Ставки ндс в еаэс. Ндс при импорте товаров из еаэс в россию

" № 6/2015

На какие тонкости налогообложения внешнеэкономической деятельности следует обратить внимание при принятии решения о сотрудничестве в рамках ЕАЭС?

Современное развитие продовольственного бизнеса невозможно без интенсификации торгово-экономических связей. В нынешних условиях в целях роста конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности Российской Федерации целесообразным, без сомнения, видится эффективное сотрудничество с партнерами в рамках Единого экономического пространства Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС). При принятии решения о таком сотрудничестве необходимо не только знать тонкости налогообложения внешнеэкономической деятельности, но и своевременно отслеживать все налоговые нововведения в этой сфере.

Договор о ЕАЭС

Торгово-промышленные отношения государств - членов ЕАЭС регламентируются нормами Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.04.2014 (далее - Договор о ЕАЭС). Договор о ЕАЭС ратифицирован Федеральным законом от 03.10.2014 № 279-ФЗ и вступил в силу 01.01.2015 .

ЕАЭС утвержден тремя сторонами: Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией. На сегодняшний день Республика Армения также приобрела статус государства - члена ЕАЭС . Подписан, но не вступил в силу Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о ЕАЭС (подписан в г. Москве 23.12.2014).

Форма интеграции данных государств - членов ЕАЭС предусматривает:

  • единую таможенную территорию без применения во взаимной торговле в ее пределах таможенных пошлин, мер нетарифного регулирования, специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер;
  • применение Единого таможенного тарифа ЕАЭС;
  • принятие единых мер регулирования внешней торговли товарами с третьими сторонами;
  • функционирование внутреннего рынка товаров;
  • осуществление единого таможенного регулирования;
  • свободное перемещение товаров между территориями государств-членов без применения таможенного декларирования и государственного контроля (транспортного, санитарного, ветеринарно-санитарного, карантинного фитосанитарного).

Положения Договора о ЕАЭС (включая 33 приложения) касаются большинства сфер взаимодействия подписавших его сторон: промышленности и АПК, конкуренции, монополии, транспорта, энергетики, государственных (муниципальных) закупок, макроэкономической и валютной политики.

Обратите внимание

В связи с вступлением в силу Договора о ЕАЭС прекращает действовать ряд международных договоров, заключенных в рамках формирования Таможенного союза и единого экономического пространства (приложение 33 к документу), в том числе:

  • Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25.01.2008;
  • Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11.12.2009;
  • Протокол о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 11.12.2009.

Налогообложению внешнеэкономических операций и особенностям взимания НДС посвящен разд. XVII Договора о ЕАЭС. В нем установлены принципы взаимодействия государств-членов в сфере налогообложения, а также механизмы взимания косвенных налогов. А сам порядок взимания косвенных налогов и механизм их администрирования определен в приложении 18 к Договору о ЕАЭС в Протоколе о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Протокол).

Промышленникам-импортерам

О нормативной базе

С 01.01.2015 порядок налогообложения при импорте товаров в ЕАЭС регулируется нормами разд. III Протокола, а также:

  • Протоколом об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов ЕАЭС об уплаченных суммах косвенных налогов от 11.12.2009 (далее - Протокол об обмене информацией);
  • главой 21 НК РФ - в случаях, когда документы ЕАЭС содержат ссылки на законодательство стран ЕАЭС, а также когда отдельные нормы налогообложения не урегулированы документами ЕАЭС.

К сведению

Протокол об обмене информацией устанавливает форму заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, правила его заполнения и требования к формату обмена в целях реализации положений Протокола.

Когда НДС не взимается

Налог не взимается при импорте на территорию государства-члена тех товаров, которые (п. 6 ст. 72 Договора о ЕАЭС):

  • в соответствии с законодательством этого государства не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при ввозе на его территорию;
  • ввозятся на территорию государства физическими лицами не в целях осуществления предпринимательской деятельности;
  • импортируются на территорию одного государства-члена с территории другого государства-члена в связи с их передачей в пределах одного юридического лица (законодательством государства-члена может быть установлено обязательство по уведомлению налоговых органов о ввозе (вывозе) таких товаров).

Порядок взимания НДС

Вначале отметим, что с 01.01.2015 порядок взимания НДС при импорте товаров не претерпел значительных изменений. Как и раньше, налог взимается налоговым органом страны ЕАЭС, в которую ввозится товар .

Налоговая база определяется на дату принятия на учет у налогоплательщика импортированных товаров (но не позднее срока, установленного законодательством государства-члена, на территорию которого импортируются товары) на основе стоимости приобретенных товаров.

Стоимостью приобретенных товаров является цена сделки , подлежащая уплате поставщику за товары согласно условиям договора.

Абзацем 4 п. 14 Протокола определена дата пересчета валютной выручки для целей определения базы по НДС: стоимость товаров, выраженная в иностранной валюте, пересчитывается в национальную валюту по курсу национального (центрального) банка государства-члена на дату принятия товаров к учету.

