Опыт франции. Опыт государственной поддержки малого и среднего бизнеса во франции Нестабильность и неопределенность восприятия России французским бизнесом

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Малюгина, Анастасия Александровна. Опыт государственной поддержки малого и среднего бизнеса во Франции: диссертация... кандидата экономических наук: 08.00.14 / Малюгина Анастасия Александровна; [Место защиты: Финансовый ун-т при Правительстве РФ].- Москва, 2012.- 191 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-8/3808

Введение к работе

Роль малого предпринимательства особенно возросла в условиях постиндустриального общества, что проявилось в изменении социально-экономических функций этой формы бизнеса. Малые и средние предприятия (МСП) становятся неотъемлемым звеном в структуре общественного воспроизводственного процесса, без которого невозможно обеспечить успешное социально-экономическое развитие общества и рост эффективности производства. Развитие малого предпринимательства отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетающей разные формы собственности и адекватной им модели хозяйствования, в которой реализуется синтез конкурентного и рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства. При этом высокий динамизм образования и выбытия малых предприятий служит своеобразным компенсаторным механизмом, смягчающим резкие колебания конъюнктуры для национальной экономики в целом, предупреждая более разрушительные последствия таких колебаний. Место разоряющихся малых фирм занимают новые, что доказывает способность малого бизнеса к воспроизводству.

В последние десятилетия малый бизнес стал активно внедряться в инновационный процесс. Кроме того, малый бизнес способствует формированию среднего класса, составляющего в мировой хозяйственной системе значительную экономически активного населения. Именно с развитием функций малого и среднего бизнеса связано возрастание его роли в экономике ведущих западных стран.

В условиях разразившегося мирового финансово-экономического кризиса малые предприятия, с одной стороны, продемонстрировали гибкость и динамичность в своем развитии, с другой - сильную зависимость от эффективности существующей инфраструктуры поддержки и развития. То есть в значительной мере усиление позиций малого и среднего бизнеса предопределяется соответствующей политикой государства.

Опыт стран с развитой экономикой свидетельствует о том, что субъекты малого и среднего предпринимательства успешно развиваются при непосредственном участии органов государственного управления в выработке и реализации политики поддержки малых форм хозяйствования. Особое значение имеет поддержка малого и среднего инновационного предпринимательства как наиболее рискованного и в силу своих особенностей наиболее чувствительного к изменениям внешней среды.

Так как именно инновационная экономика, ядро которой составляют конкурентоспособный малый и средний бизнес, обеспечивает экономическое развитие и достойное представительство страны на мировых рынках, в развитых странах особое внимание уделяется инфраструктуре поддержки, которая должна быть способна оказать квалифицированную помощь всем тем предприятиям, которые могут успешно внедрять нововведения и действовать на международных рынках.

Во Франции, где малые и средние производства исторически занимают важное место в экономической системе, а инфраструктура поддержки формировалась в ходе их развития, менялась вслед за их потребностями, высока роль государства, которое традиционно играет большую роль в экономике страны и ее регулировании.

Будучи одной из крупнейших экономик Европейского союза, Франция в процессе своего экономического развития выработала множество средств и методов создания правовых, экономических, финансовых и организационных условия для успешного функционирования МСП в высоко конкурентной рыночной среде. Инфраструктура поддержки данного сектора экономики создавалась во Франции десятилетиями и имеет множество сильных сторон.

Необходимость малого бизнеса для сбалансированного развития экономики очевидна и в России. В связи с этим в среднесрочной перспективе планируется повышение доли МСП до 40-50% в ВВП (в то время как в последние годы вклад сектора мелких и средних компаний России в ВВП колебался в пределах 20-25%). Запланированное увеличение роли МСП в экономике страны позволит России приблизиться к показателям развитых стран.

Поскольку в России к настоящему моменту не выработана единая концепция развития малого и среднего бизнеса, то особую актуальность приобретает изучение опыта развитых стран Европейского союза по формированию инфраструктуры поддержки МСП. С этой точки зрения, показательным и типичным является опыт Франции, страны, где инфраструктура поддержки малых форм предпринимательства включает в себя как государственные компании, оказывающие финансовую поддержку, так и различные частные компании, оказывающие различного рода услуги, в том числе образовательные, консультационные и пр. Причем осуществляется комплексная поддержка МСП и на внутреннем, и на внешнем рынках.

Отмечая значимость ранее проведенных исследований, следует подчеркнуть, что изучение французского опыта формирования инфраструктуры поддержки МСП практически не освещено в научной литературе. Ввиду недостаточной эффективности институтов поддержки и развития МСП в России представляется актуальным анализ опыта Франции, где выстроена мощная институциональная и финансовая инфраструктура поддержки малого и среднего бизнеса за счет выделения значительных объемов средств из государственного бюджета. Причем средства направляется не на поддержку неконкурентоспособных МСП, а на создание среды, максимально благоприятной для дальнейшего развития МСП и повышения их вклада в конкурентоспособность национальной экономики в условиях глобализации.

Степень разработанности проблемы. Исследование проблем, связанных с формированием инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса, вызывает растущий интерес по мере становления и развития современного предпринимательства в России.

Разработке проблематики малого и среднего предпринимательства и построения инфраструктуры его поддержки посвящены труды ряда отечественных ученых, таких, как: Белоусов А.В., Белоусов В.П., Бондаренко В.А., Брагина Е.А., Виленский А.В., Ибадова Л.Т., Иоффе А.Д., Нагих В.Н., Платонова Н.А., Третьякова Е.В., Шпынова А.И.

