно большое задание на несколько маленьких.

При выборе метода руководствуйтесь теми принципами, которые важнее для проекта. Waterfall хорош, когда вы имеете закрепленный список требований и четкое представление конечного продукта. Agile ориентирован на отрасли, где стандарты постоянно меняются, возникают новые технологии. И вы сможете под них подстраиваться прямо в середине процесса.

Например, IT-сфера постоянно развивается, возникают новые тенденции, и с помощью Agile Artjoker отлично справляется со стартапами!

РЕФЕРАТ

на тему«Процесс разработки ПО. Шаги процесса»

Выполнила:

Студентка Аверьянова Ю. А.

Группа И958

Проверил :

Васюков В. М.

Санкт-Петербург

Введение…………………………………….…..…..….…….…………………3

1 Модели процесса………………..…...…………..……….………………..…5

1.1Водопадная (каскадная модель)…....….………….………......…………5

1.2Итерационная модель……………..…...……….……….…......…………8

1.3 Спиральная модель…………………….…..……..…….………..…..…..10

2 Шаги процесса………………………...….….………..……………….…….14

2.1 Определение и анализ требований…………...………….………….…..14

2.2 Проектирование………………………………….………………….……16

2.3 Кодирование……………………………...……………...………….……18

2.4 Интегрирование………………………….…………..……………….….19

2.5 Тестирование и отладка…………………………………..……….…….19

2.7Внедрение……………………………..……………....………...………...20

2.7 Сопровождение и эксплуатация…………..………………..…………...22

2.8 Документирование……………………....……………..………………...23

Заключение……………………...……………….……….……………….……24

Список использованной литературы….……...….…………………………..25

Введение

Прежде чем перейти непосредственно к описанию процесса разработки программного обеспечения, его шагам, что является темой данного реферата, необходимо дать некоторые важные определения. Для начала следует указать, что же такое само программное обеспечение.

Под программным обеспечением понимается совокупность программ, выполняемых вычислительной системой. Если говорить немного более развёрнуто, то программное обеспечение – это совокупность специальных программ, облегчающих процесс подготовки задач к выполнению на ЭВМ и организующих прохождение их через машину, а также процедур, описаний, инструкций и правил вместе со всей связанной с этими компонентами документацией, используемых при эксплуатации вычислительной системы.

К программному обеспечению относится также вся область деятельности по проектированию и разработке ПО, а именно:

1) технология проектирования программ;

2) методы тестирования программ;

3) методы доказательства правильности программ;

4) анализ качества работы программ;

5) документирование программ;

6) разработка и использование программных средств, облегчающих процесс проектирования программного обеспечения, и многое другое.

Назначений у программного обеспечения несколько. Среди них:

1) обеспечение работоспособности компьютера;

2) облегчение взаимодействия пользователя с компьютером;

3) сокращение цикла от постановки задачи до получения результата;

4) повышение эффективности использования ресурсов компьютера.

Программное обеспечение позволяет:

1) усовершенствовать организацию работы вычислительной системы с целью максимального использования ее возможностей;

2) повысить производительность и качество труда пользователя;

3) адаптировать программы пользователя к ресурсам конкретной вычислительной системы;

4) расширить ПО вычислительной системы.

После того, как понятие «программное обеспечение» более чем разъяснено, можно переходить к процессу его разработки.

Процесс разработки программного обеспечения - структура, согласно которой построена разработка программного обеспечения.

Существует несколько моделей такого процесса, каждая из которых описывает свой подход, в виде задач и/или деятельности, которые имеют место в ходе процесса. Все они будут рассмотрены в рамках данной работы.

На сегодняшний момент не существует универсального или, можно сказать, общепринятого процесса разработки ПО - набора методик, правил и предписаний, подходящих для ПО любого вида, для любых компаний, для команд любой национальности. Каждый текущий процесс разработки, в рамках определенного проекта, имеет существенное количество особенностей и индивидуальностей. Важно перед началом проекта спланировать процесс работы, определив роли и обязанности в команде, рабочие продукты, порядок участия в их разработке членов команды и т.д.

Модели процесса.

Процесс создания программного обеспечения не является однородным. Тот или иной метод разработки ПО, как правило, определяет некоторую динамику развертывания тех или иных видов деятельности, то есть, определяет модель процесса.