Порядок уплаты НДС

Суммы НДС, подлежащие уплате по ввозимым товарам, исчисляются по ставкам, установленным законодательством того государства, на территорию которого товары ввозятся (18, 10%), и уплачиваются не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем (п. 17, 19 Протокола, п. 5 ст. 164 НК РФ):

  • принятия на учет импортированных товаров;
  • срока платежа, предусмотренного договором (контрактом) лизинга.

В отличие от НДС по товарам, импортированным из третьих стран, при ввозе товаров из стран - членов ЕАЭС налог уплачивается не таможенному, а налоговому органу , в котором предприятие состоит на учете (п. 13 Протокола).

Важно . Уплатить НДС необходимо до подачи декларации по косвенным налогам, так как документ о его уплате представляется в ИФНС одновременно с декларацией (пп. 2 п. 20 Протокола).

Обратите внимание

НДС при ввозе товаров могут уплачивать комиссионеры, поверенные или агенты при условии, что это предусмотрено налоговым законодательством государства - члена ЕАЭС. Сказанное следует из п. 13.1, 13.3, 13.4, 13.5 Протокола. Поскольку российское налоговое законодательство не рассматривает посредников в качестве плательщиков «ввозного» НДС, уплату данного налога будет осуществлять собственник товара.

Согласно п. 13.4 Протокола если одного государства-члена приобретает товары, ранее импортированные на территорию этого государства-члена налогоплательщиком другого государства-члена, НДС по которым не был уплачен, то уплата налога осуществляется налогоплательщиком государства-члена, на территорию которого импортированы товары (то есть собственником товаров).

Пример 1

Турецкой компанией на территорию Российской Федерации с территории Республики Армения ввезен товар и размещен на складе сторонней российской организации. НДС уплачен не был. Впоследствии компания заключила договор купли-продажи с российским предприятием-покупателем, в силу которого право собственности на товар переходит в момент его фактической передачи покупателю на складе хранителя.

По товарам, ранее ввезенным на территорию Российской Федерации с территории Республики Армения и размещенным на складах для хранения в целях дальнейшей реализации, НДС должен быть уплачен российским предприятием, приобретающем данные товары на основании договора, заключенного после даты ввоза товаров турецкой компанией с территории Республики Армения.

Налоговая декларация

Налоговая декларация по форме, установленной законодательством государства-члена , представляется плательщиком в ИФНС по месту постановки на учет не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия им на учет импортированных товаров (срока платежа, предусмотренного договором (контрактом лизинга)):

  • на бумажном носителе;
  • в электронном виде по установленному формату.

Если в отчетном месяце импортированные товары не принимались на учет (не наступил срок лизингового платежа), декларацию подавать не нужно.

Обратите внимание

Требование о представлении декларации в электронном виде (в обязательном порядке) распространяется на налогоплательщиков, отнесенных к категории крупнейших и не являющихся таковыми, если их за предшествующий календарный год превышает 100 человек (см. также Письмо УФНС по г. Москве от 11.03.2014 № 16-15/021948).

Перечень документов, которые необходимо подать налоговикам одновременно с декларацией, определен п. 20 Протокола: они могут быть представлены как в заверенных в установленном порядке копиях, так и в электронном виде. Порядок представления документов, как и их формат, должен быть предусмотрен нормативными правовыми актами налоговых органов государств-членов либо иными нормативными правовыми актами этих государств.

Промышленникам-экспортерам

Место реализации

Место реализации товаров определяется по законодательству государств - членов ЕАЭС. Так, в силу пп. 2 п. 1 ст. 147 НК РФ местом реализации товаров признается территория Российской Федерации, если товар в момент начала отгрузки (транспортировки) находится на ее территории. Иными словами, если товар на экспорт отгружается с территории Российской Федерации, то возникает объект НДС, к которому применяется нулевая ставка НДС.

Имеется небольшое уточнение в отношении перевозки (транспортировки) товара: в случае реализации товара налогоплательщиком одного государства-члена налогоплательщику другого государства-члена, когда перевозка (транспортировка) товара начата за пределами ЕАЭС и завершена в другом государстве, местом реализации товара признается территория государства-члена, на которой товар помещается под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (абз. 4 п. 3 Протокола).

Пример 2

Российская компания заключила договор поставки товара с казахским контрагентом. По условиям договора транспортировка товара осуществляется в Республику Казахстан не из Российской Федерации, а из Узбекистана. Является ли территория Российской Федерации местом реализации товара?

В рассматриваемом случае территория Российской Федерации не является местом реализации товара (абз. 4 п. 3 Протокола).

Подтверждение ставки 0%

Требования к документам, подтверждающим ставку НДС 0%, в целом остались прежними (перечислены в п. 4 Протокола). Указано, что документы могут быть представлены в электронном виде в порядке, установленном нормативными правовыми актами налоговых органов государств-членов либо иными нормативными правовыми актами этих государств (ими же должен устанавливаться и формат указанных документов).

