Социальная работа ее сущность цели. Сущность социальной работы в россии

С конца 80-х годов в России происходят значительные политические, экономические и социальные изменения. Приходят в упадок прежние системы социального обеспечения, образования, здравоохранения и культуры, трансформируются все прежние формы жизнеустройства, распадается свойственная уходящему обществ* система ценностей. В морально-психологическом плане содержанием подобных процессов является атмосфера нетерпимости и конфронтации, неуважения к закону, рост преступности и насилия. Возможно, никогда прежде описанное М.Вебером состояние аномии, т.e. безнормативности, кризиса морально-этических норм, крушения прежних ценностей, на смену которым не пришли еще новые, не проявлялось настолько остро. Социальное развитие происходит в деформированных формах, вытесняя если не большинство, то значительную часть населения из активной экономической жизни, превращая миллионы людей в бедняков, маргиналов. И теоретически, и практически преобразования систем такого масштаба, включающие экономику, политику, социальные отношения, менталитет общества, требуют вскрытия глубинных причин негативных явлений, научного анализа происходящих процессов, взвешенного определения способов и средств их преодоления.
Поверхностный подход к возможным трансформациями социально-политическое реагирование на уровне «здравого смысла», когда видят только одну сторону проблемы, один аспект явления действительности, не принимая в расчет всей сложности их системных связей, зависимостей и опосредований, не моделируя прогнозов последствий того или иного вмешательства, к сожалению, однократно демонстрировали свои плачевные результаты, когда в лучшем случае итогом такого воздействия было достижение, наряду с поставленной целью, также и нежелательных, побочных результатов, а в худшем случае — получение результатов, ложных намеченной цели.
Сложное сплетение различных сторон действительности обусловливает поликаузальность социальных проблем общества.
Это, в свою очередь, предопределяет множественность социальных технологий и методик, которые призваны разрешать эти проблемы. Характер и состояние различных параметров социальной сферы, уровень ее развития зависят от многих обстоятельств, и попытка редуцировать все к немногим избранным факторам, «удобным» по той или иной причине, может привести к серьезным просчетам при разработке и реализации социальных программ. Среди этих обстоятельств следует отметить:
— состояние производительных сил, их потенциальная и актуальная наукоемкость, способность воспринять и использовать достижения научно-технологической революции,
— социально-экономическая модель общества,
— социальная стратификация общества и уровень реализации интересов различных групп в политической структуре,
— зрелость духовной культуры общества. Механизмом, при посредстве которого должны осуществляться в основном изменения в обществе, является социальная политика государства, через которую реализуются объективные возможности экономического, политического и духовного потенциала общества.
Опыт социальной политики, проводившейся при Советской власти, а также итог первых лет радикальных экономических реформ заставляют в настоящее время разрабатывать концепции социальной политики, решительно отвергающей «валовой» подход, оказание всеобщей, безадресной помощи. Причиной этому не только экономические трудности государства, не способного обеспечивать «сплошную» социальную поддержку, но и изменение подхода к человеку в обществе, возрастание роли индивидуальной ответственности, инициативы. В качестве приоритетных объектов социальной поддержки выделены те малообеспеченные и социально уязвимые слои населения, которые реально столкнулись с угрозой экономической и социальной деградации — инвалиды, пенсионеры, многодетные семьи, безработные, беженцы и т.д. Социальные программы более конкретно ориентируются теперь на развитие самопомощи и самообеспеченности, конкретный учет специфики интересов и потребностей этих групп населения, на личностный характер помощи. Такой подход получает правовое обеспечение в Российской Федерации и ее субъектах, отражаясь в федеральных законах, указах Президента РФ и других нормативных актах.
Одной из ведущих форм социально-политического, организационно-управленческого реагирования на сложившуюся кризисную ситуацию, инструментом осуществления социальной политики является профессиональная социальная работа. Содержанием ее можно считать оказание помощи людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию, посредством диагностирования их проблем, информационной, консультативной деятельности, прямой натуральной, финансовой, социально-бытовой помощи, педагогической и психологической поддержки, стимулирующей собственные силы нуждающихся, ориентирующей их на активное участие в разрешении собственных проблем.
Сущность социальной работы заключается в оказании помощи в осуществлении социальных прав как индивидов, так и групп различного характера. А поскольку социальные права охватывают собой все стороны и грани, обеспечивающие социальное функционирование личности, то характер проблем, с которыми имеет дело социальная работа, весьма обширен и разнообразен; более того, можно констатировать, что в конкретной социальной ситуации, с которой имеет дело социальный работник, пересекаются различные виды и типы социальных проблем.