Отдельные аспекты места и роли малого и среднего бизнеса в экономике Франции, а также формы его государственной поддержки раскрываются в работах Белова В.Б., Говоровой Н.В., Дюфиль Ф., Зинаго С, Клиновой М.В., Крозе М., Ле Стер-Бомевьелле Э., Межан П., Паво Ж., Паско С, Пигано Л., Рубинского Ю.И.

Вместе с тем, отмеченные работы российских и иностранных исследователей носят фрагментарный характер и не содержат комплексного анализа сущностных черт, характерных для инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса во Франции, в одной из наиболее развитых стран - членов Европейского Союза. В специальной разработке нуждаются проблемы поиска наиболее эффективных форм и методов финансовой поддержки малого и среднего бизнеса, в том числе поддержки на внешних рынках, специальных мер по поддержке инновационного предпринимательства и, наконец, изучение опыта антикризисных мер, предпринятых правительством Франции в ходе мирового финансово-экономического кризиса и долгового кризиса в еврозоне.

Актуальность, теоретическая и практическая значимость темы исследования, а также недостаточная разработанность указанных проблем предопределили выбор темы диссертации, а также формулировку ее целей и задач.

Цель исследования заключается в выявлении сильных и слабых сторон системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства во Франции и определении возможности использования в российских условиях французского опыта в данной области.

Задачи исследования:

уточнить понятие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства; раскрыть институциональный состав инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства во Франции;

раскрыть место и роль малого и среднего бизнеса в экономике Франции в современных в условиях глобализации и европейской интеграции;

Проанализировать меры поддержки инновационного малого и среднего бизнеса, как одного из важных факторов конкурентоспособности экономики Франции;

выявить влияние мирового финансового кризиса на государственную поддержку МСП во Франции;

На основе изучения опыта Франции разработать рекомендации по повышению эффективности действующей в России инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.

Объектом исследования является малый и средний бизнес.

Предметом исследования является комплекс научных положений, раскрывающих закономерности развития института государственной поддержки МСП во Франции в условиях глобализации мировой экономики и преодоления последствий мирового финансово-экономического кризиса, а также долгового кризиса еврозоны.

Теоретическая и методологическая основа исследования.

Теоретическую базу исследования составили основные разработки по теоретическим и практическим вопросам функционирования малого и среднего предпринимательства и государственной поддержки малого и среднего бизнеса, представленные в российской и зарубежной литературе. При исследовании поставленной проблемы использовались общенаучные методы анализа и синтеза, а также приемов экономического исследования: экономико-статистических группировок и систематизации.

Диссертационная работа выполнена в соответствии с Паспортом специальности 08.00.14 - Мировая экономика (экономические науки).

Информационной базой исследования послужили нормативные и законодательные акты; статистические и экономико-статистические данные международных экономических организаций (МВФ, ОЭСР, ООН, МОТ); российских официальных органов (Росстат, ЦБ РФ, Минэкономразвития России); аналитические и статистические материалы французских официальных органов и организаций (INSEE; OSEO); текущие публикации зарубежных и российских экономистов в периодических изданиях, а также ресурсы глобальной сети Интернет.

Научная новизна исследования заключается в раскрытии основных тенденций и закономерностей формирования и функционирования института государственной поддержки малого и среднего бизнеса (в том числе инновационного) во Франции, как одной из наиболее успешных в этой области стран-членов Евросоюза.

Новыми являются следующие научные положения:

уточнено понятие "инфраструктура поддержки малого и среднего бизнеса", в которое включаются не только собственно субъекты МСП, но и институты, оказывающие поддержку МСП в различных формах на льготной или безвозмездной основе;

выявлены тенденции в эволюции малого бизнеса в экономике Франции, а именно: повышение роли МСП во внешней торговле, серьезное укрепление позиций малых инновационных производств, модернизация технологических основ деятельности МСП, снижение удельного веса традиционных МСП в мелкой розничной торговле, сервисных отраслях, но возрастание числа МСП в ИТ-секторе, оказании посреднических услуг, в том числе информационных и т.д.;

показано, что негативное влияние мирового и долгового кризиса еврозоны на МСП во Франции, проявившееся, прежде всего в обострении проблем доступа к финансированию малых и средних предприятий, тем не менее не оказалось разрушительным для этого сектора экономики за счет своевременного принятия таких антикризисных мер, как оказание прямой финансовой и организационной помощи со стороны государства, целевое выделение бюджетных средств, принятие и реализация государственного антикризисного плана;

определена институциональная структура поддержки малого и среднего бизнеса во Франции, состоящая из таких организаций, как OSEO, Региональных управлений внешней торговли Министерства экономики, финансов и промышленности, торгово-промышленных палат и проч. и сделан вывод, что повышение эффективности поддержки связано с переходом от прямой помощи

государства малым предприятиям к политике создания благоприятной среды для предпринимательства;

доказано, что основными инструментами финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства во Франции являются целевые долгосрочные и среднесрочные кредиты, гарантии и проч., позволяющие покрывать риски, связанные с деятельностью мелких и средних предприятий, поддерживать их внешнеэкономическую экспансию, повышать конкурентоспособность за счет предоставления ресурсов на развитие экспорта и государственных экспортных кредитов; раскрыты особенности применения этих методов во Франции;

обосновано положение, что к главным приоритетам современной инновационной политики Франции относится стимулирование роста инновационных МСП за счет оказания государственной поддержки в таких формах, как выделение специального финансирования, предоставление исследовательского налогового кредита, присвоение статуса «Молодого инновационного предприятия» и т.д.;

разработаны рекомендации по повышению эффективности системы государственной поддержки МСП в России (предложено создание института "кредитных посредников", реализация государственного механизма гарантирования рисков по образу французского OSEO).

