Трудовой кодекс раздел x. Предложены поправки в трудовой кодекс, касающиеся сферы охраны труда

В скором времени трудовое законодательство в сфере охраны труда ожидают значительные изменения. Минтруд России подготовил роект федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ (в части совершенствования механизмов предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права)» . Сейчас поправки проходят процесс согласования в различных ведомствах.

Существенное обновление ожидает раздел «Охрана труда». Кроме того, содержание и других глав Кодекса несколько изменится.

Мы изучили, какие же глобальные нововведения ждут нас в будущем. Предлагаем нашим читателям ознакомиться с наиболее интересными из них.

В новой редакции раздела «Охрана труда» подробно разъяснено какие подзаконные нормативные правовые акты содержат государственные нормативные требования охраны труда . Это правила по охране труда; единые типовые нормы бесплатной выдачи работникам средств индивидуальной защиты; государственные санитарно-эпидемиологические правила и гигиенические нормативы, устанавливающие нормативы факторов производственной среды и трудового процесса.

Устанавливается п раво работника на получение информации об условиях и охране труда. Работодатель, государственные органы обязаны оповещать работников о существующем профессиональном риске и его уровне, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, имеющихся на рабочем месте. Форма и содержание информационных материалов утверждаются Министерством труда.

В поправках появилась глава, посвященная системе управления охраной труда (СУОТ) у работодателя. Напомним, типовое положение о СУОТ утверждено Приказом Минтруда России от 19.08.2016 N 438н . В этом документе, как и в изменениях к ТК РФ, также уточняется процедура утверждения политики работодателя в области охраны труда. Политика является публичным подтверждением работодателя выполнения обязательств по обеспечению безопасности работников.

Существенным обновлением является изменение численности работников организации, при которой создаётся служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда. Ранее она была равна количеству в 50 человек, теперь будет – 100 человек. В случае более меньшей численности разрешается заключать гражданско-правовой договор на оказание услуг по охране труда. К слову, для помощь руководителям в создании службы по охране труда в организации сейчас действуют «Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях», утвержденные Постановлением Минтруда от 22 января 2001 г. N 10 . Документ предназначен для определения и обоснования необходимой численности работников этой службы, установления должностных обязанностей, распределения работы между исполнителями.

Кроме того, теперь работники службы охраны труда будут обязаны подтверждать соответствие своей квалификации требованиям профессионального стандарта в порядке независимой оценки квалификации . Такая оценка должна проводится в специализированных центрах оценки квалификации. Неясно, почему в Кодексе прописана именно обязательность этой процедуры. Ведь ранее Минтруд утверждал, что независимая оценка квалификации проходит в добровольном порядке . К слову, данное новшество, согласно законопроекту, планируют ввести в действие с 1 января 2021 года.

В тексте законопроекта также объяснено какие существуют услуги по охране труда и требования к порядку их оказания. К таким услугам относится аутсорсинг по охране труда , обучение по охране труда в образовательных организациях и проведение специальной оценки условий труда.

Учет микроповреждений теперь тоже в обязательном порядке должен проводиться на предприятии. К микроповреждениям (микротравмам) относятся повреждения здоровья работников, приведшие к частичному ограничению трудоспособности, возможно даже их переводу на другую работу в течение одного рабочего дня без оформления листка нетрудоспособности. В настоящий момент нет каких-либо НПА, регламентирующих порядок действий при микротравмах. Некоторые организации ведут учет микротравм в отдельных журналах. Рекомендуется заносить сведения о дате, времени и месте получения микротравмы, обстоятельства произошедшего, вероятную причину получения повреждения. Как правило, подобные травмы работники получают по собственной неосторожности либо при неиспользовании СИЗ.

Работодателей ожидает оптимистичная новость. Статья 358, посвященная обязанностям государственных инспекторов труда, дополнится требованием при выявлении впервые совершенного нарушения (не связанного с задолженностью по заработной плате или угрозой причинения вреда жизни и здоровью работников, угрозой техногенного характера, возможным имущественным ущербом) выносить работодателю лишь предупреждение.

Также планируется создание Федеральной информационной системы управления контрольно-надзорной детальностью . Недавно, мы уже писали о ней . Как раз при помощи этой системы и будет производиться еще одна новая процедура - внутренний контроль (самоконтроль) работодателя . Сама процедура самоконтроля – добровольна. В рамках этой процедуры работодатель будет оценивать соответствие своей деятельности обязательным требованиям трудового законодательства и иных НПА с помощью контрольных листов. Внутренний контроль с последующим оформлением заключения и рекомендаций может осуществлять в электронном виде. Типовые формы «чек-листов» на данный момент находятся в стадии разработки. О результатах самоконтроля нужно будет сообщать в ГИТ. Эти данные помогут им определить категорию риска предприятия.