Модель является хорошей абстракцией различных методов разработки ПО, позволяя лаконично, сжато и информативно их представить. Однако сама идея модели процесса является одной из самых ранних в программной инженерии, когда считалось, что удачная модель - самое главное, что способствует успеху разработки. Позднее пришло осознание, что существует множество других аспектов (принципы управления и разработки, структуру команды и т.д.), которые должны быть определены согласовано друг с другом. И стали развиваться интегральные методологии разработки. Тем не менее, существует несколько классических моделей процесса, которые полезны на практике.

Водопадная (каскадная) модель.

Модель водопада (каскадная модель) была предложена в 1970 году Уинстоном Ройсом и предусматривает последовательное выполнение всех этапов проекта в строго фиксированном порядке.

В оригинальной модели водопада Ройса, следующие фазы шли в таком порядке:

1. Определение требований.

2. Проектирование.

4. Интеграция.

6. Инсталляция.

7. Поддержка.

Рисунок 1. – Этапы каскадной модели.

Следуя модели водопада, разработчик переходит от одной стадии к другой строго последовательно. Сначала полностью завершается этап «определение требований», в результате чего получается список требований к ПО. После того как требования полностью определены, происходит переход к проектированию, в ходе которого создаются документы, подробно описывающие для программистов способ и план реализации указанных требований. После того как проектирование полностью выполнено, программистами выполняется реализация полученного проекта. На следующей стадии процесса происходит интеграция отдельных компонентов, разрабатываемых различными командами программистов. После того как реализация и интеграция завершены, производится тестирование и отладка продукта; на этой стадии устраняются все недочёты, появившиеся на предыдущих стадиях разработки. После этого программный продукт внедряется и обеспечивается его поддержка - внесение новой функциональности и устранение ошибок.

Тем самым, модель водопада подразумевает, что переход от одной фазы разработки к другой происходит только после полного и успешного завершения предыдущей фазы, и что переходов назад либо вперёд или перекрытия фаз - не происходит.

Достоинством этой модели явилось ограничение возможности возвратов на произвольный шаг назад, например, от тестирования – к анализу, от разработки – к работе над требованиями и т.д. Отмечалось, что такие возвраты могут катастрофически увеличить стоимость проекта и сроки его выполнения. Например, если при тестировании обнаруживаются ошибки проектирования или анализа, то их исправление часто приводит к полной переделке системы. Этой моделью допускались возвраты только на предыдущий шаг, например, от тестирования к кодированию, от кодирования к проектированию и т.д.

Недостатками водопадной модели являются:

1) отождествление фаз и видов деятельности, что влечет потерю гибкости разработки, в частности, трудности поддержки итеративного процесса разработки;

2) требование полного окончания фазы-деятельности, закрепление результатов в виде подробного исходного документа (технического задания, проектной спецификации); однако опыт разработки ПО показывает, что невозможно полностью завершить разработку требований, дизайн системы и т.д. – все это подвержено изменениям; и причины тут не только в том, что подвижно окружение проекта, но и в том, что заранее не удается точно определить и сформулировать многие решения, они проясняются и уточняются лишь впоследствии;

3) интеграция всех результатов разработки происходит в конце, вследствие чего интеграционные проблемы дают о себе знать слишком поздно;

4) пользователи и заказчик не могут ознакомиться с вариантами системы во время разработки, и видят результат только в самом конце; тем самым, они не могут повлиять на процесс создания системы, и поэтому увеличиваются риски непонимания между разработчиками и пользователями/заказчиком;

5) модель неустойчива к сбоям в финансировании проекта или перераспределению денежных средств, начатая разработка, фактически, не имеет альтернатив "по ходу дела".

Тем не менее, существуют модифицированные модели водопада (включая модель самого Ройса), имеющие небольшие или даже значительные вариации описанного процесса.

Итерационная модель.

Общепринятая модель жизненного цикла не является идеальной уже потому, что только очень простые задачи проходят все этапы без каких-либо итераций - возвратов на предыдущие шаги производственного процесса. При программировании, например, может обнаружиться, что реализация некоторой функции очень громоздка, неэффективна и вступает в противоречие с требуемой от системы производительностью. В этом случае необходимо перепроектирование, а может быть, и переделка спецификаций. При разработке больших нетрадиционных систем итеративность возникает регулярно на любом этапе жизненного цикла как из-за допущенных на предыдущих шагах ошибок и неточностей, так и из-за изменений внешних требований к условиям эксплуатации системы.