Срок представления в налоговый орган подтверждающих документов также не изменился: они подаются в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров. При непредставлении названных документов в установленный срок сумма НДС подлежит уплате в бюджет за налоговый (отчетный) период, на который приходится дата отгрузки товаров, с правом на вычет (зачет) соответствующих сумм НДС.

Корректировка налоговых обязательств

Изменение цены уже реализованного товара

В соответствии с п. 24 Протокола при увеличении стоимости ввезенных товаров база для целей уплаты НДС должна увеличиться на разницу между измененной и предыдущей стоимостью таких товаров.

Уплата НДС и представление декларации производятся не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором изменилась цена.

Возникшая разница отражается в декларации, одновременно с которой в ИФНС должны быть представлены:

  • заявление с указанием разницы между измененной и предыдущей стоимостью (на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде либо в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика);
  • договор (контракт) или иной документ, предусмотренный участниками договора (контракта), с подтверждением увеличения цены товара, корректировочный (в случае его выставления).

Обратите внимание

В Договоре о ЕАЭС отражен порядок, касающийся лишь ситуации увеличения стоимости импортируемых товаров. Механизм корректировки налоговых обязательств импортера при уменьшении стоимости товаров документом не установлен.

На это обращает внимание и Минфин (Письмо от 06.03.2015 № 03-07-13/1/12213): право уменьшать базу по НДС при уменьшении стоимости импортированных товаров по истечении месяца, в котором товары были приняты к учету, нормами Протокола не предусмотрено.

Что касается экспорта товаров, база по НДС при изменении ее в сторону увеличения (уменьшения) из-за увеличения (уменьшения) цены реализованных товаров корректируется в том налоговом (отчетном) периоде, в котором участники договора (контракта) изменили цену экспортированных товаров (абз. 1 п. 11 Протокола).

Возврат товара ненадлежащего качества

Порядок корректировки налоговых обязательств установлен п. 23 Протокола (представлен на схеме на стр.).

Обратите внимание, что при частичном или полном возврате товаров по причине ненадлежащих качества и (или) комплектации восстановление сумм НДС, ранее уплаченных при импорте этих товаров и принятых к вычету, производится в налоговом периоде, в котором произведен возврат товаров, если иное не предусмотрено законодательством государства-члена. Сказанное соответствует нормам налогового законодательства и разъяснениям чиновников Минфина (см. письма от 20.08.2014 № 03-07-08/41606, от 22.10.2013 № 03-07-08/44105).

Что касается экспорта, на основании п. 11 Протокола в случае возврата товара по причине ненадлежащего качества и (или) комплектации корректировка налоговой базы должна иметь место в том налоговом периоде, в котором участники договора согласовали возврат экспортированных товаров (см. также п. 2 Письма ФНС России от 11.08.2014 № ГД-4-3/15780).

Договор о присоединении Республики Армения к Договору о ЕАЭС вступил в силу 02.01.2015.

См. Приказ Минфина России от 07.07.2010 № 69н «Об утверждении формы налоговой декларации по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории государств - членов Таможенного союза и Порядка ее заполнения».

_ Патрик Полит, Дарья Шарафутдинова. RSP International. Москва, февраль 2018 г.

Евразийский экономический союз (ЕАЭС), как и Европейский союз (ЕС), представляет собой единое экономическое пространство, которое предполагает особое регулирование НДС. В настоящей статье приводится упрощенное сравнение обеих систем, а также общие итоги такого сравнения для трансграничной торговли.

Система НДС в ЕАЭС

Правовой основой в сфере регулирования НДС в ЕАЭС является, среди прочего, подписанный 29 мая 2014 года Договор о ЕАЭС, который так же, как и в ЕС, предусматривает гармонизацию в области налогообложения. Статьи 71-73 Договора закрепляют принцип недискриминации по признаку происхождения товаров и принцип страны назначения в отношении торговли товарами. Приложение № 18 (Протокол) к Договору содержит основные правила косвенного налогообложения (в части НДС, а также акцизов) трансграничной торговли товарами, работами и услугами. Дополнительно к указанному регулированию необходимо учитывать и вступивший 1 января 2018 года в силу Таможенный кодекс ЕАЭС.

Экспорт товаров

Место реализации товара в рамках экспорта, по общему правилу, определяется согласно положениям национального законодательства. В основном местом реализации является государство-член, из которого экспортируется товар, поскольку поставка (транспортировка) товара начинается в этом государстве (см. напр., ст. 147 НК РФ). Однако обычно применяется нулевая ставка налога. И только в отношении поставок между налогоплательщиками государств-членов при фактической транспортировке товаров на территорию ЕАЭС из третьих государств предусмотрено особое правило, согласно которому местом реализации товара является государство, в котором товар помещается под процедуру выпуска для внутреннего потребления. Также налогоплательщик, по общему правилу, имеет право на налоговые вычеты в общем порядке согласно законодательству государства-члена, с территории которого вывезены товары.