Предложенные поправки направлены на совершенствование механизмов стимулирования работодателя к улучшению условий труда, а также развитие системы надзора за соблюдением требований трудового законодательства.

Будем надеяться, что обновленные требования подкрепятся вновь разработанными или переработанными нормативными правовыми актами для более качественного внедрения изменений в трудовой процесс.

Противоречия и неточности, неоднозначное толкование целого ряда правовых норм остаются в прошлом (Федеральный закон от 17.07.1999 № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в РФ») с вступлением в действие Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ».

Среди новшеств вступившего в действие Закона, пожалуй, самое существенное – организация службы охраны труда: должность специалиста по охране труда вводится, если численность работников более 50 человек (раньше – 100 человек). Одновременно в ст. 217 ТК РФ введено право руководителя организации или индивидуального предпринимателя самостоятельно (лично) осуществлять охрану труда. Как и ранее, работодатель может привлечь для осуществления охраны труда специализированную организацию, но теперь установлено, что она должна иметь аккредитацию.

Из наиболее значимых изменений в разделе охраны труда, в ст. 209 ТК РФ, введены новые понятия: Требования охраны труда, государственная экспертиза условий труда, аттестация рабочих мест , которые ранее содержались в Федеральном законе от 17.07.1999 № 181-ФЗ «Об охране труда в РФ». В этой статье требования охраны труда определяются как «государственные нормативные требования» и уточняется, что они должны быть установлены правилами и инструкциями по охране труда. Эти определения в сравнении с прежней редакцией Кодекса четко устанавливают и юридически закрепляют позицию государства и обязывают работодателей разрабатывать локальные акты в соответствии с государственными нормативами требований охраны труда, в связи с чем они становятся обязательными как для работодателей, так и для работников. За неисполнение правовых норм по соблюдению технических и технологических правил безопасности труда, санитарно-гигиенических норм виновные могут быть привлечены к ответственности. В новой редакции ст. 212 ТК РФ более четко указаны Требования к выдаче специальной одежды. Если ранее оговаривалось, что спец-одежда, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты (СИЗ), смывающие и обезвреживающие средства выдаются за счет средств работодателя, то теперь СИЗ должны быть сертифицированы, то есть отвечать требованиям государственных стандартов, санитарных правил. В этой же статье для работодателя закреплено такое положение, как доставка работника, заболевшего на рабочем месте, в медицинское учреждение, а также оказание ему первой помощи.

В разделе охраны труда ТК РФ появилась новая ст. 216.1. Ее нормы частично взяты из ст. 21 Закона от 17.07.1999 № 181-ФЗ «Об охране труда», который утрачивает силу по истечении 90 дней после официального опубликования Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ. Государственная экспертиза условий труда Российской Федерации представляет собой систему государственных органов, осуществляющих экспертную деятельность по условиям труда на федеральном и региональном уровнях. На федеральном уровне государственная экспертиза условий труда проводится федеральными органами исполнительной власти, а на региональном уровне – органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведающими вопросами охраны труда. Согласно данной статье основными задачами органов, осуществляющих государственную экспертизу условий труда в Российской Федерации, являются:

    контроль над условиями и охраной труда, над качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, правильности предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда; подготовка предложений об отнесении организаций к классу профессионального риска в соответствии с результатами сертификации работ по охране труда в организациях; проведение государственной экспертизы условий труда на рабочих местах, при проектировании строительства и реконструкции производственных объектов, при производстве и внедрении новых технологий и техники, а также по запросам органов государственного надзора и контроля и судебных органов, органов управления охраной труда, работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов.

На органы, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, возложены функции: контроля условий и охраны труда, качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, правильности предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда; фактических условий труда работников, в том числе в период, непосредственно предшествующий несчастному случаю на производстве.

Работникам подразделений государственной экспертизы условий труда предоставляются права:

    беспрепятственно посещать при наличии удостоверения установленного образца предприятия всех организационно-правовых форм, притом допуск означенных работников в режимные организации должен осуществляется в установленном порядке; запрашивать и безвозмездно получать от руководителей и иных должностных лиц организаций необходимую для выполнения своей деятельности документацию; проводить государственную экспертизу условий труда и готовить заключения о соответствии условий труда нормативным требованиям охраны.