Таковы мотивы классической итерационной модели жизненного цикла:

Рисунок 2. – Этапы итерационной модели.

Стрелки, идущие вверх, обозначают возвраты к предыдущим этапам, квалифицируемые как требование повторить этап для исправления обнаруженной ошибки. В связи c этим может показаться странным переход от этапа "Эксплуатация и сопровождение" к этапу "Тестирование и отладка". Дело в том, что рекламации, предъявляемые в ходе эксплуатации системы, часто даются в такой форме, что нуждаются в перепроверке. Чтобы понять, о каких ошибках идет речь в рекламации, разработчикам полезно предварительно воспроизвести пользовательскую ситуацию у себя, т.е. выполнить действия, которые обычно относят к тестированию.

Основываясь на специфике проекта и требованиях заказчика, разработчики могут выбирать, что они хотят получить в результате очередной итерации:

1. Полноценную систему с ограниченной функциональностью, готовую для промышленной эксплуатации.

2. Функциональные и архитектурные прототипы, непригодные для промышленной эксплуатации, но позволяющие оценить функциональный дизайн, пользовательский интерфейс, производительность и т.д.

Классическая итерационная модель абсолютизирует возможность возвратов на предыдущие этапы. Однако это обстоятельство отражает существенный недостаток программных разработок, проводимых в традиционном стиле: стремление заранее предвидеть все ситуации использования системы и невозможность в подавляющем большинстве случаев достичь этого. Все подобные методологии программирования направлены лишь на то, чтобы минимизировать возвраты. Но суть от этого не меняется: при возврате всегда приходится повторять построение того, что уже считалось готовым.

Итеративная модель обладает рядом преимуществ по сравнению с водопадной:

1. Реализация наиболее важных функций может быть завершена в ходе нескольких первых итераций. После их завершения (то есть намного раньше окончания всего проекта) заказчик сможет начать использование системы.

2. Уже в начале проекта пользователи получают возможность оценить функциональность системы и ее соответствие своим потребностям. Необходимые изменения и дополнения могут быть сделаны в течение следующих итераций.

3. Основные проектные риски могут (и должны) быть разрешены на первых итерациях. Например, архитектурное решение, приводящее к неприемлемой производительности может быть обнаружено и исправлено уже в первой итерации.

Важно понимать, что все эти преимущества проявляются только при тщательном планировании итераций, в противном случае легко получить ухудшенный вариант модели водопада.

Спиральная модель.

Спиральная модель была предложена Бэри Боемом в 1988 году для преодоления недостатков водопадной модели, прежде всего, для лучшего управления рисками. Согласно этой модели разработка продукта осуществляется по спирали, каждый виток которой является определенной фазой разработки. В отличие от водопадной модели в спиральной нет предопределенного и обязательного набора витков, каждый виток может стать последним при разработке системы, при его завершении составляются планы следующего витка. Наконец, виток является именно фазой, а не видом деятельности, как в водопадной модели, в его рамках может осуществляться много различных видов деятельности, то есть модель является двумерной.

Последовательность витков может быть такой: на первом витке принимается решение о целесообразности создания ПО , на следующем определяются системные требования, потом осуществляется проектирование системы и т.д. Витки могут иметь и иные значения.

Каждый виток имеет следующую структуру (секторы):

1) определение целей, ограничений и альтернатив проекта;

2) оценка альтернатив, оценка и разрешение рисков; возможно использование прототипирования (в том числе создание серии прототипов), симуляция системы, визуальное моделирование и анализ спецификаций; фокусировка на самых рисковых частях проекта;

3) разработка и тестирование – здесь возможна водопадная модель или использование иных моделей и методов разработки ПО;

4) планирование следующих итераций – анализируются результаты, планы и ресурсы на последующую разработку, принимается (или не принимается) решение о новом витке; анализируется, имеет ли смысл продолжать разрабатывать систему или нет; разработку можно и приостановить, например, из-за сбоев в финансировании; спиральная модель позволяет сделать это корректно.