Практическая значимость. Исследование вносит существенный вклад в анализ международного опыта формирования государственной инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства и ее специфических форм, появившихся в период мирового финансового кризиса. Выводы и рекомендации могут быть использованы при формировании эффективной российской инфраструктуры поддержки МСП. Материалы исследования также могут быть использованы специалистами и научными работниками, исследующими проблемы совершенствования деятельности малого и среднего бизнеса, а также в образовательном процессе при подготовке и профессиональной переподготовке специалистов по мировой экономике и международным финансам.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Диссертация выполнена в рамках исследований, проведенных Финансовым университетом, в рамках комплексной темы «Инновационное развитие России: социально-экономическая стратегия и финансовая политика» по кафедральной подтеме «Внешнеэкономические аспекты инновационного развития: мировой опыт и российская практика».

Основные положения диссертационной работы докладывались на различных научных мероприятиях, в частности: «круглый стол» аспирантов Финакадемии «Роль финансовой, банковской и валютной систем в инновационном развитии экономики» (г. Москва, март 2009 г.), «Круглый стол» «Мировой финансово-экономический кризис и перспективы модернизации экономики России: финансовый, кредитный, валютный аспекты» (г. Москва, Финакадемия, март 2010г.), а также на международной научно-практической конференции "Модернизация экономических систем: опыт и перспективы" (г. Махачкала, ФГОУВПО "Дагестанский государственный университет", 21-23 апреля 2011г.), "круглый стол", посвященный развитию рынка финансовых услуг "Год, который изменит мир. Финансы" (г.Москва, Национальный исследовательский университет - "Высшая школа экономики", 25 апреля 2012г.).

Материалы диссертации используются в практической деятельности КБ "Международный коммерческий банк" (ОАО) для разработки стратегии развития одного из основных направлений деятельности банка: обслуживание малого и среднего предпринимательства. Для банка особый интерес представляют анализ конкретных продуктов, которые предлагаются для финансирования малого и среднего бизнеса за рубежом. Основные положения и выводы исследования составили методологическую основу анализа возможности применения зарубежного опыта финансовой поддержки малого и среднего бизнеса в российской практике и способствуют увеличению эффективности работы банка.

Результаты научного исследования используются кафедрой «Мировая экономика и международный бизнес» ФГОБУВПО «Финансовый университет при

Правительстве Российской Федерации» для преподавания учебных курсов «Мировая экономика» и «Международные экономические отношения».

Введение

В зарубежных странах поддержка малого предпринимательства со стороны государства является одной из особо значимых функций, так как малые предприятия формируют существенную долю налоговых поступлений в бюджет, поддерживают создание значительной части рабочих мест. При этом в развитых странах государство ставит свою задачу не в том, чтобы поддержать малый бизнес любой ценой или для передачи им финансовые, материальные и иные ресурсы, а в том, чтобы создать правовые, экономические и организационные условия для их функционирования в высоко конкурентной рыночной среде.

Малые и средние предприятия становятся особо важным ключевым звеном в структуре общественного воспроизводственного процесса, без которого нереально обеспечить успешное социально-экономическое развитие общества и рост эффективности производства. Развитие малого предпринимательства отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетающей разные формы собственности и адекватной им модели хозяйствования, в которой реализуется синтез конкурентного и рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства.

За прошедшие десятилетия наглядно видно, что малый бизнес активно внедряется в инновационный процесс. Кроме того, малый бизнес способствует формированию среднего класса, составляющего в мировой хозяйственной системе значительную часть экономически активного населения. Именно с развитием функций малого и среднего бизнеса связано возрастание его роли в экономике ведущих западных стран.

Так как именно инновационная экономика, ядро которой составляют конкурентоспособный малый и средний бизнес, обеспечивает экономическое развитие и достойное представительство страны на мировых рынках, в развитых странах особое внимание уделяется инфраструктуре поддержки, которая должна быть способна оказать квалифицированную помощь всем тем предприятиям, которые могут успешно внедрять новшества и действовать на международных рынках.

Предпринимательство во Франции

Так, например, во Франции, где малое производство исторически занимает наиболее важное место в экономической системе, а инфраструктура поддержки формировалась в ходе их развития и менялась вслед за их потребностями, высока роль государства, которое традиционно играет большую роль в экономике страны и ее регулировании.

Являясь одной из самых прогрессирующих стран Европейского союза, Франция в процессе своего экономического развития выработала множество средств и методов создания правовых, экономических, финансовых и организационных условия для успешного функционирования малого бизнеса в высоко конкурентной рыночной среде. Инфраструктура поддержки данного сектора экономики создавалась во Франции десятилетиями и имеет множество сильных сторон.

Во Франции около половины предприятий относятся к малому бизнесу. Всего же в стране в настоящее время насчитывается более 3 млн. малых предприятий. Для малого предпринимательства Франции характерны крепкие связи с крупными компаниями. Когда-то из многопрофильных фирм выделялись подразделения, которые преобразовывались в дочерние или независимые малые бизнесы. Сейчас же многие малые компании продолжают группироваться вокруг крупных в качестве субподрядчиков: поставщиков комплектующих, технических, ремонтных услуг.