Во-первых, социальная работа имеет дело не только с индивидуальными, но и с групповыми клиентами — семьями, трудовыми и соседскими коллективами, молодежными или профессиональными группами, объединениями лиц со сходными трудностями. Поэтому в каждом действии социального работника, в любой применяемой им технологии или методике обязательно должно встречаться сочетание индивидуальных и групповых методов. Разрешение проблем детско-родительских или межсупружеских отношений, коммуникативных трудностей сотрудников какого-либо предприятия, межличностных или межгрупповых конфликтов невозможно без изменения личности людей, вовлеченных в конфликт. Также и личностные изменения тех, кто обратился за помощью невозможны без реструктурирования социальных связей их ближайшего социального окружения.
В связи с этим анализ проблем социальной работы выявляет на первом этапе, их личностные, групповые, семейные и т.п. основания. В принципе, пирамида причинно-следственных связей и опосредований может включать в себя все уровни, от индивидуального масштаба до общечеловеческого или планетарного – неоспоримо, что одной из причин голода и бедности являются глобальные климатические причины, ограниченность природных ресурсов, — однако, помня об этих обстоятельствах, социальный работник при анализе положения клиента, выборе конкретных технологий помощи ему, должен вовлекать в рассмотрение в первую очередь проблемы и причины оперативного уровня, на которые он в состоянии воздействовать и которые способны стабилизировать или улучшить социальную ситуацию клиента.
Многое в социальной работе зависит от типа общества и характера осуществления власти. Социальная работа, по определению, принадлежит демократическому обществу и социальному государству. Однако ни демократичность, ни социальность не являются стабильными константами — их актуализация представляет собой процесс, который осуществляется со множеством флюктуаций и сбоев. Политическая декларация или даже юридическая фиксация демократических норм отнюдь не всегда совпадает с их реализацией. Чувствительность власти к потребностям и мнениям населения прямо влияет на социальную активность людей. Неудачное строение властных структур, когда-то отвечавшее потребностям времени, а потом безнадежно устаревшее, может сделать неэффективным проведение социальной политики, даже если предпосылки ее были вполне успешны. Наконец, личностный фактор во власти и управлении значительно влияет на содержание и формы деятельности соответствующих органов и учреждений, на восприятие этой деятельности со стороны населения.
Важную роль в современной действительности играют социально-экологические проблемы, причем значимость их определяется не только негативными последствиями неконтролируемого, экстенсивного развития техногенных процессов техногенными катастрофами, загрязнением природы и снижением стандартов окружающей среды. Масштабы даже повседневного, некатастрофического антропогенного воздействия на различные системы нашей планеты сегодня таковы, что превышают способности Земли к самовосстановлению. Любой акт человеческой деятельности неизбежно влечет за собой тепловое загрязнение атмосферы, даже если будет основан на современнейшей технологии. В то же время остановить развитие, свернуть техногенное воздействие человека на природу невозможно. Социально-экологическое содержание в той или иной мере пронизывает все социальные технологии и методики, причем мера его выраженности зависит не только от конкретных условий их осуществления, но и от уровня развитости общечеловеческой и экологической культуры деятелей.
Серьезное значение для развертывания социальной политики имеет круг социально-экономических проблем, причем значение это многопланово. Во-первых, уровень средств, которые общество и государство способно направить на решение тех или иных социальных вопросов, зависит, не в последнюю очередь, от состояния экономики, устойчивости работы народнохозяйственного механизма. Во-вторых, немалое количество проблем в обществе имеет природу, пограничную между чисто экономическими и чисто социальными. Наконец, разрешение целого ряда экономических проблем в обществе невозможно без разрешения социальных проблем: трудный ход реформ в России не в последнюю очередь объясняется тем, что большинство населения утратило в их ходе свой социальный и имущественный статус, его положение ухудшилось. Вместе с тем, без роста образованности, физического и социального здоровья, социальной компетентности и политической грамотности населения невозможно развивать новые, высокотехнологичные виды деятельности, реализовывать многообещающие социальные технологии.
Своеобразно значение в обществе проблем социальной стратификации. С одной стороны, все более парциальная, учитывающая все более конкретные, частные, отдельные основания для выделения социальных слоев и групп, система общества является атрибутом демократического и социального развития. Только в такой системе появляется возможность презентации если не всех, то хотя бы максимально возможного числа интересов и предпочтений. Общество находит возможность институционализации и признания взглядов меньшинства в рамках субкультуры, не стремясь более подогнать всех индивидов под один ранжир.