Тем самым государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда. Государ-ственное управление охраной труда осуществляется Федеральными органами исполнительной власти. Положение о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации утверждено Постановлением Правительства РФ от 25.04.2003 № 244.

Претерпела изменения ст. 217 ТК РФ. Теперь на должность специалиста по охране труда принимаются или (назначаются) лица с квалификацией инженера по охране труда, подтвержденной соответствующим удостоверением. В случае отсутствия у работодателя службы охраны труда или штатного специалиста эти функции должен осуществлять руководитель организации или индивидуальный предприниматель (лично). Эта норма появилась с введением Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ. Руководитель может также заключить гражданско-правовой договор с организаций или специалистом по охране труда. Причем работодатель не может привлекать к осуществлению работ любые организации по охране, а только специализированные и прошедшие государственную аккредитацию. Поскольку за последнее время участились несчастные случаи на производстве с тяжелыми последствиями, а также со смертельными исходами, возможно, из-за недостаточной квалификации руководящих специалистов охраны труда, законодательством введена специальная норма по аккредитации организаций, оказывающих услуги охраны труда. Государство усиливает роль службы охраны труда и тех мероприятий, которые она должна проводить на предприятии (например, вводный первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, целевой и внеплановый инструктажи по охране труда и др.). Помимо Трудового кодекса, который устанавливает требования к службе охраны труда, действует ГОСТ Р12.0.006-2002 «Общие требования к управлению охраной труда в организации» и «Об утверждении рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации, утв. Постановлением Минтруда РФ от 08.02.2000 № 14; Приказ Минздравсоцразвития РФ от 21.04.2005 № 290 «Об организации мероприятий по проведению обучения по охране труда отдельных категорий застрахованных в 2005 году», Постановление Минтруда РФ от 13.01.2003 № 1, Минобразования РФ №29 «Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний и требований охраны труда работников организации».

Статья 218 ТК РФ практически не изменилась в сравнении с прежней ее редакцией. В ней указывается, что по инициативе работников и (или) по инициативе работодателя могут создаваться комитеты (комиссии) по охране труда. Однако в Кодексе идет отсылочная норма на типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда, которое утверждается федеральным органом исполнительной власти. Обращаем внимание на то, что прежнее положение признано утратившим силу (Постановление Минтруда РФ от 12.10.1994 № 64 «О рекомендациях по формированию и организации деятельности совместных комитетов (комиссий) по охране труда, создаваемых на предприятиях, в учреждениях и организациях с численностью работников более 10 человек»). Взамен этого документа принят Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.05.2006 № 413 «Об утверждении Типового положения о комитете (комиссии) по охране труда». Комитет создается на паритетной основе из представителей работодателей, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов и осуществляет свою деятельность в целях организации сотрудничества и регулирования отношений работодателей и работников и (или) их представителей в области охраны труда на предприятии. Инициатором создания комитета может выступать любая из сторон. Представители работников выдвигаются в комитет, как правило, из числа уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессионального союза или трудового коллектива. В новом Типовом положении содержатся более подробные рекомендации по созданию комитетов по охране. Тем самым законодатель устанавливает выбор для руководителя и работников предприятия самостоятельно решать вопрос о необходимости создания комитетов (комиссий).

В ст. 219 ТК РФ добавлена норма о размерах компенсаций при работе с вредными и (или) опасными условиями труда. Она устанавливается Правительством России с учетом мнения трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Под компенсацией следует понимать преимущества и льготы, предоставляемые работникам с тем, чтобы предотвратить и нейтрализовать неблагоприятные последствия тяжелых, вредных и (или) опасных условий труда, неустранимых при современном техническом уровне производства и организации труда. К компенсации относятся повышенная оплата труда, сокращенная продолжительность рабочего времени, дополнительные отпуска. В то же время, на наш взгляд, к ней можно отнести обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, бесплатным молоком и лечебно-профилактическим питанием, а также льготы санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников. В ст. 212 ТК РФ указано, что в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных аттестацией или государственной экспертизой, компенсация работникам не устанавливается. Эта норма действовала и до введения Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ. Она аналогично регулировалась: 1. Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утв. Постановлением Минтруда РФ от 14.03.1997 № 12. 2. Распоряжением вице-мэра от 23.06.2004 № 10-РВМ «Об утверждении рекомендаций по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях города Москвы».