Объединение французских предприятий MEDEF (Mouvement des Entreprises de France) было создано в 1998 году для того, чтобы защитить на национальном уровне интересы предприятий, относящихся к различным отраслям промышленности, торговли и сферы услуг. В настоящее время MEDEF - самая влиятельная организация предпринимателей Франции. В ее состав входит, в том числе Общая конфедерация малых и средних предприятий Франции CGPME, в ряды которой, в свою очередь, входят 820 тыс. предпринимателей. Отдельное подразделение MEDEF - MEDEF International координирует, представляет и продвигает интересы французских предпринимателей на зарубежных рынках. С 2005 года MEDEF возглавляет Лоренс Паризо (Laurence Parisot), которую относят к числу самых влиятельных женщин во Франции.

Важную роль в поддержке малых предприятий играет государственная организация OSEO, в 2005 году объединившая Французское Национальное инновационное агентство ANVAR, Банк развития малого и среднего бизнеса BDPME и Французское общество страхования капиталов Sofaris. OSEO финансирует малые инновационные проекты. Организация также выступает гарантом-поручителем по кредитам, выданным малым и средним предприятиям банками-партнерами. Банки в данном случае тоже несут определенные риски за предоставленный кредит, так как гарантия покрывает лишь его часть - около 40%. Гарантия может достигать и 70% от суммы кредита, если речь идет об очень рискованном этапе жизни малого предприятия - моменте его создания. Система господдержки эффективно работает во Франции уже 25 лет, принося государству доход в виде налогов благополучно развивающихся малых предприятий и растущего количества рабочих мест, обеспечиваемых ими.

Также во Франции особую значимую роль имеет Ассоциация содействию развития промышленности (APRODI), созданная при министерстве промышленности и торговли и занимается поддержкой и обучением сотрудников малых предприятий. При этом все расходы на обучение, связанные с подготовкой кадров, государство старается брать на себя. Также существует специальная картотека, куда могут обратиться представители малого бизнеса и заручиться поддержкой найденного партнера.

Так как малые предприятия играют особо ключевую роль в создании новых рабочих мест, поддержка малого бизнеса является одной из приоритетных задач французского Правительства. Государственная политика стимулирования малого бизнеса включает предоставление налоговых льгот, систему гарантирования кредитов, создание бизнес-инкубаторов, минимизацию бюрократических процедур, обеспечение доступной системы обучения и повышения квалификации предпринимателей.

Французское налоговое законодательство предусматривает применение режима упрощенных и вмененных налогов для малых предприятий. Малые предприятия, имеющие статус юридического лица и принадлежащие физическим лицам, уплачивают налог на доходы по ставке 19%, в отличие от стандартной ставки 33%. Эти предприятия уплачивают НДС, но не ежемесячно, как остальные, а ежеквартально. Вновь созданные малые предприятия на 2 года освобождаются от налога на акционерные общества и от местных налогов. Предприниматели уплачивают по сниженной ставке подоходный налог и налог с инвестируемой части прибыли. На предпринимателей, решивших открыть свой бизнес в дотационных регионах, распространяются льготы, вплоть до освобождения от выплат в фонды социального обеспечения. Малые инновационные предприятия в течение первых 2 лет работы полностью освобождаются от налога на доходы, и, только начиная с 6 года существования, выплачивают этот налог в полной мере. Если открыть собственный бизнес во Франции решает безработный, то система бонусов еще существеннее. Освобождение от налогов продлевается на три года вместо двух, также бесплатно предоставляются консультации специалистов по бухгалтерскому учету, менеджменту, юридическим вопросам. Выдаются льготные кредиты и субсидии, чтобы купить готовый бизнес во Франции. Для предприятий, которым угрожает банкротство, разработана система мер по его предотвращению. Для этого даже создано специальное агентство, которое оказывает консультационные услуги бизнесменам, либо выкупает фирму в государственную собственность. В каждом регионе Франции расположены свободные экономические зоны, в которых условия для ведения бизнеса оптимальны. Кроме этого муниципальные и частные фонды занимаются всесторонней поддержкой малого предпринимательства, и получают за это льготы по уплате налогов.

Во Франции банки имеют обязательство перед государством сообщать обо всех крупных переводах за пределы страны и о сделках с недвижимостью. В случае нарушения законодательства осуществляется уголовный контроль, цель которого выявление финансовых махинаций. Штрафы, предусмотренные для особо злостных нарушителей закона, недоплативших в бюджет значительные суммы налогов, являются жесткой мерой наказания и составляют 40 тысяч евро и тюремное заключение сроком на 5 лет.

Государственная программа, поддерживающая частный бизнес во Франции, привела к стремительному росту количества частных фирм. Более того, мелкий бизнес оказывает достаточно конкурентоспособные услуги, производство оснащено современным оборудованием, используются новейшие технологии и материалы. Для сравнения, еще 20-30 лет назад открыть свое дело могли единицы, при этом о покупке нового оборудования не шло речи. Максимум, что мог себе позволить владелец небольшого предприятия, это списанные устаревшие станки. Сейчас широкое распространение получили комбинированные предприятия по оказанию услуг. Так небольшой частный магазин может иметь пекарню и кафе, бензоколонка включает маленький магазинчик. Сейчас купить бизнес во Франции, значит быть уважаемым человеком, особенно в глубинке, где уровень безработицы наиболее высок. Авторитет хозяев мелких лавочек, автозаправок или парикмахерских столь высок, что они могут влиять на мнения и предпочтения жителей во время выборов.

О себе и переезде


Вадим. Мы приехали в Пятую Республику в 2005 году. У Светланы первое, у меня второе образование педагогическое, есть опыт работы с детьми и подростками. Мы учились, работали и изучили изнутри многие сферы и системы Франции. Поняли, что можем помогать другим.Так появилась идея создать французскую компанию Kampus 5.