С другой стороны, социальная дифференциация, когда она наделяет одни группы в обществе богатством, властью и информацией, а другую часть населения изолирует от этих важнейших истопников социальных ресурсов, вытесняя не только на грань бедности, но иногда и за грань физиологического выживания, причем причины такой дифференциации ни объективно, ни субъективно не оправданы — такая ситуация в обществе не может служить залогом социальной стабильности. В современном обществе, с его преимущественно ненасильственными способами социального управления и регулирования, могут существовать социальные различия только на основе общественного согласия, только в том случае, если они признаются приемлемыми большинством населения. Резкое упрощение социальной структуры, в которой маленькому слою (6 — 10 % населения) сверхбогатых противостоит остальная масса — малоимущие, неимущие и бедные, «вымывание» среднего класса — все это придает уязвимость социальной системе.
Специфический комплекс социальных проблем составляют поведенческие проблемы. Когда проводится анализ девиантного поведения индивидов или групп, привычно выделяют категории алкоголиков и наркоманов, преступников, проституток и т.д. Но вопрос о девиации не сводится только к этим типам. Для того, чтобы определить отклонение, необходимо в первую очередь конкретизировать понятие нормы, того общесоциального нравственно-поведенческого, ценностно-регулирующего ядра, от которого и «отклоняются» носители девиантного поведения. В процессе такого анализа выясняется, что проблема нормы чрезвычайно сложна, исторически изменчива и социально конкретна. В самом деле, можно ли считать отклонением от нормы употребление алкогольных напитков, если, по оценочным данным, такое поведение свойственно не менее 90 % взрослого населения нашей страны? А попытки разграничить употребление и злоупотребление, возможно, есть просто результат лицемерия, стремление морально оправдать социально признанный вид наркомании. Девиантное поведение, и социальный работник при анализе ситуации должен иметь это в виду, может быть либо проявлением асоциальности или даже антисоциальности, либо вариантом поискового, эвристического поведения, которое завтра может стать нормой для большинства.
По мере разворачивания информационной революции в мире все большее значение приобретают социальные проблемы доступа к информации, коммуникационного обеспечения жизнедеятельности. Мнение о том, что информация — это власть, причем одна из самых эффективных, стало формироваться в начале XX века, с появлением технических средств массовой коммуникации. Теоретический анализ механизмов поведения толпы (Г. Лебон) совпал с художественным осмыслением этого процесса («Как голосованием признали Землю плоской»): в период, когда информационные сети или телевидение не были еще даже в проекте, а из всех средств массовой коммуникации существовали только грампластинки и весьма примитивное радио, проницательные мыслители увидели огромную роль их для воздействия на массы и огромную опасность манипулирования людьми.
Оставив в стороне политические технологии, невозможные без использования СМИ, отметим, что в социальной сфере информационные процессы имеют также большое значение. Недаром масштабные (в рамках целых стран) социальные проекты, направленные на стабилизацию социально-экономической обстановки в некоторых государствах, известных прежде крайней нестабильностью, включали в себя в обязательном порядке выравнивание социального неравенства и обеспечение максимально широкого доступа к информации (как к получению ее, так и к распространению собственных мнений, взглядов, точек зрения) максимально широких слоев населения. Доступ к информации и информационным технологиям, помимо всего прочего — это как бы пропуск в XXI век, тот рубеж, не преодолев который, нельзя надеяться на включение в современные, прогрессивные, инновационные процессы, на достижение высокого статуса в обществе будущего.
Проблемы символизации и моделирования мира относятся к полю социокультурного развития и на первый взгляд прямо не затрагивают сферу социальной работы. Однако в действительности это область осмысления мира, его ценностного анализа и освоения. Даже словесное оформление идей и образов небезразлично для человеческого самочувствия и деятельности — сравните термины «увольнение с работы» и «высвобождение с работы». Давая имя какому-то явлению, мы тем самым наделяем его определенными представлениями, которые влияют на наше восприятие содержания. Длительные (и еще не завершенные) споры о названии профессии социальной работы демонстрировали в каждом предлагавшемся термине (соционом, социальный инженер, социальный работник и т.д.) различные стороны этой деятельности.
Символизация мира заключается также в создании идеальных конструкций, чаще всего неписаных, но, тем не менее, активно влияющих на реальные процессы. Так, «мистическая сила закона» существует автономно от действующих кодексов и нормативных актов: она может сочетаться даже с «обычным правом» ранних государственных образований, и может отсутствовать при самой виртуозно разработанной системе законодательства. «Образ личности» изменяется исторически и этнически, при этом наряду с множеством конкретных индивидов существует свойственное каждому времени и народу идеальное представление о том, что такое личность. Наконец, трудно формулируемая, но властная система ценностей, которая превращает совокупность индивидов в общество, причем общество определенного типа, и выделяет в этом обществе отдельные группы, члены которых разделяют приверженность к определенной системе ценностей, некоторым образом отличающейся от общей — это тоже относится к миру символизации действительности. Заметим, что эта сфера деятельности характеризует разумную, интеллектуально-психическую сторону деятельности человека.