Отдельная спираль может соответствовать разработке некоторой программной компоненты или внесению очередных изменений в продукт. Таким образом, у модели может появиться третье измерение.

Спиральную модель нецелесообразно применять в проектах с небольшой степенью риска, с ограниченным бюджетом, для небольших проектов. Кроме того, отсутствие хороших средств прототипирования может также сделать неудобным использование спиральной модели.

Боэм формулирует 10 наиболее распространённых (по приоритетам) рисков:

1. Дефицит специалистов.

2. Нереалистичные сроки и бюджет.

3. Реализация несоответствующей функциональности.

4. Разработка неправильного пользовательского интерфейса.

5. Перфекционизм, ненужная оптимизация и оттачивание деталей.

6. Непрекращающийся поток изменений.

7. Нехватка информации о внешних компонентах, определяющих окружение системы или вовлеченных в интеграцию.

8. Недостатки в работах, выполняемых внешними (по отношению к проекту) ресурсами.

9. Недостаточная производительность получаемой системы.

10. Разрыв в квалификации специалистов разных областей.

Рисунок 3. – Этапы спиральной модели.

Основная проблема спирального цикла - определение момента перехода на следующий этап. Для ее решения необходимо ввести временные ограничения на каждый из этапов жизненного цикла. Переход осуществляется в соответствии с планом, даже если не вся запланированная работа закончена. План составляется на основе статистических данных, полученных в предыдущих проектах, и личного опыта разработчиков.

Спиральная модель не нашла широкого применения в индустрии и важна, скорее в историко-методологическом плане: она является первой итеративной моделью, имеет красивую метафору – спираль, – и, подобно водопадной модели, использовалась в дальнейшем при создании других моделей процесса и методологий разработки ПО .

Шаги процесса.

Разработка любой программы, будь то небольшая процедура по обработке поступающей на консоль информации или комплексный программный продукт, состоит из нескольких этапов, грамотная реализация которых является обязательным условием для получения хорошего результата. Четкое следование выверенным временем этапам разработки программного обеспечения становится основополагающим критерием для занимающихся созданием ПО компаний и их заказчиков, заинтересованных в получении превосходно выполняющей свои функции программы.

Рассмотрим основные шаги процесса:

1. Определение и анализ требований.

2. Проектирование.

3. Конструирование (также «реализация» либо «кодирование»).

4. Интеграция.

5. Тестирование и отладка (также «верификация»).

6. Внедрение.

7. Сопровождение и эксплуатация.

8. Документирование.


Похожая информация.


За счет параллельного создания клиентской и серверной частей. Однако реально использовать преимущества такой архитектуры оказалось очень непросто из-за резко возросшей сложности создания приложений в гетерогенной среде. Кроме естественной сложности создания приложений в неоднородной среде существует тенденция к усложнению приложений с течением времени. В этих условиях процесс разработки информационных систем традиционным каскадным методом может затянуться на длительное время, а соответствие результата потребностям заказчика не гарантируется.  

Недостатки каскадного метода сразу бросаются в глаза. Главный из них - последовательное выполнение этапов . Например, программирование можно начать только по завершении анализа и проектирования. Это приводит к большим потерям времени, не позволяет быстро разрабатывать прототипы программной системы . Каскадный принцип не согласуется с итеративным характером разработки программной системы , поскольку на последних этапах может выясниться необходимость внесения изменений в решения, принятые на предыдущих этапах .  

Можно добавить, что в случае классических методов (например, когда область А представляла каскадная организация разработки и классические методы проектирования целостных ИС, а область Б - подход PI в его классическом варианте) область АБС практически была пустой.  

Первоначально налогом облагалась стоимость валового оборота товара предприятия многоступенчатым (каскадным), или так называемым кумулятивным, методом, при котором налог взимался на каждой стадии производства или обращения товара (исключая обороты внутри компании). Такая система действовала в ФРГ, Бельгии, Австрии и других государствах до конца 60-х гг. Многократность обложения обременяла товар налогами и затрудняла организацию платежа, так как требовала использования большого количества документов. Более простой способ обложения, к которому перешло большинство государств, - взимание налога с оборота один раз - на стадии производства , оптовой или розничной торговли , но по более высокой ставке. Однократное обложение по обороту товара в производстве, с одной стороны, сдерживает централизацию промышленных и торговых предприятий, так как возрастает сумма налога в связи с обложением не только производственных, но  

Модель И. Ансоффа - метод адаптивного поиска при формулировании стратегии предприятия. Как показывает название, метод использует процедуру поиска для разработки стратегии . Это происходит через каскадный подход в начале определяются общие правила принятия решения , которые уточняются на дальнейших стадиях процесса , при этом могут изменяться поставленные в начале анализа цели . В этом и состоит адаптивность подхода.  