На данный момент действует список производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день. Этот документ был утвержден Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22. Согласно Списку производств, профессий и должностей к вредным условиям труда относятся: пищевая промышленность, различные химические предприятия, микробиология, сварочные, малярные работы, радиотехника, ювелирное производство и так далее. Опасной была признана работа со стеклом, алмазами, фарфором и работа по строительству метрополитена, туннелей и подземок. Транспорт, связь, полиграфия, нефтяная и газовая промышленность также попали в этот список. В общем, практически во всех сферах деятельности есть опасные и вредные факторы. С 1974 г. Список не раз дополняли, в нем есть и существенные поправки – они связаны с появлением новой техники и технологий. Например, позже в него вошли работы с кино - и фотопленкой, синтетическими красителями, химическими реактивами, медикаментами, витаминами, биологическими препаратами. Работодатель обязан проводить аттестацию рабочих мест в соответствии со ст. 212, 219 Трудового кодекса и обязан информировать работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске для здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты. А работник имеет право на получение достоверной информации (ст. 21 ТК РФ). Государственный контроль за проведением аттестации рабочих мест по условиям труда возложен на Комитет общественных связей города Москвы, ведающий вопросами охраны труда и осуществляющий государственную экспертизу условий труда.

Для того чтобы установить, имеет ли работник право на льготы, фирма может самостоятельно провести аттестацию рабочих мест. Контроль над проведением аттестации рабочих мест возлагается на Государственную экспертизу условий труда. Если у самой фирмы нет технических возможностей, чтобы определить степень тяжести рабочего процесса, то она может привлечь специалистов из центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора, лабораторий Государственной экспертизы условий труда и др., аккредитованных на право проведения таких мероприятий. В случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест по условиям труда или заключением государственной экспертизы по условиям труда, компенсация работникам не устанавливается (ст. 219 ТК РФ). Так что, если в организации устранены вредные и (или) опасные производственные факторы, например, в связи с совершенствованием техники и технологии, и это подтверждено результатами аттестации, то компенсация не выплачивается. Хотелось бы обратить внимание на то, что вредные факторы во многих отраслях экономики при современном техническом уровне производства и организации труда устранить практически невозможно (например, при подземных работах в шахтах, при добыче нефти и газа, в химической промышленности и. т. д.).

Согласно ст. 226 ТК РФ увеличился процент средств, направляемых на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений). Такое финансирование осуществляется в размере не менее 0,2 процента от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Ранее было не менее 0,1 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, – в размере не менее 0,7 процента суммы эксплуатационных расходов. Порядок расследования и учет несчастных случаев на производстве определяется ст. 227–231 ТК РФ, причем эти статьи претерпели некоторые изменения. Законодатель более четко сгруппировал имевшиеся нормы, что облегчает их прочтение. Расследование несчастных случаев на производстве является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда. Результаты расследования, оформленные в соответствии с требованиями законодательства, являются основанием для защиты законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Таким образом, принимая данные поправки, государство обеспечивает работникам их конституционное право на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда. Притом конкретизируя данное право, государство одновременно устанавливает его гарантии и возлагает на работодателя обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда работников, а также предусматривает необходимость надзора и контроля над соблюдением требований охраны труда, допускающих самозащиту работниками трудовых прав, и устанавливает ответственность лиц, виновных в нарушениях требований охраны труда.

  • Кадровое делопроизводство

Ключевые слова:

1 -1

Лекция проводится с применением текста первоисточника Трудовой кодекс РФ №197-ФЗ от 30.12.2001г.

Законодательство о труде и ох­ране труда является основой управ­ления охраной труда. Оно вклю­чает в себя целый ряд законов, ос­новным из которых является Трудовой кодекс (2001 г.). Нормы закона направлены на обеспечение сохранения жизни и здоровья ра­ботников в процессе трудовой дея­тельности. Согласно Федерально­му закону ТК РФ, каждый работник Рос­сийской Федерации имеет право:

    на рабочее место, защищен­ное от воздействия вредных или травмоопасных производственных факторов, которые могут вызвать производствен­ ную травму, профессиональ­ное заболевание или снижение работоспособности;

    на возмещение вреда, причи­ненного ему увечьем, профес­сиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением им трудовых обязанностей;

    на получение достоверной ин­формации от работодателя, го­сударственных и обществен­ных органов о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте работника, о существую­щем риске повреждения здо­ровья, а также о принятых ме­рах по его защите от воздейст­вия вредных и травмоопасных производственных факторов;

    на отказ без каких-либо не­обоснованных последствий для него от выполнения работ в случае возникновения непо­средственной опасности для его жизни и здоровья до уст­ранения этой опасности;

    на обеспечение средствами кол­лективной и индивидуальной защиты в соответствии с требо­ваниями законодательных ак­тов об охране труда за счетсредств работодателя.