Многопрофильный характер социальной работы сближает ее прежде всего с социологией. Чтобы рассмотреть данную тему нужно сопоставить объект и предмет социологии и социальной работы, рассмотреть влияние социологии на соцработу. Социология это наука о закономерностях становления, функционирования и развития общества в целом, социальных общностей, групп и слоев людей, личностей. Таким образом, объектом социологии является общество в целом и его подструктуры как целостные образования. Изучая общество, социология исследует социальные аспекты общественных процессов, социальных явлений, социальных отношений - т.е. отношений по поводу жизнедеятельности, образа жизни, социального положения человека, социальных и других групп, классов в обществе. При такой трактовке объекта социологии видна ее связь с социальной работой, с одной стороны, а с другой и их различия. Объектом социальной работы являются специфические сферы жизнедеятельности, все люди, отдельные личности и группы, нуждающиеся в помощи, т.е. это старики, пенсионеры, инвалиды, дети-сироты, алкоголики, бездомные и множество других социально уязвимых групп и слоев населения. Еще большее различие между этими науками наблюдается при сопоставлении их предметов. Социология изучает закономерности более фундаментальные по сравнению с механизмами и закономерностями социальной работы как науки.

Предмет социальной работы характеризируется ее функциями, такими как: информационная, диагностическая, прогностическая, организационная, психолого-педагогическая, оказания практической помощи, управленческая. Этими функциями не исчерпываются функции социологии (познавательная, инструментальная). В социальной работе эти функции сориентированы на слабо защищенные группы населения, а в социологии на все общество.

Социальная работа - профессиональная творческая деятельность, которая включает компоненты и духовной и практической направленности. Профессиональный характер ей придает: узаконенность государством в качестве общественно необходимой и подлежащей правовому регулированию; соответствие ее субъектов и институциональных элементов определённым формальным требованиям; наличие у субъектов специальной профессиональной подготовки, подтверждаемое соответствующим документом об образовании. Профессиональный характер социальной работы проявляется: в обязательном систематическом характере; в наличии формализованных принципов и ценностей; в социальном заказе со стороны общества и построении отношений участников деятельности в рамках действующего трудового законодательства.

Как правило выделяют следующие уровни социальной работы:

1) Индивидуальный уровень (базовый) подразумевает работу с отдельными индивидами. Он требует от специалиста знаний психологии, коммуникативных навыков. На индивидуальном уровне применяются методы наблюдения, консультирования, интервью и т.д.

2) В групповой социальной работе используются метод: социально-психологические тренинги, ролевые игры, психодрама, арттерапия. Тренинг применяется там, где необходимо развитие коммуникативных навыков. Ролевые игры, психодрама применяются, когда индивид испытывает проблемы с освоением социальных ролей.

3) Общесоциальный уровень связан с решением проблем, которые затрагивают категории населения и целые социальные группы. Решение этих проблем требуют принятие мер, которые предполагают наличие компетенции, полномочий, дающих право на издание нормативных актов. Общесоциальный уровень осуществляется органами соц.управления, должностными лицами.

На протяжении уже нескольких лет в Российской Федерации динамично развивается новый вид профессиональной деятельности, одновременно являющийся специальностью в системе высшего образования, - социальная работа. Становление социальной работы как специального института и особой профессии вызвано не только возросшими запросами населения на социальную поддержку, но и изменением содержания этих запросов, их индивидуализацией, обусловленностью более глубокими личностными потребностями, более опосредованными условиями их удовлетворения. Эта деятельность может быть и профессиональной, и добровольческой, однако при всей важности волонтерского движения, по мере развития института социальной работы неизбежно будут возрастать как степень обученности персонала, так и глубина специализации ее учреждений.

Определить социальную работу можно как, «разновидность социальной деятельности, имеющей своей целью оптимизировать осуществление субъектной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе совместного удовлетворения потребностей, поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования личности» .

Прежде всего, социальную работу следует рассматривать как самостоятельную науку, что определяет ее место в системе наук. Как любая наука, социальная работа имеет свой предмет, объект, категориальный аппарат. Объектом исследования является процесс связей, взаимодействий, способов и средств регуляции поведения социальных групп и личностей в обществе. Предметом социальной работы как самостоятельной науки являются закономерности, обусловливающие характер и направленность развития социальных процессов в обществе.

Разработка научного категориального аппарата является одной из приоритетных задач в области исследования теории социальной работы. В систему категорий должны войти понятия, отражающие: во-первых, специфику организации социальной работы в разных сферах социальной практики (например, социальная работа в образовании, социальная работа в армии и т.п.); с разными клиентами (социальная работа с инвалидами, социальная работа с семьей, социальная работа с группами риска); в разных социальных ситуациях (социальная работа в экстремальных ситуациях, социальная работа в условиях экологического неблагополучия и т.п.). Во-вторых, разные аспекты организации профессиональной и непрофессиональной социальной работы (экономика социальной работы, менеджмент, психосоциальные технологии и т.п.). Несомненно, по мере развития теории и эмпирических исследований в этой области система ее категорий будет обогащаться и расширяться.

Междисциплинарные связи в изучении проблем человека, общества и характера их взаимодействия реализуются через комплексные исследования. Соотношение теории социальной работы с другими теориями опирается на традиционные модели системного подхода. Выявление взаимодействия социальной работы с другими науками показало её междисциплинарный характер, а также отличие от таких смежных областей знания как социология, психология и т.д.