Как видно из названия, данный метод использует процедуру поиска, приводящую к формулированию стратегии . Его отличительная черта - каскадный подход вначале формулируются возможные правила принятия решения (в валовых показателях), затем они в соответствии со стадиями принятия решения последовательно очищаются. Это дает возможность несколько раз обращаться к одной и той же проблеме, каждый раз получая все более точные результаты. На первом этапе нужно выбрать одну из альтернатив проводить ли диверсификацию фирмы или нет. На втором этапе определяется широкий круг товаров и рынков. На третьем этапе происходит дальнейший отбор по  

В настоящее время на ряде предприятий в гальваническом производстве используется морально устаревшее оборудование, не поддающееся автоматизации. Это приводит к значительным перерасходам воды на промывку. Внедрение более совершенных полуавтоматизированных и автоматизированных систем для каскадных промывных операций позволяет сократить расход свежей воды на 30-35%. Сокращение потребления свежей воды позволит одновременно решить задачу и повышения качества покрытий, так как из-за больших расходов воды на промывку трудно осуществить и надлежащую подготовку воды для гальванического производства. В автомобильной промышленности, в приборостроении, тракторном и сельскохозяйственном машиностроении уже нашли применение каскадные методы промывки, приводящие-к сокращению расхода свежей воды на 35-40%. На предприятиях тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения , станкостроения в основном применяются стационарные гальванические линии, потребляющие большое количество свежей воды.  

Для устранения этого недостатка Б.Боэм предложил спиральный подход . Он заключается в том, что разработка проекта ведется как бы по спирали, причем на каждом ее витке выполняются последовательно перечисленные выше этапы, на которых уточняется проект . Этот подход дополняет каскадный метод элементами итеративности. Но и для него характерен ряд существенных недостатков, к числу которых можно отнести  

В некоторых конструктивных методах наращивание сети происходит одновременно с обучением, см., например, , STEPNET , черепичный алгоритм , всплеск , нейронные деревья , каскадная корреляция .  

Правильный выбор размера сети имеет важное значение. Хорошую, и притом очень маленькую, модель построить просто невозможно, а слишком большая будет чересчур сильно приспосабливаться к обучающим данным и плохо аппроксимировать настоящую задачу. Обычно начинают с сети небольшого размера и постепенно увеличивают ее, пока не будет достигнута нужная точность. При этом обучение сетей на каждом шаге проводится независимо. При другом подходе применяется алгоритм самонаращивания, когда по мере возникновения необходимости в сеть добавляются новые элементы, после чего заново происходит обучение (Stepnet, см. ). Упомянем также метод каскадной корреляции (см. ). Совершенно другая идея лежит в основе деструктивного подхода вначале берется сеть завышенного объема и из нее удаляются связи и узлы, существенно не влияющие на решение (см., например, ). При этом предполагается, что известна верхняя граница для размера  

Параллельное компонентное проектирование. Как компромисс между жесткой каскадной схемой и абсолютно произвольной разработкой фрагментов ИС с применением прототипирования в предлагается метод обзора фаз, являющийся вариантом циклической схемы. При этом компромиссе сохраняется использование структурных моделей и документирование процедур разрабатываемой системы и предполагается отсутствие ограничений на гибкость в получении результата.  

Известное логистическое уравнение представляет собой самый простой метод имитации каскадной модели турбулентности. Логистическое уравнение характеризуется дорогой от упорядоченного поведения к хаотическому через удвоение периода. Это уравнение часто используется в качестве примера того, как случайно (статистически говоря) выглядящие результаты могут быть получены из простого детерминированного уравнения. - Тот факт, что логистическое уравнение производит антиперсистентные результаты, не так хорошо известен. Это делает его моделью, неподходящей для рынков капитала , хотя оно может быть хорошей моделью для волатильности.  