Импорт товаров

Налогообложение импорта товаров также осуществляется согласно законодательству государства импорта. Если товары были ввезены с территории вне пределов Союза, такой ввоз влечет взимание таможенных пошлин, «ввозного НДС», а также акцизов согласно национальному законодательству и Таможенному кодексу ЕАЭС. При поставке из одной страны в другую внутри ЕАЭС такая поставка, как уже было указано, облагается по нулевой ставке НДС в государстве экспорта, а в государстве импорта рассматривается как импорт в пределах Союза, т.е. без взимания соответствующих таможенных пошлин.

Как правило, налоговое бремя перекладывается на налогоплательщика страны, на территорию которой ввозится товар, который при этом является и собственником товара.

Данным правилом охватываются следующие ситуации:

  • договор между налогоплательщиками государств-членов, в том числе при фактической поставке из третьего государства-члена;
  • договор между налогоплательщиком государства-члена и комиссионером (агентом, поверенным); поставка между налогоплательщиками стран Союза;
  • поставка между импортером (товар ввезен, налог не уплачен) и налогоплательщиком государства импорта, который уплачивает налог;
  • поставка налогоплательщику государствачлена по договору с налогоплательщиком государства вне территории Союза; поставка из третьего государства-члена.

Протоколом также установлены правила в части определения налоговой базы, а также порядка и сроков уплаты налога. В части урегулирования ставок Протокол отсылает к национальному законодательству государства-члена, на территорию которого импортирован товар.

Трансграничная реализация работ и услуг

Основная часть норм Протокола в данной сфере посвящена порядку определения места реализации работ и услуг. Данные положения в целом совпадают с российскими правилами определения места реализации работ и услуг. Согласно этим положениям местом реализации является государство-член, в котором реализуются работы или услуги в отношении находящегося там движимого и недвижимого имущества, в области культуры, спорта и пр.; определенные работы или услуги, напр. консультационные, маркетинговые, инжиниринговые, а также передача отдель-ятельность покупателей. По общему правилу, налогообложение производится в государстве нахождения продавца работ и услуг. Положения о налогообложении услуг в электронной форме в настоящий момент не закреплены. Все остальные элементы налога (налоговая база, ставки, порядок взимания и налоговые льготы) устанавливаются национальным законодательством государства-члена, в котором располагается место реализации работ или услуг.

Система НДС в ЕАЭС

Основой для гармонизации системы НДС в ЕС является так называемая Директива ЕС об общей системе НДС от 2006 года, которая была принята согласно ст. 93 Договора об учреждении Европейского сообщества. Основополагающим для этой системы является различие между поставками и иными услугами.

Поставки

Поставки между компаниями в ЕС, по общему правилу, облагаются налогом в государстве, в котором начата транспортировка или отправка. Если при поставке пересекается граница государства-члена, то такая внутрисоюзная поставка считается освобожденной от налогообложения в государстве экспорта, а в государстве импорта рассматривается как приобретение товара в переделах Союза и облагается по ставке согласно национальному законодательству (принцип страны назначения). При ввозе из третьего государства, по общему правилу, взимаются таможенные пошлины, «ввозной» НДС и акцизы. Экспорт в третье государство освобождается от НДС.

Система в этой части похожа на систему, закрепленную в ЕАЭС. Однако имеются отдельные особенности при налогообложении трехи многосторонних сделок, при которых место реализации определяется согласно правилу о так называемой «фактической и формальной» поставке и зависит от начала и окончания поставки. Для стимулирования экспорта, например, в Германии разрешено принимать к вычету суммы налога при определенных трансграничных поставках, освобожденных от налога.

Иные услуги

В части определения места реализации иных услуг действует принцип местонахождения покупателя услуг, т.е. услуги облагаются там, где покупатель услуг ведет свою деятельность. Особенности имеются так же, как и в ЕАЭС, для услуг, связанных с недвижимостью (по месту расположения), а также для отдельных услуг, связанных с культурой, искусством, развлечениями, проведением выставок, спортом и пр., которые облагаются по месту их осуществления. Если в отношения вступают лица, не являющиеся компаниями (B2C), то в зависимости от особенностей конкретного случая могут применяться иные правила. Также данная оговорка действительна для услуг особых видов. Для определенных не облагаемых налогом трансграничных услуг, например, в Германии также допускается вычет соответствующих сумм налога.

Планируемая реформа

Необходимо упомянуть предлагаемый Комиссией ЕС проект реформы системы НДС в сфере B2B. Согласно этому проекту принцип страны назначения должен быть закреплен для всех услуг / поставок между компаниями, а вышеуказанная система отменена.

Вначале вводится правило о том, что поставщики при трансграничных поставках должны считаться плательщиками НДС в стране назначения, т.е. немецкий поставщик будет выставлять испанскому покупателю испанский НДС. Для этого в каждом государстве-члене должны быть созданы национальные центры, в которые будут централизованно направляться суммы НДС и соответствующие уведомления. На втором этапе реформы это правило должно быть распространено на все иные услуги. Упрощенный порядок должен действовать для так называемых «сертифицированных» налогоплательщиков. И, наконец, необходимо также учитывать предложения Комиссии ЕС по реформированию регулирования электронной торговли.