Система социальной работы, в каком бы аспекте её не рассматривать, всегда представляет собой открытую систему, самым тесным образом переплетающуюся с другими социальными системами: экономикой, политикой, правом, культурой, этикой, экологией, бытовым обслуживанием и т.д. Понимание, видение связей системы социальной работы с другими системами и системой общества в целом поднимает социальную работу на высокий уровень общественной культуры, делает общество по-настоящему гуманным, ставит человека в центр общественной жизни, делает людей людьми в самом высоком смысле этого слова.

Представление о социальной работе как о системе имеет концептуальное, методологическое значение и для повседневного управления социальной работой. Познание её как системы избавляет организаторов от одностороннего подхода, преувеличения роли каких-то отдельных её сторон, позволяет своевременно предвидеть и корректировать возможные перекосы, ошибки в социальном обслуживании, поднимать культуру и эффективность социальной работы.

Социальная работа - универсальный социальный институт: ее носители оказывают помощь всем индивидам независимо от социального статуса, национальности, религии, расы, пола, возраста и иных обстоятельств. Единственный критерий в этом вопросе - потребность в помощи и невозможность своими силами справиться с жизненным затруднением. Хотя среди лиц, занимающихся социальной работой, немало людей, которые принадлежат к той или иной конфессии, однако сам институт социальной работы имеет светский характер, являясь атрибутом гражданского общества. В силу этого, помимо весьма влиятельных морально-нравственных императивов, деятельность социального работника регулируется также государственным законодательством.

Таким образом, подводя итоги, можно сказать, что поскольку социальная работа имеет свой предмет, объект и категориальный аппарат, её прежде всего следует рассматривать как самостоятельную науку.

Введение

Многим людям сейчас необходима помощь, когда так трудно.

Трудно по разным причинам. Многие оказались в результате реформ за той социальной чертой, когда вопрос о хлебе насущном стал первоочередным.

С не меньшей остротой возникли проблемы лечения, образования детей, их отдыха. Отдельно можно поставить вопрос о безработице, поскольку вот уже больше года у нас в стране, да и во всём мире продолжает нарастать финансовый кризис, от безработицы не застрахован никто. Отсюда вытекают преступность, падение нравов, вседозволенность, это вызывает большую тревогу и опасение, за себя, за судьбу родных и за дальнейшее процветание Родины.

Не у каждого есть силы бороться. Многие потеряли уверенность, надежду на лучшие перемены. Но ведь кто-то должен помочь этим людям.

Важно знать: куда можно обратиться со своими проблемами. В таких ситуациях приходит на помощь «социальная работа», здесь могут поддержать человека в трудную минуту, как материально – предоставить выплаты, пособия, льготы, так и духовно – «наставить на путь истинный».

Актуальность темы «сущность социальной работы, её объект и предмет» сейчас весьма высока, и обусловлена следующими обстоятельствами:

– во-первых, увеличением в современных условиях темпа социального движения помощи населению. Это связано с возрастанием таких слоёв общества, как инвалиды, пенсионеры, малоимущие, сироты и т.д.

– во-вторых, потребностью выявления проблем в социальной сфере.

Поэтому необходимо вначале разобраться каков объект и предмет социальной работы, не только как науки, но и как деятельности, и как учебной дисциплины, чтобы впоследствии выявить проблемы, предотвратить их усугубление и провести мероприятия для стабилизации положения. Многие люди не знают, или имеют смутное представление, что же такое «социальная работа», кто такие эти социальные службы и работники, каковы их цели, кому они помогают, и вообще в чем состоит их помощь?

Анализ проблемы социальной работы предполагает получение ответа на вопросы: Кто защищает? Кого защищает? То есть важно выяснить, что является предметом социальной работы, и каков её объект.

Объект исследования курсовой работы, это сущность самой социальной работы, её предмет и объект.

Целью курсовой работы является изучение и анализ сущности социальной работы, рассмотрение социальной работы как формы практической деятельности, как учебной дисциплины и с точки зрения самостоятельной науки. Необходимо раскрыть само понятие социальной работы, и важнейших её компонентов.

Достижение поставленной цели предусматривает постановку и решение следующих задач:

– дать определение термину «социальная работа», раскрыть это понятие с точки зрения самостоятельной науки;

– рассмотреть социальную работу как форму практической деятельности, уточнив её аспекты;

– выявить какова же стратегия, смысл и цель социальной работы как учебной дисциплины;

– установить, какие ключевые категории образуют содержательную характеристику социальной работы;

– ответить на вопрос, что такое социальная защита, социальная поддержка, социальное обслуживание и социальное обеспечение, выявить чем они различаются;

– дать характеристику объекта социальной работы, какие направления в нём возникают, и как можно их классифицировать;

– рассмотреть клиента как объект социальной работы;

– охарактеризовать семью с точки зрения объекта социальной работы;

– дать определение предмета социальной работы, установить, как может меняться предмет, в зависимости от того, рассматривается ли социальная работа как наука, как дисциплина или как деятельность.