О бизнесе


Мы помогаем школьникам, студентам и взрослым приехать во Францию с учебной целью, адаптироваться на месте, также создаем для школьников международные лингвистические программы. Главный офис компании находится в Страсбурге, а география деятельности распространяется по всей Франции.

Агентство работает со странами СНГ и русскоязычными клиентами из других стран. Это объясняется тем, что мы лучше знаем менталитет и желания клиентов.

О преимуществах и сложностях


Начать не сложно, во Франции есть масса ассоциаций, организаций, которые помогают, объясняют, как зарегистрировать компанию, какую юридическую форму выбрать. Первые три года есть возможность льготного налогообложения.

Мы идем в ногу со временем, облегчая бюджет клиентов тем, что работаем на удалении

Сложность заключается в том, что мы работаем онлайн. Клиенты не привыкли к тому, что реально существующая компания находится во Франции, нас нельзя «пощупать» в Астане, Киеве, Минске или Санкт-Петербурге. Мы идем в ногу со временем, облегчая бюджет клиентов тем, что работаем на удалении. Преимущество в том, что Kampus 5 поддерживают и рекомендуют официальные лица и организации России, Казахстана, Белоруссии, Франции и других стран.

Особенности бизнеса


До приезда во Францию мы жили в Западной Сибири и работали в государственных структурах. Поэтому не можем сравнивать ведение бизнеса в двух странах.

Anna de MENTHON, родной город - Алчевск, блогер, @anna_de_menthon



О себе и переезде

Моя первая работа была связана с финансовой деятельностью, я работала в банке. После переехала в Киев, где мне предложили работу во французской туристической компании. Там я и познакомилась с братом будущего мужа и уже седьмой год живу во Франции.

Находясь в декрете, хотелось общения на русском языке и какого-то увлечения. Я решилась на блог о Франции. Писала об этикете, жизни аристократов, традициях, образе жизни, потому что муж принадлежит древнему аристократическому роду. Эта тема хорошо зашла среди подписчиков.

Я начала зарабатывать на рекламе других блогов, французских марок косметики. Когда цифра подписчиков переросла 10 000, я подумала, что пришло время заняться собственным бизнесом. Выбирала между уходовой косметикой и fashion, выбрала второе, так как эта тема мне намного ближе. Одежда - наиболее запрашиваемый продукт среди эстетических потребностей человека.


О бизнесе

Название бутика должно быть легко запоминающимся и часто употребляемым. У меня было три варианта, и среди них фраза Pourquoi Pas - это значит «Почему бы и нет». @pourquoi_pas_shopping

Вначале я ориентировалась на страны Восточной Европы, так как это основная часть подписчиков. Выбирая коллекцию, видела перед собой наших девушек, которые восхищаются Францией, французским стилем, любят женственность, классику и элегантность. Но, как показала практика, основными клиентками стали француженки. Я делаю акцент на винтажный стиль - это классика, которая смотрится стильно и изысканно в современной обстановке. От винтажных изделий всегда веет благородством и энергетикой роскоши.

Самая важная отличительная черта бизнеса во Франции - отклоняясь от закона, откупиться у вас не получится

Особенность бренда в том, что он создан славянской девушкой, но отклик получил у француженок. У меня получилось их заинтересовать, найти подход и угадать предпочтения. Одежда Pourquoi Pas помогает подчеркнуть женственность и шарм, делает женщину элегантной и в то же время характерной à la française. Я в начале пути, но меня радует, что есть постоянные клиенты, которые ждут новых коллекций.

О преимуществах и сложностях

Документально все было достаточно несложно. Сложно было сдавать отчет в налоговую, так как это французский деловой язык. С сайтом тоже пришлось немало повозиться, но это издержки любого бизнеса, особенно в начале пути.


Особенности

Во Франции высокие налоги, в том числе и на доход. Поэтому зарабатывать много здесь невыгодно - большую часть дохода ты отдаешь государству. Это не мотивирует.

Самая важная отличительная черта бизнеса во Франции - отклоняясь от закона, откупиться у вас не получится. Понятия «взятка» в малом бизнесе не существует. Документация должна быть идеальна. Поэтому здесь рискуют меньше.

Эллина Волох, 25 лет, родной город - Новосибирск, совладелица кофейни


О себе и переезде

Во Францию я приехала учиться. Во время учебы подружилась с одной французской семьей. У нас было несколько бизнес-идей, которые хотелось запустить вместе. Мы остановили выбор на небольшой кофейне, ведь в Париже такой малый бизнес пользуется спросом. Здесь много улочек, высокая проходимость и много туристов. Нам всегда нравилось готовить, у нас цех выпечки.

Для иностранцев, если в планы входит проживание во Франции вместе с управлением ресторанным бизнесом, придется получить вид на жительство с правом заниматься выбранной деятельностью. Я же управляю бизнесом из дома в России. К тому же, я не единственный владелец заведения, что облегчает все бизнес-процессы и оформление документов.

О бизнесе

У нас теплая и спокойная атмосфера сочетается с изысканными сортами чая, профессионально приготовленным кофе и превосходной кухней. В кофейне можно попробовать великолепные десерты, которые отличаются от французской кухни.

Сложной и непривычной будет налоговая система

Кофе идеально подходит как для деловых встреч, так и для приятного препровождения в кругу друзей. Поэтому клиентов у нас много. Французы любят вкусно поужинать, пообедать и позавтракать, провести романтическое свидание или отпраздновать день рождения в небольших семейных заведениях.


О преимуществах и сложностях

Главное преимущество Франции - стабильная экономика и понятные правила, документы. Много программ государственной поддержки, а самое большое преимущество - в выходе на другие страны Европы.