Обе системы НДС схожи в общей структуре, однако при этом основополагающий принцип страны назначения применяется с различной степенью охвата возможных ситуаций. И все же система ЕС кажется более целостной. Немаловажной является также и возможность принимать к вычету суммы налога в государствах-членах ЕС при трансграничных не облагаемых НДС услугах как результат политики стимулирования экспорта.)

НДС при импорте товаров из стран - участниц Евразийского союза (ранее Таможенного союза) - Киргизии, Армении, Казахстана и Белоруссии - уплачивается. Однако уплата НДС при импорте товаров из Евразийского экономического союза имеет некоторые особенности, в частности, в виду отсутствия на границе между государствами таможенного контроля, подтвердить факт ввоза товара в РФ и уплаты на таможне НДС невозможно (да и сам налог на добавленную стоимость уплачивается не в таможенный орган, а в налоговый - по месту налогового учета налогоплательщика/импортера). Вместо таможенной декларации на товары (ДТ, ранее - грузовой таможенной декларации, ГТД) в фискальный (налоговый) орган в качестве подтверждающего документа предоставляется декларация НДС при импорте товаров .

НДС при импорте товаров из стран бывшего Таможенного союза уплачивается налогоплательщиками на любой форме налогообложения (ОСНО, УСН, ЕНВД, ЕСНХ), т.к. ввоз в Россию импортных грузов является исключением в освобождении от обязанностей налогоплательщика косвенных налогов для «упрощенцев ». Порядок расчета и уплаты НДС при импорте товаров из стран ЕАЭС в Россию един для всех государств и регулируется Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Приложение № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе, который был подписан в г. Астане 29.05.2014). Порядок, в целом, стался тем же самым, что существовал во времена Таможенного союза Казахстана, России и Белоруссии.

От уплаты НДС при ввозе товаров из Армении, Казахстана или Белоруссии возможно освобождение , если товары перемещаются между филиалами одного юридического лица либо если ввозимый товар облагается нулевой ставкой косвенного налога. Для исчисления подлежащей оплате суммы НДС необходимо брать цену сделки (стоимость, подлежащая поставщику). Ввозной НДС надо рассчитывать на дату принятия импортного товара на бухгалтерский учет. На дату же принятия товара на учет берется курс ЦБ РФ для пересчета цены товара в валюте в рубли.

В налоговый орган для подтверждения ввоза товаров из стран Евразийского экономического союза и для определения и оплаты НДС необходимо подать следующие документы:

  • уже опоминавшуюся ранее декларацию по косвенным налогам (не следует путать с обычной декларацией по НДС);
  • заявление о ввозе товаров в 4-х экземплярах: один остается в налоговом органе, три возвращаются заявителю с тем, чтобы один из них у него же и остался, а два других были переданы поставщику с целью применения им вычета НДС по экспорту;
  • копию выписки из банка в качестве подтверждения уплаты косвенных налогов (если была переплата по федеральным налогам и эта переплата ушла в зачет долга по НДС, то такой выписки не требуется);
  • копии счет-фактур от продавца (если поставщик не является плательщиком НДС, то просто счет или иной платежный документ);
  • копии транспортных документов - для подтверждения точек отправления и назначения, а также маршрута следования транспортного средства с импортируемым товаром;
  • копии договора поставки и (или) посреднического (агентского) договора, если таковой имеется;
  • информационное сообщение о приобретении импортированных товаров (когда товар приобретен у поставщика из одной страны ЕАЭС, а фактически ввезен в РФ из другой) - такое сообщение составляет продавец с указанием своих данных, данных договора и спецификаций;

Заявление о ввозе подается в бумажном виде или в электронной форме, но только если может быть подписано электронно-цифровой подписью. Если заявление было подано в бумажном виде, то налоговая служба проставляет на всех трех экземплярах отметки и вернет их заявителю, если же в электронной, то и ответ будет в электронном виде. В этом случае контрагенту (поставщику) отправляется или электронная форма документа (если налажена система электронного документооборота) или бумажная.

Информационное сообщение требуется в том случае, если требуемых данных нет в договоре. Если оно составлено не на русском языке, требуется его перевод.

НДС при экспорте товаров в рамках ЕАЭС

При экспорте грузов из России в страны ЕАЭС применяется нулевая ставка НДС. Но право на ее применение следует подтвердить документально:

  • копиями заявления о ввозе товаров от иностранного контрагента;
  • договором на поставку продукции за рубеж (отсутствие транспортных документов согласно Письму Минфина РФ от 19.07.2012 №03-07-13/01-42 не противоречит законодательству и вместо них может использоваться товарная накладная по форме ТОРГ-12);
  • транспортными и (или) товаросопроводительными документами.

В Протоколе о взимании косвенных налогов указывается и необходимость предоставления выписки из банка, подтверждающей поступление выручки от реализации экспортной продукции, однако, делается оговорка «если иное не закреплено в законодательстве», что, собственно, и есть в Налоговом Кодексе РФ. Данное мнение подтверждено Письмами Минфина РФ от 12.09.12 №03-07-13/21 и от 16.01.12 №03-07-15/03.