Повышению технико-экономич. показателей У. ф. и улучшению качества концентрата будут способствовать освоение нового метода обогащения крупных классов угля в тяжелых средах, обогащение мелких классов угля на отсадочных машинах, гидроциклонах и на концентрационных столах интенсификация процессов флотации и внедрение новых нетоксичных, высокоэффективных флотационных реагентов новые методы интенсификации сушильных устройств, внедрение водно-шламовых схем с каскадным использованием воды и регенерацией моечных вод комплексная механизация и автоматизация производств , процессов. Производятся работы по изготовлению нового высокопроизводительного, износоустойчивого оборудования с повышенной уд. производительностью. Разрабатываются системы управления работой фабрик с применением электронно-вычислительных машин.  

Слабоструктуризованные задачи наряду с количественно формализуемыми элементами содержат неизвестные (из-за трудно учитываемого ряда факторов) или количественно не измеряемые компоненты. Неопределенность слабоструктуризованньгх задач, как правило, связана с формализацией многоплановых долгосрочных действий и поэтапной или каскадной их реализацией. В число таких задач входят, например, создание объединений самостоятельных акционерных обществ , совершенствование управления межрегиональной производственной системой (разработка иерархических уровней руководства и новой структуры аппарата управления), нормализация структуры и условий производства и др. Такого рода задачи решаются с использованием методологии системного анализа , сочетающей экономико-математические методы с имитационным моделированием . Существенная роль при этом отводится качественным методам анализа и оценки решений.  

Разработки ПО. Сегодня речь пойдёт о самой популярной из них – Waterfall, или каскадной методологии.

Общая концепция подхода была представлена доктором Уинстоном Ройсом ещё в 1970 году. В его основе лежит логическая последовательность шагов, которые должна быть предприняты на протяжении жизненного цикла разработки ПО. Каждый этап согласовывает компетентными сотрудниками, документируется и передаётся дальше.
Хотя популярность модели Водопада за последние годы ослабела, природа последовательного процесса, используемого в методе водопада, интуитивно ближе разработчикам, и потому доминирует в IT.

Как падает вода

Модель, предложенная Ройсом, предельно проста и понятна. Она состоит из 7 блоков, каждый из которых охватывает свою область ответственности.

Не везде и не на каждом предприятии данная модель актуальна. Задолго до того, как ПО начало разрабатываться в каждом офисном здании, разработкой программного обеспечения занимались крупные предприятия, где в первую очередь были важны сроки и точность соблюдения ТЗ, а уже во вторую – правильность и полнота принятых решений на каждом из этапов.

Именно поэтому часто ошибочно за каскадную модель принимается процесс разработки, в котором взаимодействие между этапами в обратном порядке исключено без директивных причин. Да и сами этапы часто дробятся в угоду многочисленным контролирующим органам, или объединяются из-за смежных профессий разработчиков.

Мы также сократим указанную модель до 6 блоков, объединив операции «Инсталляция» и «Поддержка» в одну – «Развертывание». Теперь взглянем на исполняемые функции:

Требования . Проще говоря, на этом этапе создаётся вся входная документация, согласно которой будет вестись разработка. В первую очередь, анализируются требования и пожелания заказчика, затем это проецируется на возможности компании и состояние рынка. В результате получается некий документ, где описывается, что должно делать ПО, но не как и с помощью каких инструментов.

Проектирование . На этом этапе согласовывается логика работы ПО. Здесь всё ещё не принимаются конкретные решения по реализации, но уже описывается функционирование всех разделов приложения. На выходе разработчики уже представляют, сколько по времени и кадровому составу может занять проект.

Конструирование . Здесь уже речь идёт о конкретных инструментах для реализации идей: согласовываются требования к дизайну, языки программирования, уровни данных, сервисы и т. д. Описанный в предыдущем разделе скелет логики обрастает «мясом», впервые формируется внешний облик готового продукта.

Воплощение . Исполнительский этап, на который, как правило, приходится большая часть разработки. Если классическая модель допускает свободное взаимодействие с предыдущими этапами, то на практике допускается лишь внесение незначительных правок в «Конструирование».