1 . Сущность социальной работы

1.1 Понятие социальной работы как самостоятельной науки

На протяжении уже нескольких лет в Российской Федерации динамично развивается новый вид профессиональной деятельности, одновременно являющийся специальностью в системе высшего образования, – социальная работа. Становление социальной работы как специального института и особой профессии вызвано не только возросшими запросами населения на социальную поддержку, но и изменением содержания этих запросов, их индивидуализацией, обусловленностью более глубокими личностными потребностями, более опосредованными условиями их удовлетворения. Эта деятельность может быть и профессиональной, и добровольческой, однако при всей важности волонтерского движения, по мере развития института социальной работы неизбежно будут возрастать как степень обученности персонала, так и глубина специализации ее учреждений.

Определить социальную работу можно как, «разновидность социальной деятельности, имеющей своей целью оптимизировать осуществление субъектной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе совместного удовлетворения потребностей, поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования личности» .

Прежде всего, социальную работу следует рассматривать как самостоятельную науку, что определяет ее место в системе наук. Как любая наука, социальная работа имеет свой предмет, объект, категориальный аппарат. Объектом исследования является процесс связей, взаимодействий, способов и средств регуляции поведения социальных групп и личностей в обществе. Предметом социальной работы как самостоятельной науки являются закономерности, обусловливающие характер и направленность развития социальных процессов в обществе.

Разработка научного категориального аппарата является одной из приоритетных задач в области исследования теории социальной работы. В систему категорий должны войти понятия, отражающие: во-первых, специфику организации социальной работы в разных сферах социальной практики (например, социальная работа в образовании, социальная работа в армии и т.п.); с разными клиентами (социальная работа с инвалидами, социальная работа с семьей, социальная работа с группами риска); в разных социальных ситуациях (социальная работа в экстремальных ситуациях, социальная работа в условиях экологического неблагополучия и т.п.). Во-вторых, разные аспекты организации профессиональной и непрофессиональной социальной работы (экономика социальной работы, менеджмент, психосоциальные технологии и т.п.). Несомненно, по мере развития теории и эмпирических исследований в этой области система ее категорий будет обогащаться и расширяться.

Междисциплинарные связи в изучении проблем человека, общества и характера их взаимодействия реализуются через комплексные исследования. Соотношение теории социальной работы с другими теориями опирается на традиционные модели системного подхода. Выявление взаимодействия социальной работы с другими науками показало её междисциплинарный характер, а также отличие от таких смежных областей знания как социология, психология и т.д.

Система социальной работы, в каком бы аспекте её не рассматривать, всегда представляет собой открытую систему, самым тесным образом переплетающуюся с другими социальными системами: экономикой, политикой, правом, культурой, этикой, экологией, бытовым обслуживанием и т.д. Понимание, видение связей системы социальной работы с другими системами и системой общества в целом поднимает социальную работу на высокий уровень общественной культуры, делает общество по-настоящему гуманным, ставит человека в центр общественной жизни, делает людей людьми в самом высоком смысле этого слова.

Представление о социальной работе как о системе имеет концептуальное, методологическое значение и для повседневного управления социальной работой. Познание её как системы избавляет организаторов от одностороннего подхода, преувеличения роли каких-то отдельных её сторон, позволяет своевременно предвидеть и корректировать возможные перекосы, ошибки в социальном обслуживании, поднимать культуру и эффективность социальной работы.

Социальная работа – универсальный социальный институт: ее носители оказывают помощь всем индивидам независимо от социального статуса, национальности, религии, расы, пола, возраста и иных обстоятельств. Единственный критерий в этом вопросе – потребность в помощи и невозможность своими силами справиться с жизненным затруднением. Хотя среди лиц, занимающихся социальной работой, немало людей, которые принадлежат к той или иной конфессии, однако сам институт социальной работы имеет светский характер, являясь атрибутом гражданского общества. В силу этого, помимо весьма влиятельных морально-нравственных императивов, деятельность социального работника регулируется также государственным законодательством.

Таким образом, подводя итоги, можно сказать, что поскольку социальная работа имеет свой предмет, объект и категориальный аппарат, её прежде всего следует рассматривать как самостоятельную науку.

1.2 Социальная работа как практическая деятельность

Социальная работа– это профессиональная деятельность, имеющая целью содействие людям, социальным группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации.

В отличие от других форм социального содействия социальная работа – двустороннее взаимодействие. Сотрудник социальной службы, социальный терапевт, специалист другого профиля должен обязательно опираться на ресурсы самого клиента, организовывать и побуждать его для разрешения его собственной проблемы.