Указанные документы должны быть поданы в налоговый орган в течение 180 дней с момента отгрузки товаров. Но срок подачи указанных документов приурочен к дате подаче декларации по НДС, т.е. даже если срок в 180 дней истек, но ближайшая дата подачи документов по НДС еще не наступила, это не должно повлечь за собой правовых последствий.

Импорт из Киргизии в Россию - НДС при нем подчиняется правилам, действительным для ввоза, осуществляемого из стран ЕАЭС. Рассмотрим, в чем состоят особенности этих правил.

Где содержатся правила импорта в Россию из Киргизии?

Ввоз товаров (импорт) на территорию РФ сопровождается начислением и уплатой НДС. Однако применяемый для этих процедур порядок может быть разным. От чего это зависит? От того, из какой именно страны осуществляется ввоз.

В отношении правил обложения НДС страны делятся на две группы:

  • входящие в ЕАЭС (Евразийский экономический союз) и подчиняющиеся положениям договора об этом союзе (подписан в Астане 29.05.2014);
  • все прочие, при ввозе из которых налог начисляется согласно таможенному законодательству.

Евразийский экономический союз образован пятью государствами:

  • Россией;
  • Арменией;
  • Белоруссией;
  • Казахстаном;
  • Киргизией, вошедшей туда позже всех (в августе 2015 года).

То есть импорт из Киргизии в 2019 году подчинен правилам Договора о ЕАЭС, и описание порядка начисления НДС, уплачиваемого при ввозе товаров, надо искать в нем, точнее, в приложении № 18 к этому договору.

Особенности исчисления и уплаты налога при ввозе из ЕАЭС

Что же отличает процедуру обложения НДС товара, ввозимого из стран ЕАЭС? Особенностей здесь несколько:

  • Налог рассчитывается и уплачивается не в момент ввоза, а после оприходования товара у покупателя или наступления срока очередного лизингового платежа, если речь идет о предмете лизинговой сделки (п. 19 раздела III приложения № 18 к договору о ЕАЭС).
  • Платить НДС надо не на таможне, а в налоговый орган.
  • Расчет суммы причитающегося к уплате налога осуществляет импортер, определяя налоговую базу для него на дату принятия товара к учету или на дату платежа, указанную в договоре лизинга.
  • Процесс расчета отражается в отчетных документах особых форм, составляемых по окончании каждого из месяцев, в которых имел место импорт. Если в каких-то месяцах ввозных операций не было, то нулевую отчетность сдавать не нужно. Однако когда импорт осуществляется в каждом месяце, то отчетность по ЕАЭС-НДС приобретает характер ежемесячной.
  • Для уплаты налога и составления отчетности по нему установлен особый срок, отличный от срока, действующего для обычного НДС. Он соответствует 20-му числу месяца, наступающего за месяцем осуществления импорта (пп. 19, 20 раздела III приложения № 18 к Договору о ЕАЭС). Однако в части взаимодействия с ИФНС применяется правило для смещения этого срока при совпадении его с выходным днем на более позднюю дату, соответствующую ближайшему буднему дню (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

В налоговую базу для расчета ЕАЭС-НДС включается стоимость самого товара, указанная в сопроводительных документах, а также акциз (если товар подакцизный). При необходимости пересчета стоимости товара в величину, выраженную в российских рублях, курс для пересчета берется на дату принятия товара к учету (п. 14 раздела III приложения № 18 к Договору о ЕАЭС). Если цена в сопроводительных документах не указана, то базой становится учетная стоимость товара.

Предмет договора лизинга подлежит обложению налогом по частям (по мере наступления срока осуществления лизинговых платежей, предусмотренного договором лизинга). Причем платеж, осуществляемый в инвалюте, для целей обложения налогом также пересчитывается в российские рубли по курсу, но определить этот курс следует на дату платежа, указанную в договоре лизинга, вне зависимости от того, когда и в каком именно размере на самом деле осуществлен платеж (п. 15 раздела III приложения № 18 к Договору о ЕАЭС).

Величина применяемой для расчета налога ставки зависит от вида ввозимого товара (п. 15 раздела III приложения № 18 к Договору о ЕАЭС). Для 2018 года ее размер в России составит, соответственно, либо 20%, либо 10% (ст. 164 НК РФ).

От обложения ЕАЭС-НДС освобождаются товары:

  • не облагаемые НДС в соответствии со ст. 150 НК РФ (подп. 1 п. 6 ст. 72 Договора о ЕАЭС);
  • являющиеся давальческим сырьем (п. 14 раздела III приложения № 18 к Договору о ЕАЭС);
  • купленные у российского поставщика, но доставляемые покупателю через территорию страны ЕАЭС (письмо Минфина России от 26.02.2016 № 03-07-13/1/10895).