Тестирование . На этом этапе QA, бета- и все другие тестеры обнаруживают и сообщают о проблемах в приложении. Данный этап чаще всего вызывает необходимый повтор предыдущей фазы кодирования, чтобы устранить критические неполадки. Если результатом тестирования становятся частые доработки кода, это вызывает возврат к этапу конструирования.

Развертывание . Когда приложение создано, его можно предъявлять заказчику и выпускать на волю. Так как данный этап включает ещё и поддержку, поэтому взаимодействие с предыдущими фазами неизбежно.

Преимущества каскадной модели

В последние годы модель водопада уступает свои лидирующие позиции более гибким методологиям. Это связано с общей динамикой в IT, когда за разработку ПО отвечают команды из 5-9 человек, а дедлайн может быть легко сдвинут из-за наращивания функциональности.

Тем не менее, каскадная модель всё ещё актуальна для крупных проектов и организаций. И вот почему:

  • Устойчива к изменению кадрового состава. Разработчики могут приходить и уходить на протяжении всего жизненного цикла проекта, но благодаря подробному документированию это практически не влияет на сроки исполнения проекта.
  • Дисциплина. Модель водопада заставляет разработчиков, вовлечённых в проект быть дисциплинированными, оставаться в рамках намеченного плана. При необходимости в общей модели добавляется орган управления, ответственный за принятие решений, исполнители же обязаны работать в рамках системы.
  • Гибкость на ранних этапах. Изменения в первых трёх фазах могут быть сделаны немедленно и с минимальными усилиями, поскольку они не подкреплены кодом. Таким образом, заказчик и исполнитель имеют значительный временной запас для кардинального изменения концепции работы ПО.
  • Ориентация на сроки и финансы. Благодаря тому, что каждый этап полностью очерчивает контур будущего ПО, все разработчики понимают свою роль, границы работы и сроки исполнения. Это позволяет оперировать реальными цифрами перед заказчиком, что делает модель проекта привлекательной.

Недостатки каскадной модели

В 1970-х годах идеи Ройса были актуальны. Но спустя почти 50 лет метод каскадной разработки всё меньше подходит для IT. Вот почему:

  • Неадаптивная структура ПО. На первых этапах модель водопада может быть гибкой, но если на фазе тестирования выявляются проблемы в общей структуре – это влечёт за собой плачевные последствия в виде сорванных сроков и даже отказов заказчика. Таким образом, возрастает роль руководителей и ответственных разработчиков, с уровнем компетентности которых в любой компании часто бывают проблемы.
  • Игнорирует конечного пользователя. Чем ниже продвигается процесс в водопаде, тем меньше в нём роль заказчика, не говоря уже о клиентах, которых он представляет. Внесение каких-либо изменений в функциональность ПО запускает всю цепочку этапов заново, поэтому продукты полученные по каскадной модели далеки от ориентации на массового пользователя.
  • Позднее тестирование. Из описания выше легко выявить самый проблемный этап методологии – тестирование. Именно здесь чаще всего выявляются ошибки, допущенные на каждом из этапов. Более гибкие методологии используют тестирование в качестве фундаментальной операции, происходящей непрерывно. «Водопад» же допускает низкую квалификацию сотрудников на каждом этапе и плохое качество исполнения, ведь при запоздалом тестировании проблемы невозможно решить фундаментально, только при помощи «заплаток».

Получается, что каскадная методология – прекрасное решение точки зрения сроков и отчётности, но очень слабое в плане качества. Поэтому сегодня её рекомендуется использовать только в трёх случаях:

  1. При ориентации ПО на заказчика, требующего прозрачность работ и исполнение в назначенные сроки.
  2. При наличии в штате руководителей соответствующей квалификации.
  3. При исполнении проекта, не имеющего конкуренции на рынке.

Несмотря на то, что эти 3 пункта всё реже встречаются в реальной практике, каскадная модель ещё долго будет популярна и востребована из-за чёткой организации. А значит любой профессиональный разработчик должен понимать её основные принципы и быть готовым существовать в рамках этой схемы.

Знаете ли вы, что существуют различные методологии управления проектами? Каждый из них включает в себя все основные рабочие циклы:

  • Разработка требований
  • Планирование
  • Проектирование
  • Кодирование
  • Тестирование
  • Оптимизация.

Сегодня мы поговорим о двух из них. Тех двух, что мы активно используем на своих проектах. Читаем, анализируем, выбираем. Перед вами сравнение двух методологий — Agile и Waterfall.