Термин «социальная работа» тесно связан с функционированием рыночной экономики, поскольку достижение ее эффективности сопровождается социальным расслоением. Если не создана сеть социальной поддержки, то обостряются проблемы в социальной сфере, возникает социальная напряженность. В странах развитой рыночной экономики на протяжении десятилетий создавались и довольно успешно действуют институты социальной поддержки людей. Профессия «социальный работник» относится здесь к числу самых распространенных, а социальные структуры имеют как государственную, так и частную основу. В нашей стране наиболее актуальной проблемой в области социальной работы является признание ее как важнейшей деятельности, подтверждающей степень социальной защищенности личности, соблюдение первейших прав человека, уровень гуманизации общества. Социальная работа относится к одному из многочисленных видов деятельности. Есть экономическая, политическая, правовая, культурная, техническая, научная и другие виды деятельности. И есть социальная работа – особый вид деятельности.

В этой связи следует отметить ее различные аспекты.

    Социальная работа – деятельность, осуществляемая профессионально подготовленными специалистами и их добровольными помощниками, направленная на оказание индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц, попавших в трудную для них жизненную ситуацию, через информирование, диагностику, консультирование, прямую натуральную и финансовую помощь, уход и обслуживание больных и одиноких, педагогическую и психологическую поддержку, ориентирующую нуждающихся в помощи на собственную активность по преодолению сложных ситуаций и способствующих им в этом.

    Социальная работа – профессиональная деятельность, направленная на активизацию потенциала собственных возможностей личности при решении сложных жизненных проблем.социальной политики в теории социальной работе Курсовая работа >> Социология

    Теории социальной работы характерно разнообразие подходов к выделению объекта и предмета . В Словаре социальной работе отмечено: «Объектом исследования социальной работы является процесс...

  1. Социально социальной работе

    Курсовая работа >> Социология

    В социальной работе» актуальна. Объект исследования – коммуникативные конфликты в социальной работе . Предмет исследования – социально -психологические технологии управления коммуникативными конфликтами в социальной работе ...

  2. Социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями в пенитенциарных учреждениях

    Реферат >> Социология

    ... социальной и её социальной ... Объект исследования - несовершеннолетние правонарушители в пенитенциарных учреждениях; Предмет исследования – социальная работа ... Социальная работа в УИС: концепции и перспективы развития. Материалы международной...

  3. Социальная работа с женщинами, подвергшимися насилию.

    Реферат >> Социология

    Формы социальной работы с женщинами и детьми Сущность социальной работы с женщинами. Можно кратко сформулировать, что в социальной работе с... Предмет – медико-социальная работа с женщинами и детьми, подвергшимся насилию в семье. Соответственно, объектом ...

Социальная работа как объект изучения и профессиональная деятельность.

Социальная работа как самостоятельная дисциплина и объект изучения сформировалась в Европейских странах в XIX веке. Вместе с ним возникли понятия «социальные работники» и «социальные службы».

Определение социальной работы как профессиональной деятельности закреплено на международном уровне в 2001 г. Международной ассоциацией школ социальной работы (МАШСР) и Международной федерацией социальных работников (МФСР).

Социальная работа как профессиональная деятельность понимается:

· как форма работы, для вы­полнения которой специалист должен обладать знаниями, умениями, навыками в данной области, а также иметь соответствующие способности и особенности личности.

· как организация помощи и взаимопомощи людям и группам, попавшим в трудные жизненные ситуации, их реабилитация и интеграция.

· как удовлетворение социально гарантированных и личностных интересов и потребностей различных групп населения, создание условий, которые способствуют восстановлению или улучшению способности людей к социальному функционированию.

· как динамич­ная, развивающаяся профессия, опирающаяся на достижения социальных наук и результаты практики, представляющая со­бой особый социальный механизм, способный гибко реагировать и компетентно решать социальные проблемы на всех уровнях общественной структуры, вплоть до конкретного члена обще­ства.

В работах профессора Е.И. Холостовой ис­пользуется следующее определение: «Социальная работа - специфический вид профессио­нальной деятельности, оказание государствен­ного и негосударственного содействия челове­ку с целью обеспечения культурного, социаль­ного и материального уровня его жизни, пре­доставление индивидуальной помощи челове­ку, семье или группе лиц». Это определение имеет своим достоинством широкий охват явле­ния, подчёркивание как государственных, так и не государственных начал подобной деятельности.

Сущность, цели и принципы социальной работы.

В самом общем виде социальная работа представляет собой сложное общественное явление, самостоятельную область научно-практического знания, профессию и учебную дисциплину.

Если конкретизировать, то сущность социальной работы можно свести в несколько определений:

· это совокупность различных видов деятельности работников социальных служб, ориентированная на помощь социально депривированным группам населения: безработным, престарелым, инвалидам, малоимущим, многодетным.