Применение спецрежима (ЕСХН, УСН, ЕНВД, ПСН) или освобождения, предусмотренного ст. 145 НК РФ , не избавляет импортера от уплаты ввозного НДС и подачи отчетности по нему (п. 13 раздела III приложения № 18 к Договору о ЕАЭС).

Отчетность по НДС при импорте из стран ЕАЭС

В состав отчетности, формируемой при ввозе товаров из стран ЕАЭС, входят (п. 20 раздела III приложения № 18 к Договору о ЕАЭС):

  • заявление о ввозе товаров , составленное по форме, утвержденной протоколом «Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств — членов ЕАЭС…» от 11.12.2009 (приложение № 1);
  • декларация, сформированная на бланке формы КНД 1151088, утвержденном приказом ФНС России от 27.09.2017 № СА-7-3/765@ (приложение № 1).

Оба отчета могут быть поданы в налоговый орган как на бумаге, так и электронно. При подаче на бумаге заявление в отличие от налоговой декларации, составляемой в двух экземплярах (для ИФНС и для налогоплательщика), формируется в четырех экземплярах (подп. 1 п. 20 раздела III приложения № 18 к Договору о ЕАЭС).

Такое количество экземпляров бумажного заявления объясняется тем, что оно предназначено:

  • для самого заявителя;
  • его поставщика — члена ЕАЭС;
  • налогового органа, перед которым отчитывается заявитель;
  • налогового органа, перед которым отчитывается поставщик.

То есть подав 4 экземпляра этого документа в ИФНС на бумаге, плательщик налога обратно получит всего 3 экземпляра, содержащих отметку налогового органа, из которых 2 ему надлежит отправить своему поставщику — члену ЕАЭС.

При обнаружении ошибки в данных, внесенных в заявление, возможна подача его уточненного варианта (п. 21 раздела III приложения № 18 к Договору о ЕАЭС). Если допущенная в заявлении ошибка влечет за собой необходимость уточнения декларации, то корректируется и декларация.

При последующем изменении стоимости товара в сторону увеличения в обоих отчетных документах (заявлении и декларации) отражается не новая стоимость, а сумма ее увеличения. Подать эти документы в ИФНС следует за тот месяц, в котором согласован факт роста стоимости (п. 24 раздела III приложения № 18 к Договору о ЕАЭС).

Пакет обязательных документов к ЕАЭС-отчетности

В качестве обязательной составной части отчетности по НДС Договором о ЕАЭС (подп. 2-8 п. 20 раздела III приложения № 18) предусматривается представление документов, подтверждающих факт уплаты начисленного налога и данные, попавшие в отчетность:

  • Банковские выписки или документы на уплату налога. Их можно не подавать, если у налогоплательщика имеется переплата по ЕАЭС-НДС.
  • Товаросопроводительные документы. Они могут отсутствовать в случае, когда оформление их продавцом не предусмотрено по законодательству его государства.
  • Счета-фактуры . Они нужны, если продавец их выписывает согласно законодательству своей страны.
  • Договор поставки (лизинга, товарного кредита, изготовления продукции, переработки).
  • Информационное сообщение, оформляемое в случае участия в процедуре импорта трех сторон (при транзитных операциях или посреднических сделках). В него включаются сведения о третьем лице сделки (его идентификационный номер, наименование, место нахождения, реквизиты заключенного с ним договора, номер и дата спецификации). Не является обязательным, если все необходимые сведения указаны в договоре поставки (лизинга, товарного кредита, изготовления продукции, переработки).
  • Посреднический договор, если он имеет место.
  • Договор на приобретение товара, покупаемого третьим участником поставки. Нужен, когда есть третий участник и налоги платит конечный покупатель, а не посредник.

Таким образом, набор подтверждающих документов может различаться в зависимости от конкретной ситуации, сопровождающей поставку. Но он в любом случае должен давать необходимую информацию о данных, внесенных в заявление и, соответственно, в декларацию.

Подтверждающие документы в ИФНС можно подать как в виде заверенных бумажных копий, так и в электронной форме. Документы, продолжающие действовать, повторно предоставлять не требуется.

Когда берем ЕАЭС-НДС к вычету

Налог, возникающий при ввозе в РФ товаров из стран ЕАЭС, можно взять в вычет. Однако для этого недостаточно выполнения условий, предусмотренных п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ (т. е. принятия товара на учет, предназначенности его для операций, облагаемых НДС, и уплаты налога).

Необходимыми моментами для возможности осуществления этой процедуры в силу обязательности оформления становятся также (письмо Минфина России от 02.07.2015 № 03-07-13/1/38180):

  • наличие подписанного налоговым органом заявления о ввозе;
  • принятие ИФНС декларации, отражающей данные по нему.

То есть процедура принятия ЕАЭС-НДС в вычеты оказывается более сложной, чем при импорте товара из стран, не входящих в этот союз. Напомним, что в последней ситуации достаточно наличия ГТД с отраженной в ней суммой уплачиваемого налога и подтверждения факта его уплаты .