Права работников на охрану труда детализированы в Трудовом кодексе РФ. Это, в частности, касается режимов труда и отдыха, льгот женщин и лиц, моложе 18 лет, льгот и компенсаций при вред­ных (и) или опасных работах, ор­ганизационных мероприятий по профилактике профессиональных заболеваний и травматизма. В Тру­довом Кодексе РФ вопросы охраны труда нашли отражение в целом ряде разделов, таких как "Общие положения", Социальное партнер­ство в сфере труда", "Трудовой до­говор", "Рабочее время", "Время от­дыха ", "Трудовой распорядок. Дис­циплина труда", "Охрана труда", "Особенности регулирования труда отдельных категорий работников", "Защита трудовых прав работни­ков. Разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение трудового законодательства".

В разделе "Общие положения" констатируется, что каждый ра­ботник имеет право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; на от­дых; на обязательное социальное страхование; на возмещение ущер­ба, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей; на судебную защи­ту своих трудовых прав и др.

При поступлении на работу сле­дует помнить основные положения раздела "Трудовой договор", соглас­но которым в указанном докумен­те должны быть представлены ха­рактеристики условий труда, ком­пенсации и льготы (в случае тяжелых, вредных и (или) опасных ра­бот), режим труда и отдыха (если они отличаются от общепринятых в организации), виды и условия социального страхования. Заклю­чение трудового договора допуска­ется с лицами, достигшими возрас­та 16 лет (возможно заключение договора с лицами, достигшими 15 лет, в случаях получения ос­новного общего образования либо оставления в соответствие с феде­ральным законом общеобразова­тельного учреждения. С согласия одного из родителей (опекуна, по­печителя) и органа опеки и попе­чительства трудовой договор мо­жет быть заключен с учащимися, достигшими возраста 14 лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняю­щего вреда их здоровью и не нару­шающего процесса обучения).

Согласно статьям раздела "Ох­рана труда"идя всех поступающих на работу лиц, а также для работ­ников, переводимых на другую ра­боту, работодатель или уполномо­ченное им лицо обязаны прово­дить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безо­пасным методам и приемам вы­полнения работ и оказания пер­вой помощи пострадавшим. При работе с вредными и (или) опасными условиями труда работодатель обязан обеспечить обучение по­ступающих на работу безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а также проведение периодического обу­чения по охране труда с провер­кой знаний в течение всего перио­да работы.

В этом же разделе зафиксиро­ваны обязанности работника и работодателя в области охраны труда. Каждый работник обязан:

    соблюдать правила и инструкции по охране труда;

    правильно применять средства индивидуальной и коллектив­ной защиты;

    проходить обучение методам и приемам выполнения работ по охране труда, оказанию первой помощи при несчастных слу­чаях на производстве, инст­руктаж по охране труда с про­веркой знаний требований ох­раны труда;

    немедленно извещать своего непосредственного или выше­ стоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшед­шем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о прояв­лении признаков острого про­фессионального заболевания (отравления);

    проходить обязательные пред­варительные (при поступлении на работу) и периодические медосмотры, если работа явля­ется тяжелой, опасной или вредной. Следует иметь в ви­ду, что работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными усло­виями труда (в том числе и на подземных работах), а также на работах, связанных с движени­ем транспорта, проходят обязательные предварительные при поступлении на работу и пе­риодические медицинские ос­мотры для определения при­годности их к поручаемой ра­боте и предупреждения про­фессиональных заболеваний.

В разделе "Трудовой распорядок «Дисциплина труда» отмечается, что само понятие "дисциплины труда" включает в себя выполнение работниками требований Трудо­вого кодекса РФ (в том числе по вопросам охраны труда), а их на­рушение влечет за собой наложение на виновных дисциплинарной ответственности от замечания и выговора до увольнения с работы.

Если работнику нет 18 лет, то следует обратить внимание на со­держание главы "Особенности ре­гулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет" раздела "Особенности регулирова­ния труда отдельных категорий работников", где рассмотрены льготы и ограничения, связанные с вопросами охраны труда, кото­рые предусмотрены для данной возрастной категории.