· это разновидность человеческой деятельности, цель которой оптимизировать (т.е. выбрать наилучший из возможных вариантов) осуществление субъективной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе жизнеобеспечения и деятельного существования личности, семьи, социальных и других групп и слоев в обществе.

· это средство и форма социального контроля в интересах общества или государства, во имя благородных или враждебных человеку целей с одной стороны. С другой стороны, жизнедеятельность человека представляет собой органическое единство различных про­цессов, сторон и явлений, которые в разное время при раз­ных обстоятельствах могут выходить на первый план или уступать приоритет другим процессам.

· это оказание помощи индивидам и различным группам в осуществлении ими социальных прав. Поскольку социальные права весьма многогранны и обеспечива­ют социальное функционирование личности, проблемы, которые стремится разрешить социальная работа, весьма обширны и разнообразны.

· это междисциплинарное направление научных знаний, изучающее содер­жание и закономерности этой деятельности.

· это обязатель­ный механизм функционирования благоустроен­ного современного социального государства.

Смысл (суть) социальной работы ясен - это деятельность по оказанию помощи индивидам, семьям, группам в реализации их соци­альных прав и в компенсации физических, психи­ческих, интеллектуальных, социальных и иных не­достатков, препятствующих полноценному соци­альному функционированию.

Основная цель социальной работы – сохранение здоровья и жизни клиентов.

Цель деятельности со­циальной работы: предоста­вить возможность всем лю­дям полностью развивать свой потенциал, обогащать свою жизнь и предотвра­щать дисфункции.

Принципы социальной работы .

Генеральные принципы : универсальности, охраны социальных прав, клиентоцентризма, опоры на собственные силы, максимизации социальных ресурсов, конфиденциальности, толерантности

Общефилософские принципы : детерминизма, единства сознания и деятельности, гносеологического и личностного подходов

Специфические принципы:

психолого-педагогическе - эмпатия (сочувствование), аттракция (привлекатель­ность), доверие

методические – преемственность, последовательность, непрерывность, компетентность

организационные – всеобщность (относящийся ко всем), ком­плексность (совокупность, сочетание), посредничество (содействие соглашению, сделки между сторонами), солидарность (деятельное сочувствие, общность интересов, единодушие), субсидарность (вспомо­жение), т.е. пособие, материальная помощь.

Принципы, относящихся к личности социального работника и харак­теру его взаимоотношений с клиентом \Лавриненко И.М.\:

Социальный работник должен:

сознательно применять конкретные знания и навыки в конкретной ситуации

заниматься клиентом как целостной личностью, учитывая его биологическое, психоло­гическое, социальное и духовное состояние

вести деловые отношения с клиентом, соблюдая его достоинство

видеть в клиенте индиви­дуальность

предоставлять клиенту со­временное видение его проблемы

основываться на знании возможностей клиента

побуждать клиента к мак­симальным усилиям по решению его проблем

способствовать макси­мальному самоопределению клиента

помочь клиенту приобре­сти навыки самоуправления возникающими ситуациями

работать с клиентом конфиденциально

постоянно оценивать про­гресс в деле изменения людей.

В законодательных и других нормативных актах Российской Федерации сформулированы принципы, вытекающие из обобщения опыта социальной работы в стране:

§ соблюдение прав человека и гражданина в сфере социального обслуживания и обеспечение их государственных гарантий;

§ равных возможностей для граждан при получении социальных услуг; добровольного согласия граждан на получение услуг;

§ доступности социального обслуживания;

§ соблю­дения конфиденциальности в работе;

§ преемственности всех видов и форм социального обслуживания;

§ адресности;

§ приоритета содей­ствия гражданам, находящимся в ситуации, угрожающей их здоро­вью или жизни;

§ профилактической направленности; содействия со­циальной реабилитации и адаптации;

§ межведомственности и междисциплинарности;

§ деятельностного подхода;

§ территориальной организации социальной службы;

§ государственной поддержки до­бровольной общественной деятельности по оказанию социальных услуг и помощи населению.

Этические принципы:

§ общие - гуманизм, коллективизм, единство слова и дела, терпимость, чест­ность, правдивость др.

§ специфические - соответ­ствие уровня квалификации функ­циональным обязанностям, эконо­мических требований по резуль­татам труда и его оплаты и т.п.

Субъекты и объекты социальной работы:

Субъект-объектные отношения подвижны. То, что в одном отно­шении было объектом, в другом акте познания или деятельности может стать субъектом, и наоборот. Со­циальная работа относится к числу именно таких сфер социальной действительности.

Поскольку социальный работник - всегда актив­ная сторона (субъектная ), можно говорить о том, на что направлена его деятель­ность, вне зависимости от того, встречает ли она активный ответ, или только пассивно принимается людьми. В этом смысле объектом социальной работы являются индивиды, семьи, группы, общности, находящиеся в трудной жизненной ситуации.