Открыть бизнес легко, минимум бюрократической волокиты. И французы хорошо относятся к выходцам из России. Если в России все решают связи, то во Франции ты легко можешь добиться всего трудом и работой. Здесь высокая и здоровая конкуренция среди заведений.

Сложной и непривычной будет налоговая система. Здесь много выплат, поэтому с бухгалтерией разбираются только специалисты. Для ведения бизнеса в стране надо открыть счет на свое имя в местном банке.

Об особенностях

Все особенности - в установлении контактов с поставщиками продуктов, другими бизнесменами, инвесторами. Среди французских бизнесменов есть особые правила. С партнерами легко познакомиться на выставке или форуме. Надо следить за этикетом, внешним видом и речью. На это пристально обращают внимание, что влияет на репутацию.

В деловых связях французы придают большое значение консультациям. Они тщательно готовят документы, проверяют все данные. Поэтому надо быть внимательным в ведении отчетов.

Sp-force-hide { display: none;}.sp-form { display: block; background: rgba(75, 77, 92, 1); padding: 25px; width: 710px; max-width: 100%; border-radius: 0px; -moz-border-radius: 0px; -webkit-border-radius: 0px; font-family: Arial, "Helvetica Neue", sans-serif; background-repeat: no-repeat; background-position: center; background-size: auto;}.sp-form input { display: inline-block; opacity: 1; visibility: visible;}.sp-form .sp-form-fields-wrapper { margin: 0 auto; width: 660px;}.sp-form .sp-form-control { background: #ffffff; border-color: #383839; border-style: solid; border-width: 0px; font-size: 15px; padding-left: 8.75px; padding-right: 8.75px; border-radius: 0px; -moz-border-radius: 0px; -webkit-border-radius: 0px; height: 35px; width: 100%;}.sp-form .sp-field label { color: rgba(153, 153, 153, 1); font-size: 13px; font-style: normal; font-weight: bold;}.sp-form .sp-button { border-radius: 0px; -moz-border-radius: 0px; -webkit-border-radius: 0px; background-color: #cccccc; color: #141414; width: auto; font-weight: 700; font-style: normal; font-family: "Segoe UI", Segoe, "Avenir Next", "Open Sans", sans-serif; box-shadow: none; -moz-box-shadow: none; -webkit-box-shadow: none;}.sp-form .sp-button-container { text-align: center;}

В настоящее время во Франции зарегистрировано около 3 млн. малых и средних предприятий. Из них 1,5 млн. работает в сфере услуг, 780 тыс. -- в торговле, 350 тыс. -- в строительстве, 303 тыс. -- в промышленности. Ежегодно в стране открывается около 250 тыс. малых предприятий, а банкротится 50 тыс. При этом 40-50% новых рабочих мест, создаваемых во Франции, приходится именно на малые предприятия. Из 3-х млн. малых предприятий около 1,5 млн. относится к индивидуальному или семейному бизнесу и обходится вообще без наемного персонала, а на 1200 предприятий трудится менее чем по 10 человек. Доходы фирм и малого бизнеса не имеют четких и законодательных ограничений.

В качестве государственной поддержки малого и среднего бизнеса во Франции можно отметить следующее.

За последние четверть века в стране создана внушительная государственная система стимулирования малого и среднего бизнеса. Новые малые предприятия на два года освобождаются от налогов на акционерные общества и от местных налогов. Для них снижается подоходный налог и налог с инвестируемой части прибыли. Особую лояльность государство проявляет к тем, кто решил открыть свой бизнес в экономически депрессивных зонах. На таких предпринимателей распространяются скидки и отмены выплат в фонды социального обеспечения (здравоохранения, пенсионного фонда, фонда для многосемейных, в кассу пособий для безработных). Для безработных, решивших создать собственный бизнес, разработана своя система поддержки. Они освобождаются от налогов уже не на два, а на три года и на год от обязательных социальных выплат в кассы соцстраха. Безработным, ставшим предпринимателями, выдаются специальные книжки, отрывными чеками из которых можно расплачиваться по менеджменту, юриспруденции, бухгалтерскому учету и т.п. Практически все владельцы малых предприятий могут рассчитывать на получение льготных кредитов, ссуд и субсидий.

Поощрение и создание предприятий и предотвращение их банкротств, является одной из ключевых сфер сотрудничества государства и бизнеса. Этим занимается специальное учреждение -- Национальное агентство по созданию предприятий (АНСЕ), которое не только содействует будущим частным предпринимателям, но и изыскивает возможные скупки предприятий при возникновении угрозы банкротства.

Также государственную помощь при создании предприятий оказывают органы министерств по обустройству территорий, торгово-промышленные палаты, выборные органы местного самоуправления -- региональные и генеральные советы, а также частные фонды, созданные крупными корпорациями, получающими в свою очередь целевые налоговые льготы.

Ведущей организацией, созданной для лоббирования предпринимательского сообщества, является Движение французских предпринимателей. Владельцы малых предприятий достаточно жестко и решительно отстаивают свои права в диалоге с государством, особенно когда дело касается налогов и отчислений во всевозможные фонды.

В условиях мирового финансового кризиса президент Франции Николя Саркози объявил о создании фонда объемом 2 млрд. евро, средства которого будут направлены на инвестиции и кредиты малому и среднему бизнесу. Также было предусмотрено снижение ставки социального налога для малых и средних предприятий и ряд других налоговых послаблений.

В целом же, можно сделать вывод, что условия для развития малого и среднего бизнеса во Франции довольно благоприятны, как и в Испании. Государственная поддержка таким предприятиям оказывается на высоком уровне, как и в США.

Во Франции, где малые и средние производства исторически занимают важное место в экономической системе, а инфраструктура поддержки формировалась в ходе их развития, менялась вслед за их потребностями, высока роль государства, которое традиционно играет большую роль в экономике страны и ее регулировании.

Будучи одной из крупнейших экономик Европейского союза, Франция в процессе своего экономического развития выработала множество средств и методов создания правовых, экономических, финансовых и организационных условия для успешного функционирования МСП в высоко конкурентной рыночной среде. Инфраструктура поддержки данного сектора экономики создавалась во Франции десятилетиями и имеет множество сильных сторон.

Поскольку в России к настоящему моменту не выработана единая концепция развития малого и среднего бизнеса, то особую актуальность приобретает изучение опыта развитых стран Европейского союза по формированию инфраструктуры поддержки МСП. С этой точки зрения, показательным и типичным является опыт Франции, страны, где инфраструктура поддержки малых форм предпринимательства включает в себя как государственные компании, оказывающие финансовую поддержку, так и различные частные компании, оказывающие различного рода услуги, в том числе образовательные, консультационные и пр. Причем осуществляется комплексная поддержка МСП и на внутреннем, и на внешнем рынках.

Малые и средние предприятия занимают важное место во французской экономике, даже если рассматривать только их количество (более 99% от общего количества, причем на микропредприятия и ИЧП приходится 93,55%). При этом заметим, что малый и средний бизнес во Франции существенно изменился за последние 20-30 лет. Ранее небольшие производственные предприятия представляли собой довольно архаичный сегмент рынка, так как их собственники могли позволить себе приобретение либо устаревшего, либо дешевого оборудования. С тех пор ситуация качественно изменилась. Современные малые и средние предприятия, особенно в сфере производства, применяют высокие технологии. Французские МСП вносят значительный вклад в НИОКР, хотя и уступают крупным предприятиям.

При этом можно отметить недостаточную активность французских МСП за рубежом, хотя проводимые во Франции сравнительные исследования предприятий- экспортеров и предприятий, продающих свои товары только на внутреннем рынке, показывают, что первые имеют большие размеры и являются более продуктивными и прибыльными.

Таким образом, политика поддержки малых и средних предприятий ориентирована на решение социальных или экономических проблем Франции, а именно: уменьшение безработицы путем создания новых предприятий, улучшение конкурентоспособности экономики путем увеличения размера и веса МСП и проч.

Правительство и деловые круги Франции осознают, что важно перейти от помощи государства малым предприятиям к политике создания благоприятной среды для предпринимательства. А политика поддержки МСП должна обеспечивать разделение рисков (в особенности финансовых) не только во время создания предприятия, но и во время его развития, а также ограничение сложных административных процедур.

Основным государственным органом, в обязанности которого входит содействие развитию малых предприятий, является Управление торговыми, ремесленными предприятиями и предприятиями по оказанию услуг (Direction des Entreprises commerciales, artisanales et de services), входящее в состав Министерства экономики, финансов и промышленности (Ministere de l"Economie, des Finances et de l"Industrie). Но деятельность французского государства по поддержке малых форм бизнеса дополняется привлечением других партнеров и агентств, как государственных, так и со смешанной структурой, что позволяет затронуть большее число предприятий и найти для них посредника, наиболее адаптированного к конкретным проблемам.

Поскольку Франция является членом Всемирной торговой организации, французское государство не может оказывать поддержку малым предприятиям в форме прямых субсидий, и вынуждено прибегать к косвенным методам. Для этих целей были созданы две организации: OSEO и Coface.

OSEO - государственная организация, образованная в 2005 году после слияния Банка развития малого и среднего предпринимательства (BDPME - la Banque de D?veloppement des PME), Национального агентства поддержки исследований (Anvar - l"Agence nationale de valorisation de la recherche), Агентства промышленных инноваций (AII - l"Agence de l"innovation industrielle) и Французского общества гарантий финансирования малых и средних предприятий (Sofaris - la Societe francaise de garantie des financements des PME). Ее цель - финансирование и поддержка малого и среднего предпринимательства. Так как официальная расшифровка названия этой организации отсутствует, в тексте диссертации мы оставим оригинальное название: OSEO. В 2010 г. OSEO поддержала более 80 тыс. предприятий. Для выполнения этой задачи, OSEO действует в трех взаимодополняющих направлениях:

  • - поддержка инноваций;
  • - финансирование инвестиций и эксплуатационного цикла (совместно с банковскими учреждения;
  • - гарантии банковского финансирования.

Для облегчения доступа малых предприятий к банковским кредитам OSEO готова разделить риски по займам, выдаваемым на создание предприятия, с банками, гарантируя в некотором объеме (40 или 70%) возвратность финансирования или же кредитуя предприятия совместно с банками. Деятельность OSEO в области финансирования и гарантий покрывает три типа потребностей малого бизнеса и его партнеров: долгосрочное кредитование и совместное финансирование с банками, краткосрочное финансирование, различные виды гарантий.

С одной стороны, сложно переоценить деятельность OSEO, так как, например, без гарантии этого учреждения практически никакой банк во Франции не предоставит кредит на создание нового предприятия. С другой стороны, в форумах и статьях можно встретить десятки мнений предпринимателей, которые считают, что их "обманули" банки, которые выдали кредиты на создание их предприятий, OSEO, который их недостаточно информировал, и система в целом, в которой содержится намеренная неясность. Безусловно, речь не идет об обмане, скорее о том, что продукты, которые предоставляет OSEO, не являются простыми и однозначными и те предприниматели, которые во время фазы экономического роста не разобрались, например, с условиями представления гарантий OSEO либо были введены в заблуждение сотрудниками банков, пострадали во время кризиса, когда их предприятия обанкротились.

ОSEO, предоставляет поддержку не только на внутреннем рынке, но и предприятиям, желающим выйти на мировые рынки, однако основной компанией, гарантирующей экспортные риски во Франции, является Сoface (Compagnie francaise d"assurance pour le commerce exterieur - Французская компания по гарантиям для международной торговли), созданная в 1946 году. Coface занимается в основном страхованием кредитов, которое предупреждает и покрывает неплатежи любых предприятий-экспортеров (не только малых и средних). Можно отметить, что с одной стороны, инструменты, предлагаемые французскими правительственными и неправительственными организациями для поддержки деятельности МСП за границей, чрезвычайно разнообразны, но с другой, - довольно сложны для применения, особенно для небольших предприятий, где зачастую наблюдается нехватка персонала, знакомого с тонкостями их использования.

Учрежденный в 2004 г. статус Молодого инновационного предприятия (МИП) дает право лицам, получившим его, на сокращение налогов и отчислений во внебюджетные фонды с высококвалифицированных должностей, таких, как инженеры и исследователи. Чтобы получить данный статус предприятия должны отвечать всем пяти следующим критериям:

  • а) быть МСП;
  • б) быть созданным менее 8 лет назад;
  • в) исследовательские расходы, понесенные за время деятельности предприятия, должны составлять более 15% от общих расходов;
  • г) более чем на 50% принадлежать физическим лицам или другому МСП, которое в свою очередь более чем на 50% принадлежит физическим лицам, обществам регионального развития, обществам по финансированию технологических исследований, внедрению и использованию изобретений и проч.;
  • д) не быть созданным в результате объединения, реструктуризации, возобновления деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в современной Франции сильна политическая воля по увеличению объемов ресурсов, выделяемых на НИОКР. В действительности, особый упор делается на расширение объемов частных НИОКР путем усиления инновационного поведения компаний, особенно МСП. Все меры поддержки соответствуют основным приоритетам и способствуют укреплению тенденции увеличения расходов на создание новых инновационные технологии и преодоление отставания Франции в создании инновационных продуктов и технологий.

Так, одной из самых удачных антикризисных мер было признано создание поста "кредитного посредника". К посреднику могут обратиться предприятия, испытывающие трудности с доступом к кредитным средствам, поскольку в его задачи входит:

  • - государственную поддержку, которую они получают;
  • - оно столкнулось с проблемой финансирования;
  • - предлагать конкретные способы решения в каждом возможном случае;
  • - рассматривать заявки предприятий на местах;
  • - сообщать правительству обо всех серьезных неразрешенных проблемах.

Обращение к посреднику позволяет двум предприятиям из трех (63%) найти финансирование после первоначального отказа. Исследование проведенное Банком Франции показало, что абсолютное большинство предприятий (89%), успешно прошедших через кредитное посредничество, смогли преодолеть кризис, в то время как практически треть компаний, которым не удалось помочь, были признаны несостоятельными в течение следующего года.

Учитывается или нет данная публикация в РИНЦ. Некоторые категории публикаций (например, статьи в реферативных, научно-популярных, информационных журналах) могут быть размещены на платформе сайт, но не учитываются в РИНЦ. Также не учитываются статьи в журналах и сборниках, исключенных из РИНЦ за нарушение научной и издательской этики."> Входит в РИНЦ ® : да Число цитирований данной публикации из публикаций, входящих в РИНЦ. Сама публикация при этом может и не входить в РИНЦ. Для сборников статей и книг, индексируемых в РИНЦ на уровне отдельных глав, указывается суммарное число цитирований всех статей (глав) и сборника (книги) в целом."> Цитирований в РИНЦ ® : 0
Входит или нет данная публикация в ядро РИНЦ. Ядро РИНЦ включает все статьи, опубликованные в журналах, индексируемых в базах данных Web of Science Core Collection, Scopus или Russian Science Citation Index (RSCI)."> Входит в ядро РИНЦ ® : нет Число цитирований данной публикации из публикаций, входящих в ядро РИНЦ. Сама публикация при этом может не входить в ядро РИНЦ. Для сборников статей и книг, индексируемых в РИНЦ на уровне отдельных глав, указывается суммарное число цитирований всех статей (глав) и сборника (книги) в целом."> Цитирований из ядра РИНЦ ® : 0
Цитируемость, нормализованная по журналу, рассчитывается путем деления числа цитирований, полученных данной статьей, на среднее число цитирований, полученных статьями такого же типа в этом же журнале, опубликованных в этом же году. Показывает, насколько уровень данной статьи выше или ниже среднего уровня статей журнала, в котором она опубликована. Рассчитывается, если для журнала в РИНЦ есть полный набор выпусков за данный год. Для статей текущего года показатель не рассчитывается."> Норм. цитируемость по журналу: 0 Пятилетний импакт-фактор журнала, в котором была опубликована статья, за 2018 год."> Импакт-фактор журнала в РИНЦ:
Цитируемость, нормализованная по тематическому направлению, рассчитывается путем деления числа цитирований, полученных данной публикацией, на среднее число цитирований, полученных публикациями такого же типа этого же тематического направления, изданных в этом же году. Показывает, насколько уровень данной публикации выше или ниже среднего уровня других публикаций в этой же области науки. Для публикаций текущего года показатель не рассчитывается."> Норм. цитируемость по направлению: 0