Так, например, запрещается применение труда лиц моложе 18лет на тяжелых работах и на работах с вредными или травмоопасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, вы­полнение которых может причи­нить вред их нравственному раз­витию (в игорном бизнесе, ноч­ных кабаре и клубах, в производ­стве, перевозке и торговле спирт­ными напитками, табачными изделиями, наркотическими и ток­сическими препаратами). Запре­щается привлекать работников моложе 18 лет к ночным, сверх­урочным работам и работам в вы­ходные дни.

Работникам моложе 18 лет еже­годный оплачиваемый отпуск уста­навливается продолжительностью не менее 31 календарного дня и может быть использован ими в лю­бое удобное для них время года.

Лица моложе 18 лет принима­ются на работу лишь после пред­варительного обязательного ме­дицинского осмотра и, кроме то­го, подлежат ежегодному обяза­тельному медицинскому осмотру за счет средств работодателя.

В главе "Коллективные договора и соглашения"раздела "Социальное партнерство в сфере труда" гово­рится о возможности включения в договор взаимных обязательств работодателя и работников, ка­сающихся улучшения условий и охраны труда работников, в том числе женщин и подростков. В том же разделе отмечается право работников на участие в разработ­ке и принятии коллективного до­говора (глава "Участие работни­ков в управлении организацией"). Согласно последней каждый ра­ботник может вносить свои пред­ложения по улучшению условий и охраны труда в своем подразделе­нии и, в частности, на своем ра­бочем месте.

Основные обязанности работодателя по охране труда перечислены в . К ним, в частности, относятся обеспечение безопасности работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, приобретение и выдача за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, организация контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, проведение специальной оценки условий труда и т. д. Вместе с тем предприниматели все чаще обращаются к порталу за информацией по вопросам применения отдельных положений , в том числе связанных с охраной труда. В связи с этим мы решили напомнить, какие меры в области охраны труда должна обязательно предпринять организация.

Специалист или служба в области охраны труда?

Действующим законодательством не установлены случаи, когда работодатель обязан создавать службу в области охраны труда, а когда в организации достаточно предусмотреть должность соответствующего специалиста. У каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, должна быть создана служба охраны труда или введена должность специалиста по охране труда (). Однако оптимальное количество работников на предприятии, осуществляющих функции в сфере охраны труда, по общему правилу, определяется с учетом характера условий труда, тяжести и опасности производственного процесса, численности работников организации в соответствии с (далее – Нормативы численности работников). Так, в организациях, в которых насчитывается менее 700 работников, функции в сфере охраны труда могут выполнять отдельные специалисты по охране труда. В организациях с большей численностью работников эти функции могут выполнять бюро охраны труда (штат: 3-5 единиц, включая должность начальника) или отдел охраны труда (от 6 единиц и более) ( , ).

При этом, если численность работников не превышает 50 человек, функции специалиста по охране труда может осуществлять сам руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник, или организация либо специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору ().

Специалист по охране труда: особенности приема на работу

Рассмотрим частый случай, когда в организации учреждается должность специалиста по охране труда. В первую очередь, для этого работодателю необходимо ввести в штат новую должность, издав приказ о внесении изменений в штатное расписание. После чего ему следует разработать должностную инструкцию и заключить со специалистом трудовой договор. При этом следует учесть, что специалист в области охраны труда в структуре штатного расписания должен быть в прямом подчинении у руководителя организации, ведь обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя ().

Кроме того, при введении новой штатной единицы необходимо руководствоваться требованиями раздела " " Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, в частности нужно обратить внимание на наименование должности – специалист по охране труда. Только такое наименование должно указываться в трудовом договоре, штатном расписании и трудовых книжках, то есть в строгом соответствии со справочником. При этом, если ГИТ в ходе проверки выявит несоответствие наименования должности требованиям, указанным в квалификационном справочнике – то есть будут нарушены требования , к работодателю могут быть применены меры инспекторского реагирования.

Напомним, что нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц и ИП в размере до 5 тыс. руб., на юридических лиц – до 80 тыс. руб. ().