Лица, пользующиеся освобождением от НДС по ст. 145 НК РФ, и спецрежимники, для которых факт импорта приводит к обязанности уплачивать ввозной налог, вычетами воспользоваться не могут, поскольку не являются плательщиками обычного для РФ НДС. Им придется такой налог включать в стоимость приобретенного товара (подп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ).

Бухучет ЕАЭС-НДС

Бухгалтерский учет НДС, образующегося при ввозе из стран ЕАЭС, достаточно прост. Здесь задействуется всего три проводки:

  1. Дт 19 Кт 68 — начислена сумма, отраженная за соответствующий месяц в заявлении и декларации;
  2. Дт 68 Кт 51 — уплачен налог;
  3. Дт 68 Кт 19 — ввозной НДС взят в уменьшение обычного российского НДС.

Последняя из них становится возможной только при соблюдении всех необходимых для применения вычета по ЕАЭС-НДС условий. Сумма, сопровождающая эту проводку, в обычной квартальной декларации по НДС попадет в строку 160 раздела 3, специально предназначенную для отражения налога, возникающего при импорте из стран ЕАЭС.

Итоги

Киргизия входит в число стран, заключивших договор о ЕАЭС. В соответствии с этим документом начисление, уплата НДС и отчетность по нему осуществляются по особым правилам. В том числе это:

  • наличие нюансов в определении налоговой базы;
  • существование иной обязательной отчетности (заявления о ввозе и налоговой декларации особой формы);
  • другой получатель платежа (налоговый орган, а не таможня);
  • отдельный срок для осуществления платежей по налогу и подачи отчетности по нему;
  • возникновение дополнительных условий для принятия НДС к вычету.

Бухучет операций с ЕАЭС-НДС не сложен и осуществляется с использованием всего трех проводок.

В такой ситуации действует п. 11 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг Приложения 18 к Договору о ЕАЭС (далее - Протокол ).

В соответствии с п. 11 Протокола, налоговая база по НДС при экспорте товаров в случае изменения ее (увеличении / уменьшении) из-за увеличения / уменьшения цены реализованных товаров в связи с их возвратом по причине ненадлежащего качества и (или) комплектации корректируется в том налоговом (отчетном) периоде , в котором участники договора (контракта) изменили цену (согласовали возврат) экспортированных товаров , если иное не предусмотрено законодательством государства - члена ЕАЭС.

При возврате некачественного (некомплектного) товара в рамках ЕАЭС продавец-экспортер и покупатель-импортер уменьшают свои налоговые базы по НДС на стоимость возвращенного товара. Обязанность экспортера по уплате НДС при обратном ввозе ранее экспортированного некачественного (некомплектного) товара не установлена.

Сделанный вывод подкреплен письмом Минфина России от 28.06.2017 № 03-07-13/1/40899, где разъясняется, что при возврате казахстанским покупателем в претензионном порядке товаров по причине ненадлежащего качества, ранее экспортированных с территории РФ, обязанности по уплате НДС у российской организации при ввозе товаров не возникает и, соответственно, заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в налоговый орган не представляется.

Аналогичное мнение выражено в письме Минфина РФ от 01.09.2017 № 03-07-13/1/56235. Таким образом, бывший экспортер не уплачивает НДС и должен скорректировать налоговую базу по данному налогу, определенную по этим товарам при их экспорте.

Исходя из положений п. 11 Протокола, корректировка налоговой базы отражается в декларации по НДС (Порядок заполнения декларации утвержден Приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@, далее - Порядок ) за период, в котором стороны подписали документы о возврате бракованных товаров.

Порядок корректировки зависит от того, подтвердила ли российская компания свое право на применение нулевой ставки НДС при экспорте товаров или нет.

Если товар возвращается по подтвержденному экспорту , то корректировка отражается в разделе 4 Декларации. По строке 070 показывается корректировка налоговой базы (п. 41.6 Порядка ), то есть стоимость возвращенных бракованных товаров. При этом в строке 080 указывают сумму восстановленного НДС, ранее принятого к вычету по этим товарам.

Из положений п. 41.9 Порядка следует, что значение по строке 080 будет формировать показатель строки 130 «Сумма налога, исчисленная к уплате по разделу» . Таким образом, в результате корректировки у компании появляется НДС к уплате в размере восстановленной суммы налога по бракованным товарам, ранее принятой к вычету.

По неподтвержденному экспорту корректировка осуществляется в разделе 6 Декларации. В этом случае стоимость возвращенных бракованных товаров отражается по строке 080 (п. 43.7 Порядка ). При этом в строку 090 вносят сумму НДС, которая была исчислена при реализации бракованных товаров, а в строку 100 - сумму налога, принятую к вычету по этим товарам и подлежащую восстановлению. Учитывая положения п. 43.9 и 43.10 Порядка:

  • если значение в строке 100 окажется больше, чем в строке 090, то разница записывается в строке 160 и представляет собой сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет;
  • если значение в строке 090 больше, чем в строке 100, то разница отражается в строке 170 как сумма налога к возмещению.