Agile

Эта методология базируется на 12 принципах (так называемый Agile манифест). Давайте познакомимся с ключевыми практическими постулатами Agile:

  • Заказчик может изменять или корректировать свои требования на любом этапе разработки.
  • Лучшим показателем эффективности команды является рабочее решение.
  • Самым продуктивным способом общения является личное общение.
  • Новые версии продукта выходят либо после каждой итерации, либо каждые несколько месяцев (в зависимости от проекта).

В 2015 году было проведено масштабное профессиональное исследование . Под его прицел попал 601 проект из сферы IT. Результат показал, что именно Agile сегодня является самым распространенным подходом к управлению проектами.

Agile: преимущества

  • Возможность переделать проект полностью даже после прохождения нескольких итераций.
  • Проект разделяется на короткие и прозрачные отрезки (итерации), в Scrum они называются спринтами.
  • Гибкость Agile сводит все возможные риски к минимуму.
  • Agile идеально подходит для разработки MVP.

Agile: недостатки

  • Расчет бюджета проекта существенно усложняется постоянно меняющимися требованиями.
  • Команда разработчиков должна быть не только высококвалифицированной, но и клиентоориентированной.
  • Новые требования зачастую вступают в конфликт с текущей архитектурой проекта.
  • Постоянные корректировки требований иногда приводят к ощущению, что проект никогда не закончится:)

Waterfall

Методология Waterfall базируется на принципе последовательного развития. Вкратце, схема управления проектом выглядит следующим образом:

  1. Анализ требований
  2. Планирование
  3. Реализация
  4. Тестирование и оптимизация
  5. Развертывание
  6. Поддержка

Переход к каждому последующему шагу возможен только после завершения предыдущей стадии. При этом внесение нового функционала допустимо после развертывания проекта и исправления всех багов.

Waterfall: преимущества

  • Четкая и логичная структура управления (прекрасно подходит даже для команд с небольшим опытом).
  • Классная документация, не допускающая разночтений и неверных толкований.
  • Позволяет легко отслеживать ресурсы, время и возможные риски.
  • Константный объем задач для разработчиков.

Waterfall: недостатки

  • Waterfall не подразумевает возможность корректировки требований, он недостаточно гибок.
  • Waterfall требует больше времени и ресурсов по сравнению с Agile.
  • Вы можете “опробовать” свой проект только после его выпуска. Возможность изменения функционала в процессе разработки отсутствует.
  • Минимальное взаимодействие между заказчиком и командой разработчиков.

Что же выбрать?

Ваш выбор это Agile, если:

  • У вас опытная команда разработчиков.
  • У вас нет точного представления о конечной функциональности продукта.
  • Изменения на проекте должны быть реализованы как можно быстрее.
  • Вы хотите принимать активное участие в проекте на протяжении всего периода разработки.
  • Вам нужно реализовать рабочий продукт, как можно быстрее.
  • Вы — стартапер.

Ваш выбор это Waterfall, если:

  • Ваши требования к проекту вряд ли будут меняться.
  • Качество продукта гораздо важнее, чем время и ресурсы, которые вы готовы в него вложить.
  • Вы не слишком заинтересованы в том, чтобы наблюдать промежуточные результаты после каждого этапа разработки и не стремитесь принимать активное участие в проекте.

Ну и наконец, обратимся к статистике. Она показывает, что проекты, реализованные с помощью Agile, имеют в три раза больше шансов на успех, чем проекты, управляемые по методологии Waterfall.

Agile и Waterfall: заключение

Вы никогда не найдете серебряную пулю для управления проектами. Методология, способная идеально упорядочить все этапы разработки и сбалансировать все возможные риски, существует только в фантазиях. Самым серьезным недостатком Waterfall является отсутствие гибкости. Используя эту методологию, вы не сможете менять требования к проекту в процессе разработки. А возможность адаптироваться к текущим условиям на современном рынке — огромнейший плюс.

Впрочем, это не означает, что Waterfall плох и о нем стоит забыть. Он отлично подходит для небольших проектов. Ну а если вы научитесь грамотно комбинировать Agile и Waterfall в рамках одного проекта, это откроет новые горизонты и предоставит массу интересных возможностей.