Что же касается должностной инструкции специалиста, то ее разработать несложно. Фактически все требования, которые содержатся в соответствующем профессиональном стандарте, необходимо включить в этот документ (приказ Минтруда России от 4 августа 2014 г. № 524н " "). Так, например, трудовыми функциями для специалиста по охране труда являются нормативное обеспечение системы управления охраной труда, контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, распределение полномочий, ответственности, обязанностей по вопросам охраны труда и обоснование ресурсного обеспечения и т. д. При этом ответы на многие вопросы о применении профстандартов можно найти в и информации Минтруда России от 10 февраля 2016 г. " ".

Как предотвратить неправомерные действия надзорных органов в ходе проверки? Пользователи системы ГАРАНТ могут получить оперативную помощь экспертов по телефону, подключив новый продукт "Советы экспертов. Проверки, налоги, право "

Служба охраны труда: пошаговая инструкция

На практике службы охраны труда в организациях с численностью менее 700 работников создаются в основном на вредных производствах, в условиях тяжелых или опасных условий труда. Для тех организаций, на кого распространяются положения о создание службы охраны труда (), предлагаем пошаговую инструкцию:

Ввести в структуру организации самостоятельное подразделение, состоящее из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) службы, издав приказ о внесении изменений в штатное расписание.

Установить численности штатных сотрудников и организационной структуры службы.

Определить круг задач, которые будет решать служба, разработав на каждого сотрудника должностную инструкцию.

Подготовить нормативную и методическую базы для обеспечения работы службы.

Предусмотреть организацию кабинета по охране труда, оснащенного необходимой нормативной правовой и справочной литературой по охране труда (для проведение обучения, инструктажа, семинаров, лекций, выставок).

Деятельность службы охраны труда строго регламентирована действующим законодательством (Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации, далее – Рекомендации). Например, в разделах 3-4 Рекомендаций закреплены основные функции службы охраны труда и права работников службы.

Напомним, что в качестве альтернативы руководитель организации может возложить обязанности по охране труда на штатного работника, который после соответствующего обучения и проверки знаний наряду с основной работой будет выполнять должностные обязанности специалиста по охране труда.

Кроме того, руководитель вправе заключить договор со специалистами или с аккредитованными организациями, оказывающими услуги в области охраны труда ().

Какие локальные нормативные акты в сфере охраны труда должны быть обязательно разработаны в организации?

Трудовое законодательство требует от работодателя обеспечить разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа, а также подготовить комплект нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности (). Таким образом, работодатель в порядке исполнения обязанностей в области охраны труда разрабатывает и утверждает ряд документов. Назовем их:

  • Приказ о создании службы охраны труда (или введении в штатное расписание должности специалиста по охране труда);
  • Положение о службе охраны труда (). В нем прописываются основные задачи, функции службы, права и обязанности работников, порядок взаимодействия с другими подразделениями организации, ответственность за невыполнение должностных обязанностей;
  • Должностные инструкции сотрудников службы охраны труда. Этот документ утверждается руководителем организации, а работник должен лично ознакомиться с документом и оставить отметку об этом ();
  • Инструкции по охране труда работника и перечень инструкций по охране труда, действующих в данной организации. Процедура разработки и утверждения инструкций начинается с издания руководителем организации приказа, в котором определяются перечень инструкций, сотрудники, ответственные за разработку и сроки исполнения. утверждены (далее – Методические рекомендации), которые регламентируют порядок разработки инструкций по охране труда, порядок их утверждения и требования к их содержанию. Инструкции разрабатывается на основе межотраслевой или отраслевой типовой инструкции или правил по охране труда (). Например, Минтрансом России 11 марта 1993 г. утверждена , постановлением Минтруда России от 24 мая 2002 г. № 36 – .
  • Положения о системе управления охраной труда (приказ Минтруда России от 19 августа 2016 г. № 438н " ");
  • Приказ о порядке проведения обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда, журналы регистрации инструктажа (вводного, первичного, повторного, при необходимости внепланового, целевого) ( , ). Напомним, что конкретный порядок, условия, сроки и периодичность проведения всех видов инструктажей по охране труда работников отдельных отраслей и организаций регулируются соответствующими отраслевыми и межотраслевыми нормативными правовыми актами по безопасности и охране труда ( , );
  • Личные карточки учета выдачи сертифицированных средств индивидуальной защиты (абз. );
  • Приказ о перечне профессий и работ, при поступлении на которые работник должен пройти предварительный медицинский осмотр, график периодических медицинских осмотров в отношении работников, для которых такие осмотры являются обязательными ().
  • Журнал регистрации несчастных случаев на производстве ().
  • Добавим, что перечень документов может варьироваться в зависимости от специфики деятельности организации и ИП. Однако по каждому отдельному мероприятию в организации в сфере охраны труда руководитель своим приказом должен утвердить отдельный документ.

При этом работники должны быть ознакомлены с действующими у работодателя локальными актами по охране труда, непосредственно связанными с обусловленной трудовым договором трудовой функцией (). Факт ознакомления подтверждается подписью сотрудника.

Специальная оценка условий труда

Работодатель обязан обеспечить проведение в соответствии с действующим законодательством (). В то же время специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физлицами, не являющимися ИП ( (далее – Закон № 426-ФЗ). При этом отметим, что дистанционный работник – это не сотрудник филиала в регионе, а тот, с кем заключен договор о дистанционной работе (). Однако в отношении других категорий работников специальная оценка условий труда проводится в обязательном порядке в соответствии с требованиями с учетом особенностей осуществления отдельных видов деятельности.

Обязанность организовать и профинансировать проведение спецоценки труда возлагается непосредственно на работодателя. Проведение самой спецоценки осуществляется совместно работодателем и организацией или организациями, допущенными к деятельности по проведению спецоценки, привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора. проведения спецоценки условий труда утверждена . По результатам ее проведения устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах ( , ). Так, согласно спецоценка на рабочем месте проводится не реже чем один раз в 5 лет, если иное не установлено законодательством. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении оценки.

Кроме того, работодатель обязан в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда организовать ознакомление работников с результатами отчета на их рабочих местах, в течение трех рабочих дней уведомить об утверждении отчета организацию, проводившую оценку, и в срок не позднее чем в течение 30 календарных дней организовать размещение результатов проведения специальной оценки условий труда на своем сайте в Интернете ().

Какие условия труда должен обеспечить на предприятии работодатель?

Одна из основных обязанностей работодателя – обеспечение безопасности и условий труда (). Рассмотрим, какие конкретные обязанности в сфере охраны труда возлагаются законом на работодателя.

Так, работодатель обязан приобретать за собственный счет и выдавать работникам сертифицированную спецодежду, индивидуальную защиту, смывающие и обеззараживающие средства в соответствии с установленными нормами. Порядок обеспечения средствами индивидуальной защиты установлен Межотраслевыми правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты.

Добавим, что в России действует ряд специальных правил, которые содержат основные требования, касающиеся санитарно-эпидемиологического благополучия населения (СанПиН). Каждому предпринимателю при организации труда работников надлежит руководствоваться теми правилами, которые непосредственно касаются сферы его деятельности.

В частности, обязательными являются требования к условиям работы с оргтехникой. Чтобы избежать штрафов, работодатель должен соблюсти ряд условий при обустройстве рабочих мест. Например, площадь рабочего места сотрудников не может быть менее 4,5 кв. м (если установлен плоский монитор) или менее 6 кв. м (если рабочее место оборудовано монитором старого типа, с кинескопом). А после каждого часа работы помещение следует проветривать (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 " "). Более подробно о том, какие еще санитарные нормы и правила действуют для офисных работников, а также об ответственности работодателя за их несоблюдение, узнайте из нашей инфографики.

Какая ответственность предусмотрена за нарушение требований по охране труда?

Несоблюдение требований трудового законодательства в сфере охраны труда может повлечь за собой ответственность для работодателя в виде штрафов, дисквалификации, административного приостановления деятельности, а также череду проверок со стороны различных надзорных органов.

При этом предусмотрена ответственность за совершение ряда отдельных правонарушений. В частности, допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров влечет наложение на работодателя административного штрафа до 130 тыс. руб. Еще больше сумма штрафа за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты – до 150 тыс. руб ().

РФ предусмотрена административная ответственность за сокрытие работодателем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Совершение этого правонарушения влечет наложение административного штрафа до 10 тыс. руб. Приведенная статья предусматривает ответственность за нарушение нормы , согласно которой работодатель обязан немедленно сообщить страховщику о несчастном случае, происшедшем на производстве.

А за нарушение требований СанПиН и невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, в том числе обязательной вакцинации работников, к организации могут быть применены меры ответственности в виде предупреждения, наложение административного штрафа или административное приостановление деятельности (ст. 6.3 КоАП РФ "

  • Приказ Минтруда России от 19 августа 2016 г. № 438н " "
  • Постановление Минтруда России от 22 января 2001 г. № 10 " "
  • Приказ Минздравсоцразвития России от 01 июня 2009 г. № 290н " "
  • Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда "